формы. Излюбленными в Киевской Руси были так называемые
трехбусинные серьги.
Кроме широко распространенных ожерелий из стеклянных
бус, встречаются металлические цепи с подвесками различ-
ных форм: лунниц, круглых бляшек, бубенчиков, звериных
"чудских" фигурок, маленькой ложечки-"уховертки".
- одежда горожан. Одежда рядовых горожан, ремесленников, мелких тор-
говцев, по-видимому, отличалась не только от одежды фео-
далов, но и от крестьянской. Об этом мы можем судить
лишь по одной детали. Самой частой находкой во всех
древнерусских городах являются обломки стеклянных брас-
летов XI-XIII вв. Крестьяне же носили браслеты почти
исключительно из меди. Цвет стеклянных браслетов разно-
образен: есть синие, зеленые, желтые, фиолетовые и дру-
гие; они блестящи и ярки. Гораздо реже встречаются стек-
лянные перстни. Устойчивость этой детали женского наряда
позволяет предполагать, что и одежда горожан была сво-
еобразна. По-видимому, горожане были оригиналам для тех
изображений людей в коротких рубахах, которые встречают-
ся в народных сценках, вплетенных в заглавные буквы
позднейших русских летописей. Материалом одежд горожан
служил, в частности, домотканный холст.
б) _Одежда знати.
( мужская одежда) Наиболее характерным признаком княжеской, боярской и
- плащ. дружинной одежды является плащ, названный на Руси "корз-
но".
В дружинных курганах этого века обычной находкой яв-
ляются фибулы, застежки плащей.
В тех случаях, когда в погребении находятся две фи-
булы, они, обычно, соединены цепочкой.
Плащ-корзно был общ славянами восточными и западны-
ми. Корзна знати делалась из дорогого материала и предс-
тавляла значительную ценность.
- обычная одежда. Под корзном надевалась хорошо облегающая тело основ-
ная одежда. Она имела разрез во всю длину и застегива-
лась выше пояса характерными для русской одежды петлями.
Круглый или квадратный глубокий вырез ворота обшивался
золотом и драгоценными камнями, образовывавшими по краю
широкую кайму получившую название "Оплечья" или "оже-
релья".
Полы одежды также обшивались богато украшенной золо-
том и камнями каймой. Рукава оканчивались широким, также
вышитым обшлагом. Пояс, обычно богато украшенный набора-
ми и золотым шитьем, перехватывал одежду в талии, его
концы спускались свободно вниз.
Штаны не имели, видимо, специального названия.
- обувь и го- Княжеской обувью были высокие сапоги из мягкой цвет-
ловной убор. ной кожи, синего, желтого и красного сафьяна. Носили их,
конечно, не только князья.
Княжеская мягкая сферическая шапка с меховым околы-
шем являлась обязательным атрибутом русских князей в ми-
ниатюрах, на иконах и фресках с XI по XVI вв. Эта шапка
очень простой формы имеет аналогии среди головных уборов
всех народов Европы и Азии. Но нигде шапки не имели ни
особого значения, ни особого раскроя. Неизвестно, были
ли эти уборы так обязательны для князей в жизни, но в
условном феодальном искусстве они являются важными кня-
жескими регалиями, притом чисто русскими.
- одежда кня- Корзно и другие одежды мы видим на княжеских портре-
зей (изобра- тах XI-XII вв. К 1073 г. относится рисунок Святослава
жения на фрес- Изборника, где изображен Святослав Ярославич, его жена и
ках, иконах, пять сыновей. На голове Святослава русская княжеская
миниатюрах). шапка; основное платье синее с красной каймой и золотыми
поручами; поверх надето синее с золотой каймой корзно,
застегнутое на правом плече красной застежкой с золотыми
лопастями; на ногах - синие сапоги. Сыновья Святослава
изображены в малиновых одеждах с красными каймами, золо-
тыми воротниками, поясами и тремя поперечными петлицами.
Такие одежды и позднее, в течение ряда веков, бытовали
на Руси, в частности, характерны петлицы. От пояса вниз
по бокам спадают по два конца, что обычно прослеживается
и в курганных погребениях. Шапки княжичей меховые, высо-
кие.
- зимняя одежда. Зимние одежды русской знати делались из дорогих ме-
хов. Еще Ибн-Фадлан видел соболью шапку у мертвого руса.
"Собольи одеяла" упоминает Даниил Заточник; тем более из
соболя должны были делаться шубы, упоминаемые в былинах.
В "Слове о полку Игореве" упоминается бобровая шуба.
Также характерны были для одежды знати куньи меха.
В источниках упоминается "кожух"; не исключено, что
это одежда из дубленых мехов.
В источниках упоминаются рукавицы.
( женская одежда) Женские одежды знати известны хуже, чем мужские;
представление о них дают фрески Софии и миниатюры из Из-
- одежда княжны. борника Святослава. На миниатюре из Изборника одежда
княжны состоит из двух подпоясанных золотым поясом
платьев - короткого верхнего и длинного нижнего. Рукава
верхнего широки, что характерно для русской одежды и
позднее, рукава нижнего платья - узкие с золотым поруча-
ми. На шее - широкое ожерелье с драгоценными камнями.
Башмаки золотые. На голове платок, конец которого спада-
ет на плечи. Головное покрывало было обязательным для
замужних женщин; вообще оно называлось "повоем".
- украшения. Названия женских украшений известны плохо. Слово
"ряса", означавшее впоследствии основное украшение голо-
вы, упомянуто в рассматриваемую эпоху, но и то в пара-
доксальном применении к свинье.
Жены дружинников уже в начале Х века носили золотые
и серебряные ожерелья и гривны. Русские летописцы обра-
щали внимание на драгоценные гривны в составе головного
убора богатых жен.
Среди браслетов - наиболее интересны широкие сереб-
ряные изогнутые пластины, соединенные шарниром и укра-
шенные различными изображениями. Золотые и серебряные
украшения знатных женщин хорошо известны по кладам. В
них богато представлены все виды средневековой ювелирной
техники: эмаль, скань, зернь, чернь. Много в кладах
браслетов, диадем и гривен; интересны нагрудные цепи из
крупных золотых медальонов с эмалевыми разноцветными
изображениями птиц и крестов.
Но доминирующее положение в женском наряде занимали
колты. Это большие полые внутри золотые или серебряные
подвески, носившиеся в волосах. Золотой колт украшался
перегородчатой эмалью, что придавало особую изысканность
наряду. Серебряный колт иногда имел звездчатую форму и
покрывался сложным деревянным узором.
2IV. НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
21.Письменность, грамотность, образование.
а) _ До принятия . Основой любой древней культуры является письмен-
_Христианства .. ность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время су-
ществовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с
христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако
согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о сущест-
вовании славянской письменности задолго до христианиза-
ции Руси. В 1949г. советский археолог Д.В. Авдусин во
время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, от-
носящийся к началу Хв., на котором было написано "горуш-
на" (пряность). Это означало, что уже в это время в вос-
точно-славянской среде бытовало письмо, существовал ал-
фавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского
дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время
пребывания в Херсонесе в 60-е годы IХв. он познакомился
с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальней-
шем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками
славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части ос-
новывалась на принципах славянского письма, существовав-
шего у восточных, южных и западных славян задолго до их
христианизации.
Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византи-
ей, относящиеся к первой половине Хв., имели "противени"
- копии, также написанные на славянском языке. К этому
времени относится существование толмачей-переводчиков и
писцов, которые записывали речи послов на пергамент.
б) _После принятия . Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему
_Христианства. . развитию письменности, грамотности. На Русь со времени
Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчи-
- первые письмен- ки из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в
ные произведения. период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, много-
численные переводы греческих и болгарских книг как цер-
ковного, так и светского содержания. Переводятся, в
частности, византийские исторические сочинения, жизнео-
писания христианских святых. Эти переводы становились
достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в
княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях,
церквах, где зародилось русское летописание. В XIв. по-
лучают распространение такие популярные переводные сочи-
нения, как "Александрия", содержащее легенды и предания
о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево
деяние", являющееся переводом византийской эпической по-
эмы о подвигах воина Дигениса.
- обучение гра- Таким образом, грамотный русский человек XIв. знал
мотности. многое из того, чем располагала письменность и книжная
культура Восточной Европы, Византии.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, пере-
водчиков формировались в школах, которые были открыты
при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а
позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широ-
ком развитии грамотности на Руси в XI-XIIвв. Однако она
была распространена в основном лишь в городской среде,
особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской вер-