ча и Турова Ки- греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество
рилла. Гомера, также воссоздает образ высоконравственного чело-
века, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
В своей "Притче о человеческой душе" (конец XIIв.)
епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское
миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого
бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души
и тела. В то же время он ставит в своей "Притче" вполне
злободневные для русской действительности вопросы, раз-
мышляет о взаимоотношении церковной и светской власти,
защищает национально-патриотическую идею единства Русс-
кой земли, которая была особенно важна в то время, как
владимиро-суздальские князья начали осуществлять центра-
лизаторскую политику накануне монголо-татарского нашест-
вия.
Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и
светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в
монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усерд-
но переписывали церковные служебные книги, молитвы,
сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древ-
нюю богословскую литературу. Все это богатство религиоз-
ной, богословской мысли также составляло неотъемлемую
часть общей русской культуры.
* "Слово о полку Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры,
Игореве". переплетение в ней языческих и христианских черт, рели-
гиозных и светских, общечеловеческих и национальных мо-
тивов прозвучало в "Слове о полку Игореве". Это поэма
эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не
только взволнованный призыв к единству Русской земли, не
только горделивый рассказ о мужестве "русичей" и не
только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в
мировой истории, о связи Руси с окружающими народами.
Века "Траяна" и Херсонес, венецианцы, немцы, греки - все
они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь
тот, кто выражает ее подлинные интересы.
А ведь эти произведения XIIв., звучавшие на всю
Русь, были созданы в период самой большой политической
раздробленности страны.
б) _Летописи .. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее
идеологии, понимания ее места в мировой истории - явля-
- важность ются одним из важнеших памятников и письменности, и ли-
летописей. тературы, и истории, и культуры в целом. За составление
летописей, т.е. погодных изложений событий, брались лишь
люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не
просто изложить разные дела год за ггодом, но и дать им
соответствующее объяснение, оставить потомству видение
эпохи так, как ее понимали летописцы.
Летопись была делом государственным, делом княжес-
ким. Поэтому поручение составить летопись давалось не
просто самому грамотному и толковому человеку, но и то-
му, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной
княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем са-
мым объективность и честностьь летописца вступали в при-
тиворечие с тем, что мы называем "социальным заказом".
если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика,
с ним расставались и передавали составление летописи
другому, более надежному, более послушному автору. Увы,
работа на потребу власти зарождалась уже на заре пись-
менности и не только на Руси, но и в других странах.
- появление на Летописание, по наблюдениям отечественных ученых,
Руси. появилось на Руси вскоре после введения христианства.
Первая летопись, возможно, была составлена в конце Хв.
Она была призвана отразить историю Руси со времени появ-
ления там новой династии Рюриковичей и до правления Вла-
димира с его впечатляющими победами, с введением на Руси
христианства. Уже с этого времени право и обязанность
вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церк-
вах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо под-
готовленные и обученные люди - священники, монахи. Они
располагали богатым книжным наследием, переводной лите-
ратурой, русскими записями старииных сказаний, легенд,
былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжес-
кие архивы. Им подручней всего было выполнить эту от-
ветственную и важную работу: создать письменный истори-
ческий памятник эпохи, в которой они жили и работали,
всязал ее с прошлыми временами, с глубокими исторически-
ми истоками.
- первые лето- Ученые считают,что, прежде чем появились летописи -
писи. масштабные исторические сочинения,охватывающие несколько
веков русской истории, - существовали отдельные записи,
в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу
и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это
были истории о Кие и основании Киева, о походах русских
войск против Византии, о рутешествии княгини Ольги в
Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийс-
тве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, пропо-
веди, предания, песни, разного рода легенды.
Позднее, уже в пору существования летописей к ним
присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатля-
юих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097г. и
ослеплении молодого князя Валилька, или о походе русских
князей на половцев в 1111г. Летопись включила в свой
состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни - его
"Поучение детям".
Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в
пору, когда ог объединил Русь, заложил храм Святой Со-
фии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую лето-
пись, другие материалы.
- летописные Уже на первом этапе создания летописей стало очевид-
своды. ным, что они представляют собой коллективное творчество,
являются сводом предшествующих летописных записей, доку-
ментов, разгого рода устных и письменных исторических
свиделельств. Составитель очередного летописного свода
выступал не только как автор соответствующих заново на-
писанных частей летописи, но и как составитель и редак-
тор. Вот это-то его уиение направить идею свода в нужную
сторону высоко ценилось киевскими князьями.
Очередной летописный Свод был создан знаменитым Ила-
рионом, который писав его, лидимо, под именем монаха Ни-
кона, в 60-70-е годы XIв., после смерти Ярослвав Мудро-
го. А потом появился Свод уже во времена Святополка в
90-е годы XIв.
- " Повесть Свод, за который взялся монах Киево-Печерского мо-
временных лет". настыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем
"Повести временных лет", оказался, таким образом, по ме-
ношей мере пятым по счету и создавался в первое десяти-
ление XIIв. при дворе князя Святополка. И каждый свод
обогащался все новыми и навыми материалами, и каждый ав-
тор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию.
Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского
летописания.
В первых строках своей летописи Нестор поставил воп-
рос "Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеле начал
первым княжить и откуда Русская земля стала есть". Таким
образом, уже в этих первых словах летописи говорится о
тех масштабных целях, которые поставил перед собой ав-
тор. И действительно, летопись не стала обычной хрони-
кой, каких немало было в ту пору в мире - сухих, бесс-
трастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом
тогдашнего историка, вносящего в повествование философс-
ко-религиозные обоьюения, свою образную систему, темпе-
рамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об этом
уже говорили, Нестор рисует на фоне развития всей миро-
вой истории. Русь - это один из европейских народов.
* источники. Используя предшествующие своды, документальные мате-
риалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией,
летописец развертывает широкую панараму исторических со-
бытий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси -
становление общерусской государственности с центром в
Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим
миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на
страницах Несторовой летописи - князья, бояре, посадни-
ки, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает
* основное со- о военных походах, об организааации монассстырей, зак-
держание. ладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных
спорах и реформах внутирусской жизни. Постоянно касается
Нестор и жизни народа в целои, его настроений, выражений
недовольства княжеской политикой. На страницах летописи
мы читаем о восстаниях, убихствах князей и бояр, жесто-
ких общественных схватках. Все это автор описывает вдум-
чиво и спокойно, старается быть объективным, насколько
вообще может быть объективным глубоко религиозный чело-
век, рукодадствующийся в своих оценках понятиями христи-
анской добродетели и греха. Но, прямо скажем, его рели-
гиозные оценки весьма близки к общечеловеческим оценкам.
убийство, предательство, обман, клятвопреступление Нес-
тор осуждает бескомпромиссно, но превозносит челстность,
сиелость, верность, благородство, другие прекрасные че-
ловеческие качества. Вся летописи было проникнута чувс-
твом единства Руси, патриотическим настроением. Все ос-
новные события в ней оценивались не только с точки зре-
ния религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских
государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно зна-
чительно в преддверии начавшегося политического распада
Руси.
* дальнейшая исто- В 1116-1118гг. летопись снова была переписана. Кня-
рия повести. живший тогда ы Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав
были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской