Смекни!
smekni.com

Русская иконопись. Язык икон (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

1.1. Корни древнерусской иконописи

1.2. Причины забвения русской иконы

1.3. Признание громадного художественного значения древне-

2. ЯЗЫК ИКОН

2.1. Сюжеты древнерусской живописи

2.2. Образы Спаса

2.3. Образы Богородицы

Список литературы


- 3 -

21. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

21.1. Корни древнерусской иконописи 0

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей

стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто

обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и под-

ростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образо-

ванные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело

в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний

у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драмати-

ческой судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей

истории.

Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древ-

ние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова,

обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения

древнерусской культуры и получило широкое распространение во

всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате

миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период,

когда значение церковного искусства переживалось с особенной си-

лой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного

искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь При-

няла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в

самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе

церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в

это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как

образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону

Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.


- 4 -

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство

меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят

в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освое-

ния византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпо-

сылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исс-

ледования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высоко-

развитую художественную культуру. Все это способствовало тому,

что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исклю-

чительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным

воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь

благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на

Руси.

С глубокой древности слово "Икона" употребляется для от-

дельных изображений, как правило написанных на доске. Причина

этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строитель-

ным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были де-

ревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по

свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси

общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яр-

костью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках

(сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом),

как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных

церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась та-

кой же классической формой изобразительного искусства, как в

Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - игра-


- 5 -

ла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живо-

пись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь

приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала предс-

тавление о том, что задача живописи - "воплотить слово" вопло-

тить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древне-

русской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде все-

го это Священное Писание, Библия ("Библия" по-гречески - книги)

- книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдох-

новению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как

можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить челове-

ка к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он

исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех

стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния

Византиии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобраз-

ную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда

больше не повторившуюся художественную систему, которая позволи-

ла необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живо-

писный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям,

необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины

христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала

живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Ру-

си, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычай-

ную,невиданную, неповторимую красоту.


- 6 -

21.2. Причины забвения русской иконы 0

Со временем искусство всего византийского мира, и искусство

Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоева-

телей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами

некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские госу-

дарства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по

существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была

подлинным центром православной культуру.

Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том

числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в мо-

мент высочайшего подъема русской государственности при Петре 1.

Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное

наследие Древней Руси. Русская живопись после пертровских ре-

форм, в том числе живопись церковная, строится на этих новых за-

падно-европейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение

сохранялось в европезированном просвещенном русском обществе, но

и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринима-

лись им лишь как доказательства русской отсталости и варварства.

Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина,

предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно

упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании,

центрами которого были несколько "иконописных" сел - Палех,

Мстера и Холуй.

Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не

было в России окончательным. Через сто лет после петровских ре-

форм к нем обратилась новая, созданная как раз в результате ре-

форм 2 0русская культура, русская интеллигенция.


- 7 -

21.3. Признание громадного художественного значения древне-

2русской иконы и возрождение интереса к ней 0

Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее

живописи. Уже в "Истории государства российского" Карамзин упо-

минает о древнерусских художниках, приводит сведения об их про-

изведениях. Они становятся предметом изучения для историков, но

подлинное открытие иконописных сокровищ произошло позже. Дело в

том, что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящему

просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью, уцелев-

шие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле

стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древ-

нерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками ук-

рашали в древности далеко не каждую церковь, а иконы были обяза-

тельно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина

этой невидимости икон - в той особой живописной технике в кото-

рой они создавались. Доска, на которой должна быть написана ико-

на покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и

само изображение наносилось но грунт темперой, т.е. минеральными

красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Олифа

хорошо проявляет цвет и, что еще важнее прекрасно предохраняет

икону от повреждений. Но олифа обладает свойством со временем

темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти сов-

сем скрывала, находящуюся под ней живопись. В древности на Руси

знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. спо-

собы "расчистки" древней живописи. Но способы эти были трудоемки

и со временем иконы стали не расчищаться, а "поновляться", т.е.


- 8 -

поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на

древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновле-

ний - первоначальная живопись в таком случае закрывалась нес-

колькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой.

Таким образом в начале XIX века, к тому моменту, когда возник

интерес к допетровской культуре, потемнели уже и иконы XVII ве-

ка. На всех древних иконных досках представали лишь силуэты,

контуры изображений, проступающие сквозь потемневшую, закопчен-

ную олифу.

Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие

к искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи

таящуюся в ней художественную силу. Так в 1840 году историк

Иванчин-Писарев, посеивший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть

в хранящейся там сильнопотемневшей "Троице" Андрея Рублева цен-

нейший памятник искусств.

До середины XIX века общим оставалось представление, что

"художества водворены у нас в отечестве Петром I". Только во

второй половине столетия такой представление было разрушено. В

это важную роль сыграла русская историческая наука. Особенно