дой обуви) и чревни (мягкой обуви) можно проследить хотя
бы по стременам, которые делились на два типа: первый с
плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй, ок-
руглый, для мягкой обуви.
К особым кожевенным работам надо отнести изготовле-
ние красного и зеленого сафьяна - хоза, из которого де-
лались богатые сапоги, и изготовление пергамента, кото-
рый делался из телячьей кожи, специально обработанной и
разглаженной.
- обработка камня
Работы по камню делятся на два раздела: работы, свя-
занные со строительным делом, т.е. обработка больших
блоков и плит, и мелкая ювелирная работа над огранкой и
отшлифовкой мелких самоцветов.
* строитель- К первому разделу нужно отнести постройку зданий
ное дело. (дворцы, стены, башни, бани, церкви), выделку каменных
гробов, крестов, половых плит, крупных скульптурных про-
изведений и изготовление жерновов. Материалом служили:
песчаник, известняк, мрамор, шифер, аспид и другие поро-
ды.
Древнейшим памятником каменотесного дела является
известный Збручский идол, Х в., найденный в Галичине.
Это высокий четырехгранный столб с рельефным изображени-
ем на гранях. Для его обработки были применены шпунт,
1скарчень 0, молоток. Масштабными были и мукомольные жерно-
ва для ручного размола зерна в 40-50 см в диаметре и
толщиной 5-8 см. Нижний жернов обычно возвышен к краям,
а верхний вогнут.
Необычайного расцвета русское каменотесное дело дос-
тигло в Суздальской Руси в XII-XIII вв. при Андрее Бого-
любском, Всеволоде "Большое гнездо" и Святославе Всево-
лодовиче.
Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси этого
периода в украшениях дворцов, соборов стала примечатель-
ной чертой соборов вообще.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В ис-
кусстве резчиков с наибольшей полнотой проявились русс-
кие народные традиции, представления русичей о прекрас-
ном и изящном. Знаменитый художественный критик второй
половины XIX - начала XX в. Стасов писал: "Есть еще про-
пасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным
только в музееях, в картинах и статуях, в громадных со-
борах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что
касается до остального, то можно расправляться как ни
попало - дескать, дело пустое и вздорное... Нет, настоя-
щее, цельное, здоровое, в самом деле искусство существу-
ет лишь там, где потребность в изящных формах, в посто-
янной художественной внешности простерлась уже на сотни
тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние
русичи, окружая свою жизнь постоянной, скромной красо-
той, давно поттвердили справедливость этих слов.
* изготовление Вторым разделом в обработке камня было изготовление
мелких пред- мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной рабо-
метов. ты. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крес-
тиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для укра-
шения различных золотых медальонов и цат.
Материалом служили шифер, жировик, плотные сорта из-
вестняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вро-
де сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, аль-
мандина, яшмы, янтаря.
Бусы сверлились с двух сторон, так ка трудно было
сделать длинное сверло. Затем бусы гранились или обтачи-
вались. Последним этапом была шлифовка камня. Также де-
лались камни для оправы в золото.
- стекло.
Долгое время все стеклянные вещи, находимые на горо-
дищах и в курганах X-XII вв., считали привозными из Ви-
зантии или даже из Сирии. Но раскопки В.В.Хвойка в Киеве
доказали существование там стеклоделательной мастерской.
В этой мастерской было найдено большое количество стек-
лянных браслетов и перстней целых, разбитых и сплавлен-
ных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инстру-
менты для изготовления колтов с эмалью, Стеклянные брас-
леты, наряду с шиферными пряслицами, являлись распрост-
раненнейшей находкой в древнерусских городищах. Стеклян-
ные перстни были распространены значительно меньше, они
встречаются в Киеве, Вышгороде и других близких к Киеву
городах, а также на севере - во Владимире на Клязьме.
Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложен-
ных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте
скрепления концов.
При раскопках городов (особенно южных) находят в
слоях XI-XIII вв. стеклянные сосуды в виде флаконов и
кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены
орнаментом из налепных стеклянных валиков и жгутов.
Техника изготовления стеклянных бус была не сложнее,
чем изготовление браслетов или перстней.
Производство стекла надо считать исключительно го-
родским ремеслом, и притом таким, которое могло быть да-
леко не в каждом городе. В малые городки и в деревни
стеклянные вещи (браслеты и бусы) попадали с теми же ко-
робейниками, которые несли туда и шиферные пряслица, и
дешевые бронзовые крестики с одноцветной простенькой
эмалью, и тонко пропиленные костяные гребни.
22. Быт народа.
Культура народа неразрывно связана с его бытом, пов-
седневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем
развития хозяйства страны, тесно связан с культурными
процессами. Народ Древней Руси как в больших для своего
времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек,
так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, в
которых группировалось по два-три двора.
22.1 Жилище.
а) _Изба .. Сам термин "изба" связывается с различным по конс-
трукции жильем - как срубным, так и полуземляночным;
этот термин обозначает вообще жилье с печью, теплое
жилье.
- отопление. Отопление рядовых жилищ - изб, истобок,- происходило
по-черному. Печь не имела дымохода, в ее верхнем своде
было отверстие, через которое дым выходил в помещение, а
из него через окна и дверь наружу. В целях скорейшего
выхода дыма из помещения печь ставилась ближе к двери,
выходившей в сени. Топка по-черному была одной из глав-
ных причин частых пожаров в селениях.
В богатых жилищах отопление было, вероятно, более
усовершенствовано. На это может указывать одно место из
Стословца Геннадия (Изборник Святослава, 1076), в кото-
ром противопоставляется положение обитателей полуземля-
ночных хижин владельцам "теплых храмин": "подумает о
бедных, как сгибаются они, скорчившись над малым огнем,
имея большую беду глазам от дыма, согревая лишь руки;
когда плечи и все тело замерзает". В этом же памятнике
подчеркнута утлость легкой кровли бедного жилища так же
в противопоставление богатой "храмине": "Лежащю ти в
твердо покровней храмине", прислушиваясь к стуку дождя о
крышу, "по мысли об убогых, како лежать ныне, дождевыми
каплями, яко стрелами пронжаеми", не имея возможности
уснуть "седяща, водою подъяты". Такова была бытовая обс-
тановка бедного, полуземляночного жилья, морозного зимой
и сырого летом.
- освещение. Не менее остро стоял вопрос с освещением жилищ. Окна
древнерусских домов были, что вообще характерно для
средневековья, очень малы.
Как правило, в деревянных зданиях окно было "волоко-
ватым": в двух смежных бревнах прорубалось узкое продол-
говатое отверстие, задвигавшееся доской.
В богатых домах были большие окна, возможно, даже
стеклянные. Слюда в письменных источниках не упоминает-
ся, но ее куски довольно часты в древнерусских городи-
щах.
Оконное стекло, изобретение римлян I века, стало в
Европе предметом роскоши, но никогда не исчезало. Поэто-
му не приходится удивляться, что оконные стекла круглой
формы были встречены в развалинах дворцов X-XI вв. в Ки-
еве, в Белгороде и в других центрах древней Руси.
- трехчленный В X-XIII вв. вырабатывается более сложный тип жилья,
тип жилья. представляющий сочетание нескольких срубов.
В Белгороде раскопками были открыты срубные жилища.
Хотя источники говорят о них главным образом в связи с
описанием быта господствующего класса, князей, бояр,
дружинников, представляется несомненным, что этот тип
жилья сложился не в среде феодалов, а в народной среде,
получив широчайшее распространение и дожив вплоть до на-
ших дней в виде русского крестьянского жилья с его теп-
лой "губой", холодной "клетью" и соединяющими их "сеня-
ми".
Губа-истобка была теплым зимним жильем. Холодная
клеть, отделенная сенями, служила летней спальней и кла-
довой для имущества.
Сени представляли собой соединительное звено - пере-
ход между губой и клетью - и получили особое значение в
жилищах феодалов, которые лишь с большей пышностью и в
больших масштабах повторяли эту трех членную схему русс-
кого жилого дома.
б) _княжеские дворцы
_и жилища феодаль-
_ной знати гридницы
Во дворцах, боярских хоромах шла своя жизнь - здесь
располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная
челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, се-
лами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и пода-
ти. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили
пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной
"мед", слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью.
Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины
вообще принимали активное участие в управлении, хозяйс-
тве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц
такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать
Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусля-
ры услаждали слух именитых гостей, пели им "славу",
большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно
происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина