"Спас на престоле". На его царственную власть указывало здесь
само восседание на престоле (троне). В этих изображениях особо
ясно выступало то, что Владыка мира является и его судией, так
как "воссев на престол", Спаситель будет творить свой последний
суд над людьми и миром.
- 15 -
22.3. Образы Богородицы 0
Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по своему
смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в созна-
нии и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Ма-
рии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы
его земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычецей
мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное
материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце,
"пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчис-
ленные людские страдания.
Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы
еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Еван-
гелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и
икона "Богоматерь Владимирская", которая считалась покровитель-
ницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской гале-
реи. Существует летописное известие, что эта икона была привезе-
на в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси
столицу Византии Константинополь). Имя "Владимирская" она полу-
чила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-
восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе
Владимире икона обрела свою славу. В центре иконы располагается
поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который
нежно прижимается к ее щеке.
Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания -
по-русски обозначалось как "Умиление". Прижимая к себе правой
рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую ру-
ку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей ма-
- 16 -
теринской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое
извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнс-
кую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын:
в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно сли-
лись детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.
Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к то-
му, что на Руси существовало много списков с нее, много ее пов-
торений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней ико-
не, особенно в северовосточных русских землях, широкое распрост-
ранение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.
"Умилением" является прославденная "Богоматерь Донская" - икона,
согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий
Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, Где
одержана была великая победа над татарами.
Кроме изображений типа "Умиление", многочисленными и люби-
мыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые
назывались "Одигитрия", что означает "Путеводительница". В ком-
позициях "Одигитрия", Богоматерь изображена в фронтальной, тор-
жественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно
поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда "Богоматерь
Одигитрию", называют "Богоматерь Смоленская". Дело в том, что
согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь
списков "Одигитри" находился в Смоленске.
Существует еще несколько различных по композиции изображе-
ний Богородицы. К ним относятся: "Богоматерь Казанская", "Бого-
матерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся)", "Богоматерь
Знамение".
Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сю-
- 17 -
жетных групп: иконы с изображением различных праздников, напри-
мер, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изоб-
ражениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апос-
толов Петра и Павла, Козьмы и Демьяна и многих других. Все эти
иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяю-
щим сюжет и композицию изображения.
Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежа-
щими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианс-
кого слова, в основной своей части знакомы всем христианским на-
родам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к
задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси
основой самобытного, уникального в мировой культуре явления -
древнерусской иконописи.
- 18 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное
искусство, 1978.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М.,
Просвещение, 1993.
Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М.,
Изобразительное искусство, 1970.
Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. - Журнал
московской патриархии N5 1989, с.67.
Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М., Просвещение,
1974.
Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Жур-
нал московской патриархии N8 1987, с.73.
Ямщиков М.С. Сокровища Суздаля. - М. Изобразительное ис-
кусство, 1970.