ли, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной ок-
раске (из-за толстого слоя раствора). Таким образом,
церковные постройки на перекрестках и площадях станови-
лись заметными.
- основные по- Учителями каменного зодчества были византийцы. В
стройки. конце X в. византийские мастера воздвигли в Киеве на
месте древнего города Кия величественную пятиглавую Ус-
пенскую (Десятинную) церковь. К середине XI в. русские
зодчие построили в важнейших политических центрах Руси
несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов:
Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор
в Киеве, Софийский собор в Полоцке и Софийский собор в
Новгороде. Наименование этих соборных, главных церквей
софийскими связано с двумя идеями: во-первых, это повто-
рение имени центрального храма всей Византийской империи
- Софии Цареградской (ныне мечеть в Стамбуле); во-вто-
рых, храмы посвящались верховному божеству христианского
пантеона - богу, творцу мира, в самой абстрагированной,
высшей форме "софии премудрости божьей". Оба аспекта
связаны с утверждением высшей княжеской власти.
* постройки XI - Большое количество храмов строится в XI и XII вв. в
XII вв. разных городах Руси; деревянные церковные постройки это-
го времени нам неизвестны. Эпоха феодальной раздроблен-
ности была временем расцвета культуры вообще и архитек-
туры в частности. Во второй половине XII - начале XIII
в. число храмов в стольных городах достигло многих де-
сятков. Русь стала полноправной участницей создания об-
щеевропейского "романовского" стиля, разрабатывая свои
локальные варианты в каждом княжестве.
* конструктивная Конструктивная схема церковного здания такова. Четы-
схема. ре массивных столба, расположенных как бы по углам квад-
рата, соединены попарно арками. На арках стоит "барабан"
- цилиндрическая "шея" здания, завершающаяся полусфери-
ческим куполом. Вокруг этого центрального каркаса стро-
ятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тя-
жести барабана и купола. Наверху они завершаются свода-
ми. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апси-
ды), в остальных стенах - порталы для входа.
- внешний об- Схема внешнего облика такова. Здание выглядит как
лик храмов. три геометрические фигуры, поставленные одна на другую:
куб - основа; на нем цилиндр; сверху - половина шара. Но
* здание. эту сухую схему архитекторы разнообразили волной "зако-
мар" (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамлен-
ными окнами, пилястрами или полуколоннами, членящими
каждый фасад по вертикали аркатурными поясами, убывающи-
ми арками портала, а в ряде случаев - и галереями-гуль-
бищами вокруг трех стен церкви на одну треть высоты зда-
ния. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри
церкви вымащивали цветной майоликой или мозаикой, а то и
медными плитами, производившими впечатление золотых.
* внешняя от- Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой.
делка. Золотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные
врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи укра-
шались майоликой и частично росписью. там, где храмы
строили не из кирпича, а из белого камня, стены покрыва-
ли скульптурными изображениями и резным орнаментом. На
рубеже XII-XIII вв. общий стиль храмов меняется. Каждый
город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырехэ-
тажные деревянные постройки и каменная храмовая архитек-
тура старого типа начинает "тонуть" в общем городском
ансамбле. Потребовалось поднять ее над городом, найти
новые формы. Появились здания с несколькими рядами сту-
пенчатых арок, возвысивших купол на значительную высоту.
* примеры постро- Примерами могут служить две пятницкие (в честь свя-
ек. той Параскевы-пятницы) церкви в Новгороде (1207) и в
Чернигове, а также храм Михаила в Смоленске. Непревзой-
денной гармоничностью отличается белокаменное зодчество
Владимиро-Суздальской земли, созданное сыновьями Юрия
Долгорукова - Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое
гнездо. Это церковь Покрова на реке Нерли, башня дворца
Андрея в Боголюбове (где он был убит) и два замечатель-
ных собора конца XII в. - Успенский и Дмитровский (оба
во Владимире), где пропорциональность отдельных частей
гармонирует с общим замыслом. Щедрая декоративность
Дмитровского собора не мешает восприятию его красивых и
стройных общих форм. Недаром этот собор сравнивают со
"Словом о полку Игореве": и там и здесь орнаментальные
детали неразрывно связаны с общей идеей, усиливая, а не
заслоняя ее; и там и здесь поражают монументальность и
изящество, лаконичность и глубина.
Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие
русской архитектуры. Лебединой песней белокаменного зод-
чества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, весь от
земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236
г., но резьба по камню не была еще завершена; на следую-
щий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю,
оставив собор разрушенным. В конце XV в. любитель книг,
летописей и старины архитектор и скульптор В.Д.Еромолин
собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось
до наших дней.
25. Живопись, скульптура, музыка.
а) _Общие черты .. Древнерусское искусство - живопись, скульптура, му-
зыка - с принятием христианства также пережило ощутимые
перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства,
но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчи-
ки по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные
скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовы-
вали стены языческих капищ, делали эскизы магических ма-
сок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музы-
канты, играя на струнных и духовых музыкальных инстру-
ментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой
народ.
- влияние Хри- Христианская церковь внесла в эти виды искусства со-
стианства. вершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено
высшей цели - воспеть христианского бога, подвиги апос-
толов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусс-
тве "плоть" торжествовала над "духом" и утверждалось все
земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство
воспевало победу "духа" над плотью, утверждало высокие
подвиги человеческой души ради нравственных принципов
христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те
времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в
том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния
создавались в основном по церковным канонам, где отсека-
лось все, что противоречило высшим христианским принци-
пам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаи-
ка, фреска), возвышенность, "божественность" греческих
церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся
местом молитвенного общения людей, - все это было свойс-
твенно византийскому искусству. Если та или иная религи-
озная, богословская тема была в христианстве раз и нав-
сегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве,
по мнению византийцев, должно было выражать эту идею
лишь раз и навсегда установленным образом; художник ста-
новился лишь послушным исполнителем канонов, которые
диктовала церковь.
б) _Фрески, иконы, . С первых же лет византийское церковное искусство на
_мозаика .. Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры
и народных эстетических представлений. Уже в XI в. стро-
- первый иконо- гая аскетическая манера византийской иконописи превраща-
писец на Руси. лась под кистью русских художников в портреты, близкие к
натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты ус-
ловного иконописного лика. В это время прославился пе-
черский монах-живописец Алимпий, про которого современ-
ники говорили, что он "иконы писать хитер бе [был] зе-
ло". "В княжение благоверного князя киевского Всеволода
Ярославича, при игумене преподобном Никоне...прибыли для
украшения святой Печерской церкви греческие иконописцы;
этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими
родителями в обучение живописному искусству" ("Житие
Алипия Печерского").
Про Алимпия рассказывали, что иконописание было
главным средством его существования. Но заработанное он
тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все,
что было необходимо для его ремесла, другую отдавал бед-
някам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Работы
кисти Алипия, к сожалению, не сохранились.
- фресковая живо- Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись,
пись и мозаика. мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают ма-
неру письма здешних греческих и русских мастеров, их
приверженность человеческому теплу, цельности и просто-
те. На стенах собора мы видим и изображения святых, и
семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморо-
хов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мо-
заичная живопись наполняла и другие храмы Киева. извест-
ны своей большой художественной силой мозаики Михайловс-
кого Златоверхого монастыря с их изображением апостолов,
святых, которые потеряли свою византийскую суровость;
лики их стали более мягкими, округлыми.
- сложение рус- Все более отходя от византийского наследия и опира-
ской школы ясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом
живописи. феодального дробления, киевские художники обретали свой
собственный стиль. В изображении лиц, одеяний, архитек-
турных кулис проникают местные черты, отражающие русские
типы, русский костюм (фрески "Музыканты и скоморохи",