Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 11 из 13)

истории Святополка, по заааказу которого в Киева-Печерс-

ком монастыре и писалась "Повесть временных лет". Моно-

мах отнял летописание у печерских монахов и передал его

в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Силь-

вестр и стал автором нового Свода. положительные оценки

Святополка были поумерены, а подчеркнуты все деяния Вла-

димира Мономаха, на основной корпус "Повести временных

лет" остался неизменным. И в дальнейшем Несторов труд

входил непременной составной частью как в киевское лето-

писание, так и в летописи отдельных русских княжеств,

являясь одной из связующих нитей для всей русской куль-

туры.

- дробление лето- В дальнейшем по мере политического распада Руси и

писания. возвышения отдельных русских центров летописание стало

дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои лето-

писные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме,

Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяс-

лавле-Русском. В каждом из них отражались особенности

истории своего края, на первый план выносились собствен-

ные князья. Так, Владимиро-Суздальские летописи показы-

вали историю правления Юрия Долгорукого, Андрея Бого-

любского, Всеволода Большое Гнездо; Галицкая летопись

начала XIIIв. стала по существу биографией знаменитого

князя-воина Даниила Галицкого; о черниговской ветви Рю-

риковичей повествовала в основном Черниговская летопись.

И все же и в местном летописании четко просматривались

общерусские культурные истоки. История каждой земли со-

поставлялась со всей русской историей, "Повесть времен-

ных лет" являлась непременной частью многих местных ле-

тописных сводов. Некоторые из них продолжали традицию

русского летописания XIв. Так, незадолго до монголо-та-

тарского нашествия, на рубеже XII-XIIIвв. в Киеве был

создан новый летописный свод, к котором отражались собы-

тия, происходившие в Чернигове, Галиче, Вламимиро-Суз-

дальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно,

что автор свода имел в своем распоряжении летописи раз-

личных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубиц-

ком монастыре, создавались целые библиотеки летописных

сводов, которые становились источниками для новых исто-

рических сочинений XII-XIIIвв.

Сохранение общерусской летописной традиции показал

Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIIIв., ох-

вативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода

Большое Гнездо.

в) _Фольклор .. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и

- виды фольк- разнообразии фольклора в Киевской Руси. Значительное

лора. место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заго-

воры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемле-

мой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал

в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причита-

ния, песни на пирах и тризнах. Распространены были и ми-

фологические сказания, отражавшие языческие представле-

ния древних славян. На протяжении многих столетий цер-

ковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упор-

ную борьбу с "поганскими" обычаями, "бесовскими игрища-

ми" и "кощунами". Тем не менее эти виды фольклора сохра-

нились в народном быту вплоть до XIX-XX вв., потеряв со

временем свой изначальный религиозный смысл.

Существовали также и формы фольклора, не связанные с

языческим культом,- пословицы, поговорки, загадки, сказ-

ки, трудовые песни. Авторы литературных произведений ши-

роко использовали их в своем творчестве. Сказочные моти-

вы и образы нашли свое отражение в летописи, в житийной

литературе (например, в "Киево-Печерском патерике").

Значение исторических жанров фольклора возрастает с

образованием государства и началом складывания древне-

русской народности. На протяжении многих поколений народ

создавал и хранил своеобразную "устную летопись" в виде

прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом

родной земли. "Устная летопись" предшествовала летописи

письменой и послужила одним из ее основных источников.

- Былины. К X в. относится возникновение нового эпического

жанра - героического былинного эпоса, явившегося верши-

ной устного народного творчества. Былины - устные поэти-

ческие произведения о прошлом. В основе их лежат реаль-

ные исторические события, прототипами некоторых былинных

героев являются реально существовавшие люди. Так, прото-

типом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Свя-

тославича воевода Добрыня, имя которого неоднократно

упоминается в летописях. Однако былины редко сохраняли

точность фактических деталей. Но не в точном следовании

историческим фактам достоинство былин. Главная их цен-

ность в том, что эти произведения созданы народом и от-

ражают его исторические воззрения, его оценку сущности

исторических событий и понимание социальных отношений,

сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы.

