лета", с конца августа до середины сентября); начало
прядения льна (октябрь).
23. Святилища.
а) _Виды святи- . Для отправления обрядов использовались, как правило,
_лищ. . особые места - святилища, в которых, по поверьям, вре-
менно или постоянно обитали божества и духи.
В каждом доме были священные места для отправления
домашних обрядов. Кроме того, славянское захоронение на-
поминавшее по своему устройству жилую хоромину, почита-
лось как священное место, дом предков.
Дла отправления совместных священнодействий народ
собирался на примечательных участках полей или речных
берегов, у ручьев, но особенно часто - в рощах.
Существовали и специально обустроенные святилища -
капища. Крупные капища обычно имели форму округлой пло-
щадки, защищенной со всех сторон рвом или валом. Внутри
в самом центре ставились изваяния языческих богов, а
чуть поодаль, вероятно, находились строения для общих
ритуальных пиршеств. Участники обрядов озарялись и "очи-
щались" светом больших священных костров, которые возжи-
гались вокруг святилища.
К самым впечатляющим капищам такого рода принадлежа-
ло святилище Перуна близ Новгорода. Археологами обнару-
жены многочисленные остатки славянских языческих святи-
лищ - селище "Грудок" в бассейне Среднй Десны, капище на
вершине Старокиевской горя над Днепром. Характерно, что
многие крупные капища располагались на возвышениях и по-
читались язачниками как места необыкновенные, священные.
2III. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
21. Ремесло.
Русские ремесленники X-XIII веков сделали свой боль-
шой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах
кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали
плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили ору-
жие, победившее кочевников-степняков, византийцев, нем-
цев и поляков, а в ювелирных мастерских создавалось тон-
чайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное
филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью.
История древнерусского ремесла рассматривается по
двум разделам: в первый вошли материалы по деревенскому
ремеслу, а во второй - по ремеслу городскому. Многие
технические приемы, известные городу XI-XII вв., деревне
известны не были; многие типы вещей бытовали только в
городе или только в деревне.
21.1 Деревенское ремесло.
а) _Кузнечное . С ростом общественного разделения труда именно куз-
_дело. . нецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно
их народ окружил сотнями различных легенд и поверий:
"кузнец - колдун, хитрец" находился под покровительством
русского Гефеста - бога Сварога, он мог не только выко-
вать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать
свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В
эпических сказаниях именно кузнец является победителем
дракона - Змея-Горыныча, которого он приковывает за
язык.
- Материал. В своем деле кузнецы использовали болотную руду, ко-
торая содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали
небольшими дозами, достаточными лишь для изготовления,
например, ножей, долот, стрел, серпов и других сравни-
тельно небольших предметов.
Ко времени формирования славянских племенных союзов
и началу образования Киевского государства металлурги-
ческое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт.
Появились специальные горны, вынесенные за пределы зем-
лянок, а варка и ковка железа стала делом особых масте-
ров.
Весь процесс изготовления металлических вещей распа-
дался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2) предвари-
тельная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4)
проковка крицы; 5) горячая ковка для получения желаемых
изделий.
Чаще всего руда залегает на дне болот и озер; ее
разведывают острым шестом или железным щупом, а добывают
черпаками с длинной рукоятью с плотов или лодок.
Полученная руда промывалась, затем приносилась в по-
селок и подвергалась предварительной обработке, заклю-
чавшейся в дроблении ее, в легком обжиге, способствовав-
шем процессу восстановления окислов железа. Самым слож-
ным и ответственным делом являлась выплавка железа из
руды, осуществлявшаяся при помощи сыродутного процесса.
Последняя стадия сыродутного процесса - проковка крицы -
подводит нас вплотную к следующему этапу обработки ме-
талла - к кузнечному делу.
