Смекни!
smekni.com

Культура как предмет исследования (стр. 2 из 2)

Турции. Таким образом Тойнби пытается нащупать общие закономернос-

ти исторического развития культур и, несмотря на критику, его кон-

цепция является одной из наиболее интересных. Во всяком случае,

понимание истории как цепи вызовов и ответов, возможно, окажется

для человечества ценнее, чем фатальный пессимизм О.Шпенглера. Ги-

бель европейской цивилизации может и не наступить, если правильно

понять настоящий исторический вызов и найти ему адекватный ответ.

Таковой могла бы стать одна из задач современной культурологии как

науки.

Все это время мы говорили о западноевропейской культуре как о

чем-то замкнутом в себе, что имеет свое начало и теперь уже близ-

кий конец. Тот же Тойнби взаимодействие с другими культурами -

Востоком, Московией, Оттоманской империей и другими рассматривает

как столкновение, противостояние чужеродному давлению в стремлении

выжить, сохранить себя. Однако в наше время нарастающего взаимоп-

роникновения культур и опасности силовых решений, чреватых плане-

тарной катастрофой, имеет смысл опираться на поиск глубинных свя-

зей между самыми разными культурами. Если земляне пока еще не ста-

ли единой цивилизацией, (особенно большие сложности возникают

здесь с Китаем и Африкой), то в самом ближайшем будущем им предс-

тоит ей стать - это вопрос выживания. Поэтому в современной куль-

турологии широкое распространение получают всевозможные концепции


- 9 -

мондиализма. Чего в наших культурах больше: общего или различий?

Да, у каждой культуры своя история, но, с другой стороны, все

мы люди, и, если учесть слова де Бенуа о том, что культура это то,

что характеризует нас как вид, то правомерен подход, в котором

каждой культуре нашлось бы место в общемировой.

Такой подход в XX веке исповедовали культурные антропологи,

структуралисты и культурологи-психоаналитики: Леви-Стросс, Мюнс-

тербергер, К.Юнг и др. Они пытались выявить некие универсальные

мотивы, сюжеты, штрихи, которые бы свидетельствовали о единой

судьбе человечества. Ранние и "примитивные" культуры рассматрива-

лись ими, с одной стороны, как предвестие западной культуры, а с

другой - как идущие по альтернативному маршруту человечества, опыт

которого может оказаться небесполезным "и для нас" - то есть для

Запада. Некоторые антропологи, как например Мирча Элиаде, усматри-

вали в архаических культурах прообраз нового общества, которое

могло бы реализоваться через метафорическую и символическую рево-

люцию. Они находили в западной культуре и особенно в зародившейся

в XX веке контркультуре отголоски магического, показывая, что оно

никуда не делось и является частью нашего мира. Теоретической ос-

новой таких концепций явился психоанализ, его понятие о бессозна-

тельном. Особенно для культурологии оказались важны идеи К.Г.Юнга

о коллективном бессознательном, состоящем из архетипов, единых для

каждого человека в силу его человеческой природы. Это та основа,

на которой можно говорить об общности культурного космоса челове-


- 10 -

чества.

Партикуляризм как установка на культурную обособленность был

свойственен, как указывал Н.А.Бердяев, всему древнему миру. Однако

и в новое время эту мировоззренческую установку исповедовали мно-

гие крупные исследователи, например, О.Шпенглер. Однако XX веку,

по выражению того же Бердяева, в гораздо большей степени свойстве-

нен универсализм. Сторонники этого взгляда ориентируются на пости-

жение общей судьбы человечества, сокровенного смысла истории. Та-

кова концепция "осевого времени" К.Ясперса. Ясперс полагает, что

выделение в мировой истории той ее части, которая относится к ге-

незису мира Запада не является по крайней мере окончательным.

Почти одновременно в трех областях земного шара, по Ясперсу,

возникает мощная культурная волна. Имеются в виду, во-первых, шу-

меро-вавилонский, египетский и эгейский мир; доарийская культура

долины Инда, во вторых; и архаический мир Китая, в третьих. Дати-

ровки приблизительно сходны: IV-II тысячелетия до н.э.

В противовес концепциям культурных циклов Шпенглера и Тойнби,

Ясперс исходит из того, что человечество имеет единые истоки и не-

кий общий путь развития. Он полагает, что между седьмым и вторым

веками до нашей эры произошел некий культурный процесс, резкий по-

ворот истории.

В это время: в Китае усилиями Конфуция, Лао-Цзы, Чжуан-Цзы,

Мо-Цзы и других возникают все направления китайской философии, в

Индии возникают Упанишады и проповедует Будда, в Иране зороастризм


- 11 -

учит о происходящей в мире борьбе со злом, в Палестине один за од-

ним появляются пророки, в Греции - Гомер и вся греческая филосо-

фия. Новое, возникшее в эту эпоху мироощущение сводится к следую-

щему: "бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним откры-

вается ужас и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он

ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осоз-

навая свои границ, он обозначает перед собой высшие цели, познает

абсолютность, в глубинах самосознания, и в ясности транцендентного

мира".

С этого момента древние культуры перестают существовать сами

по себе, а в едином контексте истории человечества. Это время и

называет К.Ясперс осевым временем человечества.

В разных вариантах эта концепция получает поддержку у

Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, и К.Поппера, Диогена Лаэртского, Дан-

те, Вольтера и Монтескье... Осознание человечеством своей целост-

ности - единственный идеал, который может спасти мир.

Быть может, культурология откроет новые пути развития общеп-

ланетарной культуры, сумеет заставить людей прислушаться к себе, а

может и нет. Тогда для осознания всех этих важных вещей нам потре-

буется убедиться в существовании инопланетян.


- 12 -

ЛИТЕРАТУРА:

1. А.Дж.Тойнби "Постижение истории" (сборник), Прогресс, 1991

2. О.Шпенглер "закат Европы", Искусство, 1993

3. К.Ясперс "Смысл и назначение истории", Республика, 1991

4. К.Леви-Стросс "Первобытное мышление" (сборник), Республи-

ка, 1994

5. Н.А.Бердяев "Смысл истории", 1990

6. М.Элиаде "Аспекты мифа", Инвест ППП, 1995

7. К.Юнг "Подход к бессознательному" (В сб. "Человек и его

символы", Б.С.К., 1996