Смекни!
smekni.com

Русская иконопись. Язык икон (стр. 2 из 3)

значительны были успехи, сделанные ею в изучении древней словес-

ности, древней литературы. Во многом именно благодаря этому уче-

ные того времени обратили внимание на древнюю иконопись, тесней-

шим образом связанную со словом, с литературой, и сумели оценить

точное и глубокое соответствие икон литературному источнику.

Признание за древней живописью художественного значения, рост

интереса к ней вызвали обращение широких кругов образованных лю-

дей к той народной среде, где эта живопись, как и вся допетровс-

кая старина, еще продолжала жить. Для иконописи прежде всего та-


- 9 -

кой средой была среда старообрядческая, среда раскольников, т.е.

крестьян и купцов, предки которых в середине XVII века отклони-

лись от православной Церкви, не приняв некоторых предпринятых в

то время нововведений. Старообрядцы берегли древнюю икону, как

свободную от этих нововведений, не испорченную ими, высоко ее

чтили и сохранили своеобразное понимание ее красоты. Общение со

старообрядцами давало поэтому возможность познакомиться с боль-

шим числом принадлежащих им, собранных ими икон, что уже само по

себе было важно, так как расширяло представления о древней ико-

нописи. Но что еще важнее - у старообрядце учились ценить ту

"тонкость древнего письма", которую они сами ценили в собранных

ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу вир-

туозную точность рисунка, стройную ясность композиции.

На исходе XIX века в России складываются многочисленные

коллекции. Самые знаменитые из них - коллекции А.В. Морозов а,

И.С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятни-

ки старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает

собирать иконы и знаменитый Третьяков и, понимая художественное

значение собранной им коллекции икон, он завещает ее своей кар-

тиной (Третьяковской) галерее.

Естественно, что и у владельцев иконных собраний, и у людей

близких к ним возникло желание увидеть то, что находится под по-

черневшей олифой, увидеть собранную ими древнюю живопись в нас-

тоящем виде. В начала XX века были предприняты расчистки икон.

Инициатором этих расчисток являлся И.С. Остроухов, бывший к тому

времени не только владельцем собственного иконного собрания, но

и попечителем Третьяковской галереи. Благодяря его знаниям, опы-

ту нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мас-


- 10 -

тера-иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная

технологию иконы, вспомнив дедовские приемы, они справились с

поставленной задачей, убрали с поверхности икон и потемневшую

олифу и поздние записи - открыли первоначальную древнюю живо-

пись. С этого момента началось настоящее открытие древнерусской

иконописи. В результате расчисток, или реставрации, как мы те-

перь говорим, иконы представали так ново и неожиданно, что удив-

ляло даже специалистов. В прах разлетелся миф о "черных иконах".

Вслед за первыми расчистками последовало множество других:

и в частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, на-

чали расчищать и раскрывать древние фрески.

Открытие древнерусской живописи в начале XX века, признание

ее художественного значения возрождало и понимание ее подлинного

духовного смысла. Но на дальнейших судьбах и самого древнерусс-

кого искусства, и его постижения сказались великие и грозные ис-

торические события начала XX века, свершившиеся в стране, преоб-

разования в результате Октябрьских событий 1917 года. Признание

атеизма в качестве государственного мировоззрения привело к го-

нению на христианское слово, к почти полному изъятию его из на-

родного обихода, надолго сделала невозможным изучение духовного

смысла древней иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведе-

ниям древнерусского искусства. Были закрыты тысячи храмов, мно-

гое из принадлежавшего им, в том числе и древние иконы, было

уничтожено.

Однако признание иконописи искусством, составной частью

культуры сыграло свою положительную роль: для икон открыли свои

двери музеи, куда поступали древние иконы, собранные коллекцио-

нерами и иконы из закрываемых храмов. С послевоенных лет, когда


- 11 -

начал возрождаться интерес к национальной культуре, икона как

явление этой культуры начала возвращаться в музейные экспозиции:

сначала очень робко, а в 60 - 80-е годы уже достаточно широко и

открыто. Происходящие сейчас в нашем обществе процессы уже при-

вели к тому, что древняя икона возвращается и в храмы.

22. ЯЗЫК ИКОН 0

22.1. Сюжеты древнерусской живописи 0

Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала,

ее художественный язык, столь отличный от языка европейского ис-

кусства становиться предметом изучения и исследования специалис-

тов. Но народ, все мы, к кому вернулась древняя икона, оказались

теперь в двойной изоляции от своей расчищенной, сохраненной, си-

яющей красками живописи. Если Людям начала XX века был нов худо-

жественный мир иконы, то лежащее в ее основе слово, Евангелие,

Библия, вся христианская традиция были им хорошо известны. Мы,

также как и они, привыкли с детства е европейской живописи ( по-

тому что европейской по типу является и русская живопись XVI-

II-XIX веков), и нам тоже труден и непривычен художественный

язык иконописи. Но, кроме того, нам - нам в широком смысле слова

- плохо известно Священное Писание, неведомы жития святых, цер-

ковные песнопения, закрыто и то "слово", которое лежит в основе

древнерусской живописи. Начавшееся возвращение к нему идет труд-


- 12 -

но и медленно.

Рассматривая иконы мы часто задаем вопросы: "Кто изображен?

Что изображено?", а потом - "Почему так изображено?". Вопросы

эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно

важные и нужные.

Без ответа на них невозможно самое первое приближение к

древнерусской иконописи, невозможно приобщение к тому открытию

иконы после столетий забвения, которое принес наш век.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся композиции русских

икон.

22.2. Образы Спаса 0

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства -

образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель

(Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем

христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и

одновременно Бог и Сын Божий, пренесший спасение человеческому

роду.

Традиционно расположены на любом его изображении по обеим

сторонам от головы IC XC - обозначение словом его личности, сок-

ращенное обозначение его имени - Иисус Христос ("Христос"

по-гречески - помазанник, посланник Божий). Также традиционно

окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - симво-

лическое изображение исходящего от него света, света вечного,

потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в на-

мять о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен


- 13 -

крестом.

В древности в византийском искусстве сложились чисто худо-

жественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяю-

щее, божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике

Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении времени развивались, что

позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его личности.

Стремление к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусс-

ких художников. Наоборот они стремились как можно полнее сохра-

нить то, что было сделано их предшественниками. Древние изобра-

жения Спаса повторялись художниками многих последующих поколе-

ний. В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспро-

изводились лишь главные характерные черты избранного образца.

Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный, - важ-

нейший образец, которому следовали мастера во все времена, пока

существовало древнерусское искусство. Легенда о Нерукотворном

Образе утверждала не только то, что это изображение было создано

по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в

помощь страждущему человеку.

Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Об-

раз. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", создан-

ный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской

галерее.

Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в

древнерусском искусстве был тип ,получивший название "Спас Все-

держитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представле-

ние христианского вероучения о Иисусе Христе. "Спас Вседержи-

тель" - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с

Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой


- 14 -

рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру бла-

гословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединя-

ют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стре-

мились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божествен-

ной силой и величием.

До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседер-

жителя в куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Со-

фии в Киеве ( 1043-1046 гг ).

Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседер-

жителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написан-

ная в начале XV века величайшим русским художником Андреем Руб-

левым. Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде

"Звенигородским Спасом".

С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель,

- с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении десницей

- изображался Иисус Христос и в распространенных композициях