"Охота на медведя", фрески придела Иоакима и Анны Со-
фийского собора в Киеве "Благовещенье у колодца", "Обру-
чение Марии"). Так постепенно закладывались основы для
формирования русской школы живописи.
* Новгородская Уже в XII - XIII вв. сложилась новгородская школа
школа. живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи,
реальность изображения, доступность. От XII в. до нас
дошли замечательные творения новгородских живописцев:
икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской
условности облика Ангела чувствуется трепетная и краси-
вая человеческая душа, и "Устюжское Благовещенье". Или
икона "Спас Нерукотворный" (также XII в.), на которой
Христос со своим выразительным изломом бровей предстает
грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В
иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена
вся скорбь утраты. Достаточно вспомнить, например, зна-
менитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода
(конец XII в.).
Широкое распространение иконописной, фресковой живо-
писи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля,
позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески,
изображающие "Страшный суд", украшали Дмитриевский собор.
Юрьеву великокняжескому монастырю принадлежало одно
из самых ранних произведений новгородской станковой жи-
вописи - икона святого Георгия (XII в.). На ней изобра-
жен храбрый воин с копьем в правой руке. На нем богато
разукрашенное одеяние. От его спокойной, мужественной
фигуры веет непоколбимой силой.
* Ярославская В начале XIII в. прославилась ярославская школа ико-
школа. нописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано
немало превосходных иконописных произведений. Особенно
известна среди них так называемая "Ярославская Оранта",
изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное
изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы
греческих мастеров, запечатлевших суровую властную жен-
щину, простирающую руки над человечеством. Ярославские
же искусники сделали облик Богородицы теплее, человеч-
нее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям по-
мощь и сострадание. Византийцы видели Богородицу по-сво-
ему, русские живописцы - по-своему.
в) _Музыка .. Составной частью искусства Руси явлвлось музыкаль-
ное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве" упо-
минается легендарный сказитель-певец Боян, который "на-
пускал" свои пальцы на живые струны и они "сами князьям
славу рокотали" На фресках Софийского собора мы видим
изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и
струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных
сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В
некоторых церковных сочинениях, направленных против сла-
вянского языческого искусства, упоминаются уличные ско-
морохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный
театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дво-
рах других видных русских властелинов во время пиров
присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители
на струнных инструментах.
В свадебных, застольных, похоронных песнях отража-
лись многие черты жизни людей того времени. Так, в древ-
них свадебных песнях говорилось и о том времени, когда
невест похищали "умыкали" (конечно, с их согласия), в
более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже хрис-
тианского времени речь шла о согласии и невесты, и роди-
телей на брак.