Смекни!
smekni.com

Образ Ивана Грозного в историческом сознании (стр. 1 из 5)

Спор о царе Иване Васильевиче идет уже четыре с лишним века: начался еще при жизни Грозного. Одна из первых харак­теристик дана в начале ХVII века, она весьма противоречива: некрасивый ("образом нелепый") с длинным и кривым носом ("нос протягновен и покляп"), царь вместе с тем высок, у не­го "сухо тело" и толстые мышцы, высокие плечи и широкая грудь.

Далее идет восхваление: "Муж чудного рассуждения, книж­ного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за оте­чество стоит крепко". Но затем идет осуждение в жестокости, неумолимости в пролитии крови: множество народу от мала до велика при царстве своем погубил, и тут же: многие блага сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан. Похо­же современник стал в тупик перед многогранностью человечес­кого характера.

Разнообразие оценок дел и личности Ивана IV нашло про­должение в науке. У историка XIX века Карамзина оно одноз­начно: "герой" в первый период своего царствования он прев­ращается в тирана во втором. Во второй половине XIX века ис­торическая наука стала вскрывать закономерности хода исто­рии. Историк С.М.Соловьев представлял историческое развитие России того времени как смену "родовых" начал на "государс­твенные".

В Этом смысле деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе государственных начал. Соловьев резко говорил о казнях неповинных людей, писал, что "не произнесет историк слово оправдания такому человеку".

Последующие историки, Кроме В.О.Ключевского порой как бы бравировали свободой от моральных оценок прошлого, гово­рили, что надо не судить, а понять людей минувших. С конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится почти единодушной. На страницах ученых трудов, романов, на киноэк­ранах и в театрах Ивана стали изображать, как великого пат­риота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявше­гося с изменниками боярами. Причины такого отношения лежали за пределами науки. Террор казался привлекательным для оп­равдания событий в стране в этот период.

Чтобы понять деятельность Ивана IV надо знать какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком взошел на престол.

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV

К исходу XVI века Россия была большой страной. На запа­де пограничная область - Смоленская земля, на юго-западе - районы Орла, Курска, Тулы. Калуга была пограничным городом. Дальше - дикое поле - степь, находившаяся под постоянной уг­розой нападения крымского хана. На востоке Россия заканчива­лась Нижегородским и Рязанским уездами. Государство уже было единым, но объединение русских земель закончилось лишь не­давно.

Феодалы из разных частей страны перемещаются, получают вотчины и поместья в новых местах. Постепенно складывается единый общерусский класс феодалов. Процесс начался и до централизации было далеко. Архаичной была система местного самоуправления. На местах власть принадлежала наместникам и волостелям. Они были кормленщиками: получали уезды и волости в кормление, это означало, что кормленщику полагалась часть податей с его уезда или волости, но не за административную или судебную деятельность, а как награда за прежнюю военную службу.

Это приводило к тому, что к своим обязанностям кормлен­щик мог относится спустя рукава, часто перепоручая их своим холопам. Да и в получении кормлений не было порядка - веро­ятнее всего за взятку распределявшему их дьяку.

Неудобство для централизации государства представляли и существовавшие удельные княжества: их оставалось еще два, принадлежали они младшим братьям Василия III - Юрию ( Дмит­ров и Звенигород) и Андрею (Тверская земля и Верея).

Братья -удельные князья тем более беспокоили Василия III, что у него долго не было наследника.

Иван IV родился 25 августа 1530 года. Его мать - вторая жена Василия III - молодая красивая княжна Глинская (первую Соломонию после 20 лет бездетной совместной жизни Василий III заточил в монастырь). Происходила она из семьи с интри­гующей родословной. Рассказывали, что после поражения на Ку­ликовом поле и гибели Мамая в борьбе с Тохтамышем его сы­новья бежали, крестились и получили в удел город Глинск, стали князьями Глинскими. Если легенда верна, то Иван IV был одновременно потомком Дмитрия Донского и Мамая. (2;17)

Когда Ивану было 3 года умер его отец - 54-летний князь Василий III, успев благословить старшего сына на великое княжество. Иван IV в дальнейшем гордился тем, что он монарх всю жизнь. Ребенок, перед которым стоят на коленях, целуют руку почтенные взрослые люди, - сочетание формальной власти самодержавного государя с детской беспомощностью.

