форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие,
в точности повторившее форму.
Почти все формы односторонни, т.е. такие, которые
прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благода-
ря этому лицевая сторона предмета была рельефной, а обо-
ротная - гладкой.
Для того, чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвес-
ку с прорезями посередине, нужно было при изготовлении
формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны
быть пустоты.
Тогда эти непрорезанные на форме места будут полно
соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не
проникнет. Литейные формы делали из мягких пород камня -
известняка, песчаника, шифера. Многие вещи производят
впечатление изготовленных штампом или путем непосредс-
твенной обработки металла резцом.
Например, семилопастное височное кольцо так называе-
мого вятичского типа. Корпус его, несомненно, литой, но
орнамент на щитке нанесен таким образом, что образует
ряд тонких углубленных линий, как бы врезанных в металл
острым резцом.
Техника этого литья заключалась в том, что здесь
применялась глиняная мягкая форма, точнейшим образом пе-
редававшая все детали обработки оригинала, с которого
делали форму.
При помощи различных видов литья ювелиры изготовляли
чрезвычайно много различных предметов украшения.
- Ковка и че- На второе место после литья нужно поставить ковку и
канка цвет- чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ков-
ных металлов. ки железа заключается в том, что серебро, медь и их
сплавы куются значительно легче и поддаются даже холод-
ной ковке.
В куполах мы видим тонкую кованную серебрянную про-
волоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы се-
ребро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или
венчики), пластинные браслеты, оковку шкатулок, ушки для
прикрепления подвесок и т.д.
Ковкой изготовлялись некоторые виды местных гривен,
браслеты, наголовники, ромбощитковые височные кольца и
д.р.
Чеканка тонких металлических листов применялось край
не редко только в очень простых формах точечного узора,
идущего по краю подвески или ввиде нескольких вдавленных
линий.
Иногда орнамент наносился резцом, имеющем форму ма-
ленького долото, поварачивая который с одного угла на
другой мастер получал на поверхности металла зигзагооб-
разную линию, резцом же гравировался и вырезался любой
произвольный рисунок. Особенно богаты различными видами
орнамента, на которых мы видим и кружки, и линии, прове-
денные зубчатым колесом и зигзагами, и просто резьбу, и
глубокий литой орнамент.
- Производство Затем после литья и ковки важным является производс-
проволоки. тво проволоки.
В небольших количествах проволока употреблялась не
только для украшений, но и в быту.
Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки
делались кольца, а также браслеты, височные кольца, и
целый ряд других украшений.
Для изготовления медной или серебрянной тянутой про-
волоки был необходим так называемый калибр, или "волочи-
ло" - железная доска с рядом просверленных отверстий,
которые делались коническими; каждое соседние отверстие
имело диамер меньше, чем предыдущие.
Для волочения проволоки предварительно выковывали
серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали
в самое крупное отверстие волочила. Затем его проволачи-
вали через меньший глазок, и так до тех пор, пока не по-
лучали проволоку требуемого диаметра.
Медную проволоку диаметром до 2 мм удавалось полу-
чить длиной до 150 см.
В целом ряде областей правобережья Днепра известны
бусы из тонкого проволочного каркаса, на который прикр-
еплены крупные зерна металла. Бусы эти носят условное
название "минских", они часто встречаются в деревенских
курганах дреговичей, древлян и волынян.
в) _Гочарное дело. . Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю
- технология традицию, уводящюю нас в неолит.
изготовления. На рубеже IX - X вв. оно приобрело новую технику и
превратилось в ремесло.
В раннее время судя по дактилоскопическим отпечат-
кам, изготовление глиняной посуды было женским делом.
Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключи-
тельно о гончарах - мужчинах.
Для изготовления горшков использовалась глина, кото-
рую называли "скудель", "зьд" или "здень". Глина перед
лепкой сосуда специально обрабатывалась, смачивалась во-
дой, тщательно зарминалась.
Лепка сосуда, независимо от способа формовки его (от
руки или на круге), производилась ленточным, жгутовым
способом.
Глина раскатывлась на длинные валики, уплотнялась
при этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально,
сообразуя с желаемой формой сосуда. После этого валики
сдавливались, швы между ними затирались и производилась
окончательная отделка сосуда . Возможно, что плоское
днище сосуда лепилось иногда отдельно.
Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так
как в это время она уже сменилась гончарной. Предшест-
венником гончарного круга была деревянная доска, на ко-
торой лепили горшок и которую можно было поворачивать
для удобства обработки сосуда.
- гончарные Среди разных деревенских гончарных изделий на 1-ое
изделия. место надо поставить горшки, сосуды различных размеров и
назначения. Основное назначение горшка - служить для
варки пищи в печах, форма горшка сохранилась до наших
дней. Иногда встречаются горшки с несколькими специаль-
ными отверстиями на дне, прим 2е 0нявшиеся, очевидно, для
откидывания творога: сыворотка стекала через отверстия
на дне горшка.
Затем идут "корчаги" - большие сосуды, игравшие,
главным образом, роль хранилищ зерна, браги и других
продуктов.
Существовали и узкогорлые сосуды, носившие название
"крина", "криницы". В меньшем количестве, чем горшки,
гончарами изготавливалась плоская посуда (мисы, "плоски"
- плошки, чаши, блюда).
- клейма на дни- Чрезвычайно интересными были клейма на днищах сосу-
щах сосудов. дов. На маленьких кружках, подкладывавшихся под сосуд
при формовке его на круге, гончары вырезали различные
значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда и
являлились клеймами мастеров.
Они делались в виде круга, круга со вписанным крес-
том, ключа, звезды, квадрата, треугольника.
Разбирая клейма сосудов из какой-либо определенной
курганной группы, часто адавалось установить, что общая
схема рисунка разных клейм одинакова, но что эта схема
постепенно усложняется дополнением деталей. Так, напри-
мер, на одном горшке, найденном при раскопках курганного
могильника, встречено клеймо в форме круга, в одном из
соседних курганов этого же кладбища встретилось клеймо в
форме круга с крестом внутри. В третьем кургане клеймо -
круг с крестом внутри и еще с одной линией, в четвертом
- к трем линиям добавлена еще одна. Таким образом наме-
чается линия непрерывного усложнения. Самым интересным и
важным в этом усложнении является то, что горшки с наи-
более простыми клеймами являются в то же время и наибо-
лее древними, а каждое усложнение соответствует последо-
вательно более поздним погребениям.
Все это позволяет предположить, что усложнение клейм
может свидетельствовать о передаче по наследству гончар-
ного дела. Сын продолжал дело отца, но к его клейму до-
бавлял " 1опятныш 0".
в) _Домашнее про- . При натуральном хозяйстве многое производилось в
_изводство. . каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в ви-
де домашнего производства, к которому можно отнести из-
готовление одежды, обуви, утвари, земледельческого ин-
вентаря.
- плотничьи Плотничьи работы производились топором, являвшимся
работы. универсальным орудием. Топор мог быть как лесорубным,
так и плотничным.
Пила и долото в деревенском зодчестве не использова-
лись.
Широкое применение в обработке дерева находило тесло
- нечто вроде мотыги. При помощи тесла можно было дол-
бить колоду, лодку, корыто.
Для плотничных и 1древодельных 0 работ широко применя-
лись гвозди. Гвозди всегда четырехгранные с отогнутым
верхом. Применялись и гвозди-шипы.
- обработка ко- Мягкая кожаная обувь типа украинских "постолей" из-
жи и меха. вестна по ряду курганов. Овчинные тулупы и меховые шапки
изготавливались дома.
На городищах находят железные струги для соскаблива-
ния мездры со шкуры. Химическая сторона обработки кожи и
меха была известна еще со времен неолита.
- изготовление Для изготовления тканей использовались лен, конопля,
тканей. овечья шерсть.
Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На ве-
ретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное
или каменное колечко - "пряслень".
На шиферных пряслицах очень часты значки и надписи,
подтверждающие принадлежность его определенной женщине.
С процессом обработки льна и получением пряжи связа-
но много разлиных поверий, обычаев и песен, имевших в
свое время обрядовый характер. Предположительно связыва-
ют с прядением имя богини Мокош.
Пряжу ткали на ткацком станке. Ткани делались не
только простые, но и узорные. Узор бывал одноцветным и
многоцветным. Часто, кроме такого узора, ткани украшали
цветной вышивкой или набойкой.
Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне
и в то же время самым необходимым. Станы были, вероятно,
в каждой избе.
21.2. Городское ремесло.
а) _Ювелирное
_дело. . В городе широко применялись изделия из кованной ме-
- обработка ди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди, специально