Большинство былинных сюжетов связано со временем

княжения Владимира Святославича - временем единства и

могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевника-

ми. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир,

а герои-богатыри, олицетворявшие народ. Любимейшим на-

родным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, му-

жественный воин-патриот, защитник "вдов и сирот". Народ

воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.

В былинах отразилось представление о Руси как едином

государстве. Главная их тема - борьба народа с иноземны-

ми захватчиками, они проникнуты духом патриотизма.

- устная поэзия. Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной

среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их под-

виги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летопис-

ной характеристике князя Ярослава и описании его похо-

дов. В княжеских дружинах были свои "песнотворцы"-про-

фессионалы, слагавшие песни-"славы" в честь князей и их

воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упо-

минаемый в "Слове о полку Игореве" Боярин и "словутый

певец Митуса", о котором говорится в Галицко-Волынской

летописи.

Устное народное творчество продолжало жить и разви-

ваться и после появления письменной литературы, остава-

ясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние

на литературу сохранялось и в последующие столетия: пи-

сатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсе-

нал ее художественных средств и приемов.

23. Архитектура.

а) _Особенности .. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архи-

тектура, языческие молельни, крепости, терема, избы стро-

ились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего

как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выра-

жал свое восприятие строительной красоты, чувство про-

порций, слияние архитектурных сооружений с окружающей

природой.

Большинство жилых построек в городах, укреплений,

дворцов и церквей в то время строилось из дерева. Архео-

логические раскопки показали многообразие деревянного

зодчества и существование в XI-XIII вв. трехчетырехэтаж-

ных зданий ( "вежи" - донжоны, терема). Многие деревян-

ные формы - башни, двускатное покрытие - повлияли впос-

ледствии на каменное зодчество.

- храмовые по- Квинтэссенцией средневековых архитектурных сооруже-

стройки(органи- ний и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке

зация внутрен- были храмовые постройки. Так было и на Руси. Исследова-

ней и внешней тели образно называют средневековый собор "глубинной

формы). книгой" эпохи: зодчий организует архитектурную форму,

которая должна вписываться в городской пейзаж, а в своем

интерьере отвечать задачам богослужения; живописцы рас-

писывают в несколько рядов все стены и своды здания;

мастера золотых и серебряных дел куют, отливают и чека-

нят паникадила и церковную утварь; художники пишут ико-

ны; вышивальщицы украшают тканые занавесы; писцы и мини-

атюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому

каждый такой церковный комплекс в том или ином городе

является показателем народной мудрости и мастерства.

- основные рас- Долгое время считалось, что древние зодчие строили

счета зодчих. "на глазок", без особых расчетов. Новейшие исследования

показали, что архитекторы древней Руси хорошо знали про-

порции ("золотое сечение", отношение типа а: а* 2, где а

- греческое "пи" и др.; "пи" им было известно в архиме-

довой форме - 66/21). Для облегчения архитектурных рас-

четов была изобретена система из четырех саженей:

прямая сажень -152,7 см;

косая сажень - диагональ квадрата со стороной

в прямую сажень - 216 см;

мерная сажень - 176,4 см;

великая сажень - диагональ квадрата со стороной

в мерную сажень - 250 см.

В основе каждой постройки была математическая систе-

ма, которая определяла формат кирпичей, толщину стен,

радиусы арок и общие габариты здания. При постройке все

должно быть продумано и рассчитано заранее. Иногда в ма-

тематические расчеты здания зодчие вносили интереснейшие

поправки исходя из зрительного восприятия будущего, еще

не построенного здания, учитывая и заранее исправляя не-

избежные оптические искажения ( например, церковь Покро-

ва на Нерли под Владимиром, середина XII в.).

б) _ Православное . Зодчие стремились выделить церкви среди остальных

_храмостроитель- . городских зданий. В Северных городах, где фоном были се-

_ство. . рые бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, а в

южных городах, где постройки промазывали глиной и бели-