Первые пять лет при ребенке была мать, которая твердо и решительно правила страной. Князей Юрия Ивановича и Андрея Ивановича она тем или иным путем устранила. Они умерли в за­точении. А через год скончалась и сама Елена Глинская в воз­расте 30 лет и Иван с 8 лет со скипетром и державой самосто­ятельно восседает на троне, а вокруг ожесточенная борьба бо­ярских кланов за власть.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ И РЕФОРМЫ

Уже при Елене Глинской была сделана попытка изменить систему местного управления. Наряду с наместниками и волос­телями, получавшими кормления, начали вводить выборных из местных дворян - губных старост для борьбы с "разбоями", и "лихими людьми". В правление Шуйских, которые играли видную роль в окружении государя, при малолетнем Иване было роздано невиданно много поместий, что укрепляло централизацию. В пе­риод боярского правления появляется новое важное изменение в городской жизни: после наместников, волостелей, тиунов в них появляется власть иного происхождения - жители городские и сельские получают от правительства сами ловить, судить и казнить воров и разбойников, для чего должны ставить себе в головах детей боярских, присоединяя к ним старост, десятских и лучших людей. (3;450)

Постоянное увеличение государственных потребностей в Московском государстве требовало увеличения финансовых средств. Московское правительство поступало очень просто по понятиям времени: оно налагало новую подать. Так появились "пищальные деньги" - с Новгородского посада, пригородов, рядков, погостов. Ближайшие к месту военных действий волости должны были выставлять на войну посошных людей, а отдаленные платили " посошные деньги". Кроме этого собирался так назы­ваемый "белый" корм для продовольствия войска. Платились "горностальные" деньги и "ямские".

Кроме дани, источником дохода служили оброки: в 1543 году вологодские писцы по слову великого князя отдали на об­рок кирилловскому игумену две великокняжеские пустоши чер­ные, чтобы получать в казну оброк с монастыря по десять ал­тын ежегодно. Отдавались на оброк пашни, сенокосы, леса, ре­ки, мельницы. И все же реформы проводились медленно: все си­лы правителей поглощала борьба за власть - было не до боль­ших государственных дел. (3;462)

С конца 40-х годов Иван IV переходит к самостоятельному правлению. В 16 лет, через год после совершеннолетия Иван собрал бояр и сообщил, что хочет жениться, но перед женить­бой "поискать прежних своих прародителей чинов", чтобы при­нять новый титул. Предки Ивана IV не носили титул царя, но принятие царского титула могло поднять авторитет государя к чему стремился и митрополит Макарий, игравший важную роль в окружении Ивана IV и его родственники - Глинские.

Если титул Великий князь мог восприниматься как первый среди равных, царь - резкое выделение из ряда, принципиально новый титул. Сам термин "царь" - от латинского "цезарь", ко­торый из личного имени Кай Юлий Цезарь превратился в импера­торский титул.

Важную роль играл царский титул в международных отноше­ниях. Ведя переговоры с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами русский государь выступал теперь с тем же титулом, что и его партнеры. В сношениях с Западной Европой слово "царь" переводили, как император или оставляли непереведен­ным, в то время,как "великий князь" - это "принц", герцог.

Коронация состоялась в январе 1547 года. А затем "госу­дарь царь и великий князь всея Руси" вступил в брак с боя­рышней Анастасией из старого московского рода Захарьиных.

Однако после коронации править продолжали Глинские. Царь предавался забавам и не раз проявлял свой жестокий нрав. Еще первый свой смертный приговор царь вынес в свои 13 лет, приказав своим псарям схватить ненавистного ему князя Андрея Михайловича Шуйского и убить, что было и исполнено. В сентябре по приказу 15 летнего великого князя Афанасию Бу­турлину отрезали язык за "невежливое слово", летом 16-летний монарх приказал отсечь головы своим любимцам - боярам Ворон­цовым и Ивану Кубенскому, так как ведший следствие по подс­трекательству дьяк, будучи их личным врагом, указал на них. Все это происходило до венчания на царство. В начале 1547 года молодой царь вновь продемонстрировал свой крутой харак­тер. 70 самых почтенных псковичей приехали к царю с жалобой на злоупотребления наместника - князя Ивана Ивановича Турун­тая-Пронского. 17 летний царь пришел в негодование и, как рассказывает летопись псковичей "бесчествовал, обливаючи ви­ном горячим, палил бороды и волосы, да свечою зажигал и по­велел их покласть нагих на землю". (2;29)

Признаками неблагополучия были и волнения пищальщиков псковичей и московское восстание после пожара 1547 года. Ле­том в Москве то и дело вспыхивали пожары, но действительно великим был пожар 21 июня 1547 года: пожар продолжался пока было чему гореть около 10 часов. Результаты были устрашающи­ми: несколько тысяч человек погибло, все население осталось без крова. Горе требовало выхода в поисках виновных. Восс­тавшие москвичи обратили свой гнев на бояр, особенно стояв­ших у власти Глинских и отправились к царю, вооружившись щи­тами и вилами, требовать их выдачи. Перепуганный царь, спас­шийся от пожара в селе Воробьево, сумел успокоить толпу, уговорить, что Глинских в Воробьеве нет (что было правдой) и толпа разошлась, успокоенная тем, что царь не учинил над ней расправы. Но это была уловка. Вскоре Иван IV велел аресто­вать этих людей и казнить.