- Техника руч- Техника ручной ковки очень мало изменилась со време-
ной ковки. ни домонгольской Руси (XIX в.). Подлинных древних кузниц
известно много. В тех случаях, когда их обнаруживали,
они оказывались или у самого вала, на краю городища, или
даже выносились за пределы вала. Для разогревания железа
кузнецу необходим был горн с хорошо налаженным дутьем -
мехами.
Для извлечения раскаленного металла из горна и для
держания его на наковальне служили клещи (иногда их на-
зывают "изымало" - от глагола "изымать", вытаскивать).
Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью, их
форма различна: одни из них приспособлены для вытаскива-
ния и держания небольших предметов, другие имеют специ-
альные крючки на концах для держания широких и массивных
вещей и больший размах захватывающей части клещей. Рас-
каленное добела железо клалось на наковальню и подверга-
лось ковке.
Ковка производилась молотом ("Млат", "олмат", "ко-
валдо", отсюда "кувалда", "кий", и "киянка" - деревянный
молоток у современных столяров). В зависимости от назна-
чения, молоты были различного веса и формы - от тяжелых
и массивных молотов у подручного кузнеца - молотобойца
до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам, или
непосредственно ударял по железу, или подставлял свой
молоток (подбойник, кладива) на место, требующее удара,
а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.
Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длин-
ными железными же рукоятками до 1 м длиной; расплющивать
ковкое железо (при изготовлении сковород) они могли до
30 см в поперечнике. Различались технические приемы ков-
ки.
К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно от-
нести нож, обручи и дужки ушатов, гвозди, серпы, косы,
долота,плужные ножи, шилья, кочерги, медорезки, лопаты и
сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специ-
альных приемов и могли быть изготовлены и без подручного
кузнеца.
Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие
сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольца
от поясов и от сбруи, удила , кресала (огнива), светцы,
остроги.
- Применение ру- Следующим техническим приемом было применение рубила
била в кузнеч- для разрубания железа. Этот прием мог быть применен
ном деле. только при совместной работе обоих кузнецов, так как
нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок
железа, что при больших размерах тогдашних наковален бы-
ло нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило,
в-третьих, бить по рубилу молотком. Зубило применялось
при выработке ушков для ушатов, лемехов для сох, тесел,
мотыг, 1шиковин 0 (петель) дверей. Наиболее сложным было
изготовление топоров, копий, молотков и замков.
Древние русские кузнецы изготовляли иногда и винты,
но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четы-
рехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно
крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом куз-
нечного искусства являлись замки.
В деревенских кузницах XI-XIII вв. работало по два
кузнеца, один в качестве основного мастера, другой -
подручным. Они обслуживали все нужды ближайших поселков.
Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает
почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для пост-
ройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для оборо-
ны.
б) _Ювелирное . Наряду с железными изделиями найдено множество брон-
_дело. . зовых, медных и серебряных украшений, следовательно,
можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.
Судя по данным XII-XIII вв., коваль и ювелир совме-
щались в одном лице. Изготовление украшений, равно как и
целый ряд других отраслей русского ремесла, к сожалению,
не имеет разработанной истории для эпохи VII-VIII вв.
Наиболее благоприятный в этом отношении материал
женских погребений уничтожен погребальными кострами и
либо совсем не дошел до нас, либо дошел в виде бесфор-
менных слитков.
- Материалы. Большинство технических приемов древнерусских "куз-
нецов меди и серебру" уходят своими корнями в первые ве-
ка нашей эры. В X-XIII вв. можно отметить большую тща-
тельность выделки и большое разнообразие форм.
Материалом для украшений служили медь, серебро и их
различные сплавы; золота в деревенских курганах нет.
По внешнему виду русские украшения из сплавов дели-
лись на две группы: подражающие по цвету золоту (с пре-
обладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза
с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром
"билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни
серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не
было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.
- Литье. Среди различных технических приемов древнерусских
ювелиров на первое место нужно поставить литье.
Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи ме-
хов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный
металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей наз-
вание "льячки", которые с металлом подогревали в пламени
и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая