Смекни!
smekni.com

Образ Ивана Грозного в историческом сознании (стр. 3 из 5)

Но этот психологический конфликт был следствием другого конфликта - между разными представлениями о методах центра­лизации страны. Структурные реформы, которые проводило пра­вительство Избранной Рады, как и всяки структурные реформы, шли медленно, их плоды созревали не сразу. Нетерпеливому че­ловеку, каким и был царь Иван, казалось, что результатов-то и нет, что ничего не сделано.

Ускоренный путь централизации в условиях России XVI ве­ка был возможен только при использовании террора. И прежде всего потому, что еще не был сформирован аппарат государс­твенной власти. В годы правления Избранной Рады суд кормлен­щиков на местах был заменен управлением через выборных из местного населения, но выполняющие свои управительные обя­занности, фактически на общественных началах, губные и земс­кие старосты - это еще не аппарат власти. Центральная власть была слаба, не имела своих агентов на местах.

Жестокость, террор - показатель слабости власти, ее не­умения добиться своих целей обычными путями. Вместо длитель­ной и сложной работы по созданию государственного аппарата царь Иван пытался прибегнуть к наиболее "простому" методу: "не делают - приказать", "не слушаются - казнить". Но этот путь террора был неприемлем для деятелей Избранной Рады и, хотя суровость и жестокость наказаний умещались в систему ценностей века: людей вешали даже по подозрению в разбое, признание добывали с помощью пыток, официально узаконенных, единственным видом тюремного заключения считалось пожизнен­ное, от служилых людей требовалось беспрекословное подчине­ние, это не было атмосферой массового террора, всеобщего страха, массового доносительства.

Отсюда и вытекает сопротивление Сильвестра и Адашева тем или иным начинаниям царя и упорство в проведение в жизнь собственных предначертаний. Конфликт разрешился падением Избранной Рады. (2;59)

ОПРИЧНИНА

Дальнейшие события развивались следующим образом на фронте Ливонской войны удалось одержать крупную победу. Во­енные действия против России начала Швеция. Осенью 1562 года русские войска осадили крупную Литовскую крепость Полоцк, сильная бомбардировка заставила гарнизон Полоцка в феврале 1563 года капитулировать. Царь очень гордился этой победой, ведь она была после разгрома. (1;112)

Избранной Рады, недаром до конца дней он особо благоволил к большинству участников взятия Полоцка. Но новых побед не бы­ло. В январе 1564 года русские войска были разбиты в битве у реки Улы, последовали новые неудачи. Царь Иван быстро нашел виновных.Перекладывать ответственность на других стало обык­новением царя. За поражение ответили Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин - оба из рода князей Оболенских. Реп­нина царь убил собственноручно. Кашина убили, когда он шел в церковь. Казнен был князь Дмитрий Федорович Овчинин и из­вестный воевода Никита Васильевич Шереметев. Это было нача­лом казней.

В те же годы царь начинает наступление против старицко­го князя Владимира Андреевича, которого опасался с тех пор, как тот выступил в роли династического соперника для цареви­ча. По доносу он и его мать Ефросинья были доставлены в Москву, царь быстро убедился в их виновности, но милостиво простил: раскаяние было условием прощения. Княгиню сослали в Горицкий монастырь, у Владимира Андреевича забрали часть его удела.

В апреле 1564 года видный деятель Избранной Рады князь Андрей Михайлович Курбский бежал в великое княжество Литовс­кое, заранее договорившись с королем Сигиизмундом II Авгус­том. Оттуда он писал царю, гневно обвиняя царя в казнях не­винных людей и угрожал ему небесным судом. Было ли бегство Курбского изменой? Рассматривая причины побега можно ска­зать, что Курбский скрывался от опалы, следствием которой всегда была смерть. Впоследствии Курбский писал, что бежал из-за грозившей ему казни, говоря, что тот, кто "прелютаго ради гонения не бегает", подобен самоубийце. Царь отрицал, что собирался казнить Курбского, писал, что тот "убоялся" ложных слухов о предстоящей казни, переданных ему друзьями. Впрочем Грозный не отрицал, что князя ждала опала и потом как-то проговорился, когда издевательски спрашивал Курбско­го, почему он такой праведный и благочестивый "убоялся непо­винной смерти" и "не изволил от мене, строптиваго владыки страдати и венец жизни наследити? Ведь такая невинная смерть"несть смерть, но приобретение". Само бегство не было изменой, в понятие верности входила служба государю, а не стране. Вступив в конфликт с Грозным, Курбский, естественно, вел против него войну, через несколько месяцев возглавив ли­товские войска в походе на Русь. (2;70)

История опричнины началась на исходе 1564 года. В.

О.Ключевский писал об опричнине: "Учреждение это всегда ка­залось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал". А события развивались следующим образом: 3 декабря 1564 года царь отправился на богомолье, что было де­лом обычным. Царские объезды монастырей были одновременно и исполнением религиозного долга и инспекционными поездками. Но на этот раз выезд был необычен, боярам, которым царь ве­лел ехать было приказано взять жен и детей, те должны были вязть слуг, запасных коней, вооружение, доспехи, одежду, деньги, казну. Казна же была хранилищем и государственного архива. Из-за распутицы до Троице-Сергиева монастыря царь добрался 21 декабря, а в Александрову слободу к 3 января, откуда в Москву послал гонца с двумя грамотами. Обе были ог­лашены перед всем народом.

Первая содержала список "измен" бояр и дворян. В грамо­те содержался страстный и тенденциозный обзор злодеяний бо­яр, воевод и приказных людей, которые не только "тощили" царскую казну, но и измену делали", не желая воевать против недругов, а духовенство в стачке с боярами и дворянами начи­нало их прикрывать. Потому государь и уехал от изменников куда глаза глядят.

Вторая грамота была адресована "всему православному крестьянству града Москвы", главный ее смысл: царь пишет по­садским людям, "чтобы они себе никоторого сумнения не держа­ли, гневу и опалы на них никакого нет". (2;72)

Это был точно рассчитанный политический маневр, в ре­зультате которого народ единодушно, веруя в "батюшку-царя", потребовал от бояр упросить государя вернуться, а за всех государственных " злодеев" и изменников они стоять не будут, а сами их истребят". Так царь Иван обзавелся народным согла­сием на террор.

Делегация из духовенства и бояр отправилась в Александ­рову слободу. Царь повторил свои обвинения и после некоторо­го рамышления милостиво согласился вернуться на госудаарс­тво, но при условии: изменников казнить по своему усмотрению и учредить опричнину.

Термин "опричнина" известен задолго до Ивана IV, проис­ходит от слова "опричь" - кроме. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя вы­деляли его вдове, "опричь" всех уделов. "Опричь" всей земли выделялась и территория царской опричнины.

А была она значительной, туда вошли уезды, близкие с княжеством Литовским: уезды Вяземский, Козельский, Малоярос­лавецкий, Перемышльский и т.д., в центре опричными стали Суздальский и Можайский уезды, земли вокруг Александровой слободы, а так же в других местах: Гжель, Олешня, Хотунь на Лопасне, Домодедовская волость, наконец, Окрестности озера Селигер. Финансовую базу опричнины должны были составить платящие большие налоги северные земли Поморье, Двинский край, Вологодский уезд. Была отписана в опричнину и часть самой Москвы. Здесь были поселены опричники, земских же пол­ностью выселили. В опричнину попали три стрелецкие слободы в районе Воронцова поля, видимо, расквартированные там стрель­цы вошли в опричное войско.

В это особое войско вошло "1000 голов" дворян и князей, в последствии его численность увеличилась в 5-6 раз. На рас­ходы по созданию опричнины царь взял с земщины 100 тысяч рублей. (2;67)

По указу об опричнине предполагалось, что из взятых в опричнину уездов будут высланы те служилые, "которым не быть в опришнине". Опричникам же собирались раздать поместья в опричных уездах.

Сообщения, идущие от иностранцев, живших в те годы в России таковы: опричники приносили особую присягу на вер­ность царю, в которой обязывались не вступать в общение с земскими, даже родственниками. В Александровой слободе, ко­торая стала резиденцией царя, создалось своего рода монашес­кое братство во главе с царем - в качестве игумена настояте­ля. Все носили одинаковые черные одежды со знаком принадлеж­ности к "ордену" опричников метлой, чтобы выметать измену, и собачьей головой, чтобы ее выгрызать. Монастырские оприч­ные трапезы должны были словно напоминать о далеких време­нах, когда князья пировали со своими дружинами.

Описавшие опричные пиры ливонские дворяне, служившие в опричнине сообщают: "каждлому подается еда и питье, очень дорогое, состоящее из вина и меда". Трапеза сменялась изну­рительными богослужениями, подчас ночными. Время царя за церковной службой не было потрачено даром: "Все, что ему приходило в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он в церкви". Между пиром и церковной службой царь ходил в застенок и "никогда не выглядел он более весело, чем тогда, когда присутствует при мучениях и пытках до восьми часов". Несомненно, что во главе опричнины при ее учреждении стояла группа людей - родственники двух первых жен царя: Захарьины и родственники Марии Темрюковны, дочери кабардинского князя Кученей, которая была второй женой Ивана IV. Уже в феврале состоялись первые казни: приговорены пять человек, среди них знаменитый полководец Александр Борисович Горбачев с 17-лет­ним сыном. Люди с ужасом узнавали о новых заговорах, "вели­ких изменных делах" тех, кто до сих пор находился на госуда­ревой службе, командовал войсками, одерживал победы. В нас­тоящее время нельзя ответить на вопрос все ли заговоры были созданы царскими подручными в застенках или хотя бы часть из них была реальной. О заговорах против Ивана Грозного пишут