иерархии богов, которая мыслилась прежде всего как се-
мейное соподчинение младшего поколения богов старшему; о
постоянном сверхестественном движении форм жизни - в по-
тусторонний мир и обратно, из человеческого состояния в
зооморфное и т.п. Наконец, в ткань язычества красной
нитью была вплетена мифологическая идея дуализма - все
(и природа, и человеческое естество) пронизано борьбой
светлых, добрых и темных, злых начал.
Мифологические образы богов составляли пантеон - бо-
жественное сообщество. Славянин-язычник свято верил в
реальность существования своих богов. Одно старинное
сказание сохранило слова князя Владимира, обращенные к
варягу Олаву: "Прошу тебя почитать богов и укрощать себя
перед ними покорностью; опасаюсь, что они прольют на те-
бя ужас своего бурного гнева и жестокости" ("Сага Олава
Тригвесона"). Боги, как и предки из своей обители, зорко
следили за порядком в мире, выступали гарантом соблюде-
ния обычаев древнего общества.
Из мифологических олицетворений темных сил язычество
формировало полчища демонов - нечисть.
Открытые древнему человеку в виде религиозного зна-
ния, мифы воспринимались в культурах прошлого как свя-
щенные повествования. Священный ореол вокруг важнейших
мифов поддерживался еще и тем, что многие мифы имели
своим прямым продолжение ритуал, священнодействие, ра-
зыгрывающее сюжет мифа.
б) _Краткая харак- . Сознание человека было в плену представлений о злых
_теристика . и добрых духов природы, о возможности воздействия на
_обрядов язы- . природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостиви-
_чества. . тельных жертв и всего многообразного ритуала магических
действий. Изобразительное искусство и фольклор были не-
разрывно связаны с языческими представлениями.
- основные Повсеместно распространялся обычай сожжения покойни-
обычаи. ков и возведения над погребальными кострами больших зем-
ляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявля-
лась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие,
пищу, а на могилах ежегодно устраивались поминки в честь
священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, ле-
ших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и мед-
вежьих зубов, применялись словестные заговоры, вносились
магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть -
все эти события в жизни человека сопровождались заклина-
тельными обрядами.
- божества. Главными божествами славян являлись: божество все-
ленной - Род, божество солнца - Даждьбог, богиня земли,
бог скота - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы - Перун.
Кроме того, существовало множество мелких божеств.
Священным считался домашний очаг или печь, как символ
семьи. Огню молились под овином. В деревнях стояли идо-
лы, изображавшие божества, которым "всем миром" приноси-
ли жертвы. Богов угощали специально откормленными бара-
нами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами
участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались
священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого пле-
мени существовало общее святилище, куда сходились члены
племени на особо торжественные праздники и для решения
важных дел.
22. Календарные обряды и праздники.
а) _Колядование. . Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были
слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а зна-
чит, с мифологическими олицетворениями природных сил.
Рождение Коляды, мифологического существа, родствен-
ного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца -
зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования рас-
певали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, же-
лали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в нас-
тупающем году. По требованию колядующих хозяева вознаг-
раждали их съестными дарами - это была жертва Коляде.
Разжигали костры, и под веселые песни, сопровождаемые
танцами ряженых, собранная еда коллективно поедалась.
Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).
Колядованием начинались зимние святки - древний сла-
вянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 де-
кабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть?
- значение. Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение
земли, возрождение природы. Древние земледельцы, нераз-
рывно связанные своим трудом с природой, верили, что,
соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они
могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно
их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд -
средство сообщения между ними.
Обязательные святочные игры, веселые забавы, обиль-
ная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнера-
достную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с
возникающей энергией плодородия, удваивая ее.
Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому
хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным
ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что отк-
рытое по святочному гаданию обязательно сбудется.
б) _Масленница. . В конце марта, в период весеннего равноденствия от-
мечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и
встречи весны. Непременным спутником этого весеннего
праздника были блины, масляные блины. Своей формой они
символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был
еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солн-
ца - их пекли на круглых глиняных сковородках с зубчаты-
ми краями и прочерченным внутри крестом.
Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными бли-
нами толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение
конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике
она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские
одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи
Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захороне-
нием Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасы-
вали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, пе-
редав свою силу полям, Масленица должна была теперь ус-
покоиться до следующего года.
в) _Весенние . К весенним обрядам заранее готовились: вышивали по-
_праздники. . лотенца с изображениями богини плодородия Макоша, рожа-
ниц, лошадей, журавлей и других птиц. Покрывали эти по-
лотенца растительным орнаментом. Не обходились весенние
обряды и без раскрашенных яиц. Традиция расписывать яйца
весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне.
Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что
длительное время (примерно с Х века) держался обычай
пользоваться специально изготовленными керамическими ра-
зукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскра-
шенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойс-
твами: им можно исцелить больного или даже потушить по-
жар, случившийся от удара молнии.
Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеле-
ные святки", или русалии. Они приходились на конец мая -
июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для зем-
лепашца это время критическое - все, что мог, он на по-
лях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все за-
висело от природы, а значит, от прихоти управляющих при-
родными стихиями существ.
Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам
и озерам, источнкам благодатной утренней росы. А душа -
к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это
время от русалок не только шалостей и козней, но и оро-
шения полей живительной влагой, способствующей колошению
хлебов.
Русальные ритуальные хороводы и песни сопровожда-
лись ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и
прыжками, пронзительными выкриками участники приводили
себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое
буйство должно было привлечь внмание русалок и выманить
их из омутов.
г) _Ярилин день. . Добрый урожай зависел не только от умеренного ороше-
ния, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых
святок" были два "огненных", солнечных праздника - Яри-
лин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24
июня по старому стилю), дата летнего солнцестояния.
Ярило был богом восходящего или весеннего солнца,
богом похоти и любви, богом производителем и покровите-
лем животных, производителем растений, богом силы и
храбрости.
д) _День Ивана . Купала - божество славянской мифологии, связанное с
_Купалы. . культом солнца. Во время праздника оно было яволено кук-
лой или чучелом (мужского, а иногда и женского пола).
Украшением и символом праздника были цветы
иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу
распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника
- "перунов цвет", указывавший место закопанных кладов.
Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и
открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо
доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками
из уст в уста передавались в народе небылицы о таких
простаках.
Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания
"живого огня" начиналось главное действо: от затепливше-
гося огня возжигались священные костры, и самый удалой
народ пускался прыгать через них. Каждый стремился
взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты
прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились
хороводы.
Следующий виток аграрных календарных праздников и
обрядов приурочен ко вркмени сбора урожаев и началу его
переработки. Особенно значительными были: праздник "пер-
вых плодов" (начало августа); чествование Рода и рожа-
ниц, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего