Смекни!
smekni.com

Культура западной Европы от возрождения до реформации

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИЭпоха Возрождения - Ренессанс.Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силуэтот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но ине только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта культуры - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю чело-веческой культуры. Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождениенаследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культур-ную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Рефор-мации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации - восстанавления автори-тета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции. 1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени. В экономике - это эпоха Великих географических открытий и перво-начального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом коло-ний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониаль-ным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархи-ческих абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть итальянские гуманисты, еще самосовер-шенствующего индивида, гармонично существующего и в природе, и в человеческом обществе. Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходна от старого к Новому времени и растянулась она во многих регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятель-ных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традицион-ных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксаль-ным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашалиидеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека отэтих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскимимануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью само-стоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, реализоваться. Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя.Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и "светские привычки" пап, открыто устраивающих свадьбы своих много-численных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность эпохи. Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в поименовало эпоху Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса).глубь веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то РимДревний и Великийгород (возрождение Античности - название данное самими гуманистами - и поименовало эпоху Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса). Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средне-вековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне вре-менное единство - духовную историю человечества. Оставаясь хрис-тианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевыш-него, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен. К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет ро-ковые слова: "Распалась связь времен...". И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории. Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав по-своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означалоревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого духа, так как "humanitas" у Цицерона обозначает полноту и нераздельность многообразной природы человека. Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистовс обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и пере-писчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы. Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был го-сударем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его ху-дожником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри -офицером, наемником герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету. Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и колоссальной трудоспособности. Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, вкоторой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту кон-цепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Богсливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то есть Бог" - такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека реализовать себя. Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и харак-теров, однако не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы тиранов в трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В мироощущении этих "героев" мир и сам человек не выражали собой универсальность Божественного творения. Человек становился сово-купностью разных "личин". Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом мире, где происходило утверждение автономности чело-веческого "Я". Сила часто становилась основой права без морали. "Цель оправдывает средства" - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием многих темных дел не только тоговремени.Реформация.Попыткой преодолеть противоречия раннебуржуаз-ной культуры, а также традиционное влияние католической церкви стала идеология нового движения в заальпийской Европе, получившего наз-вание Реформации. Реформация началась в Германии и связана с именем Мартина Лютера, августинского священника, профессора аристотелевской диа-лектики Виттенбергского университета. В ходе Реформации возникла новая церковь и новое вероиповедание в рамках христианской веры - протестантизм. Это название, вошедшее в историю, возникло на Шпейерском рейхстаге 1529 года, где сторонники Лютера выступили с протестом против отмены решения этого же рейхстага 1526 года о пре-доставлении права выбора вероиповедания населению их территории. Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютерапротив торговли индульгенциями. В День всех святых - 31 октября 1517 года Лютер прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге свои зна-менитые 95 тезисов, в которых оспаривал право церкви отпускать грехи человека. Лютер утверждал, что христианин спасается только через полное самоуничижение, символ которого Голгофа, и что любые попытки отыскать более прочные тому гарантии фантастичны и кощунственны. В культуре Средневековья человек, по католическому вероучению, понимается как греховное существо по природе. Лютер свидетельствовал о человеке как о грешном и обвинняемом, но апеллировал к человеку судящему. Реформатор хотел бы, чтобы вся присутствующая в человеке энергия ненависти ко злу была изъята из мира и обращена вовнутрь - против того нравственного убожества, которое каждый должен найти в себе самом. И гуманисты, и реформаторы решают по сути одну и ту же задачу: пытаются определить место, найти точку опоры человеку в новом, раннекапиталистическом мире, в котором отношения "личной зависимости" уступают место отношениям "вещной зависимости". Реформаторы про-возглашают идею ничтожества человека. Но это унижение пара-доксальным образом оборачивается немыслимым ранее приблежением к Богу простого человека - мирянина и грешника. Реформация начала с того, что "раздавила" человека. Но в этой раздавленности как бы уравняла людей и их шансы на стартовой пло-щадке жизни. Почему, спрашивает Лютер, "твою тело, твоя жизнь, дос-тояние и честь так свободны, а мои - нет, хотя мы одинаково являемся христианами, одинаково крещены, имеем единую веру, одинаковые души и все остальное у нас одинаково? Этим Лютер и вслед за ним другие ре-форматоры лишили идею неравенства людей религиозной санкции. Про-тестантизм в рамках национальных культур создал социально-психоло-гические условия, укрепляющие "вертикальные" связи элит и масс, раз-мывающие границы между "верхами" и "низами" общества. Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим соци-альным статусом и набором социальных ролей в иерархически органи-зованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в само-изменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны. Глубокий переворот, переживаемый ренессанской Европой, не мог не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшиеантичные интересы соотечественников-гуманистов, способствовали со-биранию древних рукописей и толкованию античной филисофии, занима-лись меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собст-венные земельные, экономические и властные приоритеты, способст-вовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой Европы к положению первого среди равных светских дворов в много-численных королевствах тогдашней Италии. Кроме того Рим, не забывал своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в своих руках все идеологические влияния. Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказы-вается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя поли-тическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчи-ненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участ-вующий в национальных и гражданских войнах. Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми какдля католической церкви, которая поспешила внести большую часть шедевров гуманизма в "Индекс запрещенных книг", так и для протес-тантов. Таким образом еще раз обнажился глубоко противоречивый ха-рактер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним куль-турным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными наследниками. Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы практического творчества человека, мимо которого проходила до этого европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз-глядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самос-тоятельному творению, нашли в художниках не только своих едино-мышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобнойдеятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или ху-дожник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по-этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изо-бретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобре-тением", но любое конструирование - механический, мы бы теперь ска-зали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные спо-собности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да Винчи, Микельанджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника, архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуаль-ным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессанс-кой литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало лите-ратуре Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистичес-кому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической поэзии. Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы Европа вступила в Новой время - время страшных со-бытий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных рево-люций, колониальных войн и освоения новых земель. Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов вошли в равной степени вошли в культуру Западной Европы.