хушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской
местности, в дальних, глухих местах население было почти
сплошь неграмотным.
C XIв. в богатых семьях стали учить грамоте не толь-
ко мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха
Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала
в нем школу для обучения девочек.
- распростране- Ярким свидетельством широкого распространения гра-
ние грамотности. мотности в городах и пригородах являются так называемые
берестяные грамоты. В 1951г. во время археологических
раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова
извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней
буквами. "Я двадцать лет ждал этой находки!" - восклик-
нул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский,
давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того
времени должен был найти отражение в массовом письме,
каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена
либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные
свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный обо-
рот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том,
что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси
люди любили и умели писать друг другу. Среди писем дело-
вые документы, обмен информацией, приглашение в гости и
даже любовная переписка. Некто Микита написал своей воз-
любленной Ульяне на бересте "От Микиты ко Улианици. Пои-
де за меня...".
Осталось и еще одно любопытное свидетельство о раз-
витии грамотности на Руси: так называемые надписи граф-
фити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить
свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жа-
лобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще
молодым человеком, во время церковной службы, затеряв-
шись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене
Софийского собора в Киеве "Ох тяжко мне" и подписался
своим христианским именем "Василий".
22. Литература. Устное народное творчество.
Общий подъем Руси в XIв., создание центров письмен-
ности, грамотности, появление целой плеяды образованных
людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-мо-
настырской среде определили развитие древнерусской лите-
ратуры. Эта литература развивалась, складывалась вместе
с развитием летописания, ростом общей образованности об-
щества. У людей появилась потребность донести до читате-
лей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и
общества, роли религии, поделиться своим жизненным опы-
том. Литература вызывалась к жизни также потребностями
времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На
этом общем благоприятном культурном фоне появлялись ори-
гинально и независимо мыслящие писатели, средневековые
публицисты, поэты.
а) _Книги ..
- первые книги Бесспорно влияние местного фольклора, древнегречес-
на Руси (при- кой и древнеболгарской литературы на древнерусскую книж-
шедшие из дру- ность. Великим сдвигом было уже то, что после принятия
гих стран). Русью христианства достоянием отечественной культуры
стала книга - на береста, не деревянная дощечка, не сви-
ток, а именно книга.
* начало собира- Из летописи известно, что начало систематическому
ния книг на Руси. собиранию книг было положено на Руси князем Владимиром,
который,оставляя Корсунь, вывез из греческого города не
мало фолиантов. Далее эта библиотека пополнялась более
благородным путем: книги покупали, их дарили в подарок,
с багажом литературы приезжали направленные в русскую
митрополию греческие иереи. Основной поток книг шел из
Византии и Болгарии.
* книги визан- Через полтораста лет после крещения, в начале XIII
тийских авторов. в., Русь обладала довольно большим количеством произве-
дений византийских авторов. Причем произведения эти были
разных жанров. Например, была догматическая литература -
"Точное начертание православной веры" Иоанна Дамаскина,
"Слова" Афанасия Александрийского, "Поучения" Кирилла
Александрийского; библейско-истолковательная - Афанасия
Александрийского, Олимпиодора; нравоучительная - "Лест-
вица" Иоанна Лествичкина, произведения Нила Синайского,
"Ответы" Афанасия Синаита; слова церковные - Григория
Богослова, Иоанна Златоуста, Феодора Студита, Ефрема Си-
рина.
* греческая ли- В круг чтения русских книжников вошли жизнеописания
тература. святых - агиографическая литература.
Образованные русские люди быстро приобщились к гре-
ческой исторической литературе: имели хождение Палеи -
сборник сокращенных пересказов Ветхого Завета; хроники -
изложения византийской истории - Георгия Амартола, Иоан-
на Малалы.
На Руси уже до монгольского нашествия знатоки древ-
негреческого языка были не в диковинку. Занимался пере-
водами князь Ярослав с помощью высокообразованных толма-
чей.
* Библия. Особо нужно сказать о Библии - Священном писании
христианства. Первые переводы Нового Завета на славянс-
кий язык были сделаны Кириллом и Мефодием. По этому пе-
реводу Русь постигла азы христианства. В XI в. переве-
денные отрывки ветхозаветных текстов были собраны в Из-
борниках (1073 и 1076 гг.).
К XII в. отечественные христиане имели почти полный
славянский перевод Библии.
Велика заслуга на поприще просвещения князя Ярослава
Мудрого. "Деятельность Ярослава или сделанное им, состо-
яло в том, что Русь, крещеную Владимиром, он сделал
книжною и грамотною...",- утверждает русский историк XIX
в. У.У. Голубинский.
Поэтому очень скоро после крещения к произведениям
иноземного происхождения прибавились иноземные, поистине
оригинальные и талантливые.
- Первые русские Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега,
книги. о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным
автором литературного произведения на Руси стал священ-
ник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митропо-
лит Иларион. В начале 40-х годов XIв. он создал свое
знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором в яр-
кой публицистической форме изложил свое понимание места
Руси в мировой истории. О нем уже шла речь.
Во второй половине XIв. появляются и другие яркие
литературно-публицистические произведения: "Память и
похвала Владимира" монаха Иакова, в котором идеи Иларио-
на получают дальнейшее развитие и применяются к истори-
ческой фигуре Владимира I. В это же время создаются
"Сказание о первоначальном распространении христианства
на Руси", "Сказание о Борисе и Глебе", святых покровите-
лях и защитниках Русской земли.
В последней четверти XIв. начинает работать над сво-
ими сочинениями монах Нестор. Летопись была его заверша-
ющей фундаментальной работой. До этого он создал знаме-
нитое "Чтение о житии Бориса и Глеба". В нем, как и в
"Слове" Илариона, как позднее в "Повести временных лет",
звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитни-
кам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит
эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в
которой они угадывают предвестие будущей политической
катастрофы.
- основные про- Литература ХIIв. продолжает традиции русских сочине-
изведения ний ХIв. Создаются новые церковные и светские произведе-
XII в. ния, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широки-
ми обобщениями; возникают новые жанры литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое
"Поучение детям", ставшее одним из любимых чтений русс-
ких людей раннего средневековья.
В начале ХIIв. один из сподвижников Мономаха игумен
Даниил создает свое, не менее знаменитое "Хождение игу-
мена Даниила в святые места".
Богомольный русский человек отправился к гробу Гос-
подню и проделал длинный и трудный путь - до Константи-
нополя, потом через острова Эгейского моря на остров
Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это вре-
мя было основано первое государство крестоносцев во гла-
ве с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой
путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского
короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у
гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской
земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий
"За князей русских и за всех христиан".
И "Поучение", и "Хождение" были первыми в своем роде
жанрами русской литературы.
- основные про- XII - начало XIIIв. дали немало и других ярких рели-
изведения к.XII- гиозных и светских сочинений, которые пополнили сокро-
нач. XIII вв. вищницу русской культуры. Среди них "Слово" и "Моление"
Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав
* Произведения ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о
Даниила Заточ- гармоничном человеке, об идеальном правителе. Обращаясь
ника. к своему князю в "Молении", Даниил говорит о том, что
настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона,
храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, муд-
рость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским
сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи
до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять
сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали,
оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гума-
нистическая линия древней русской литературы и здесь
прочно утверждает себя.
* Произведения Автор середины XIIв. киевский митрополит Климентий
Климентия Смоляти- Смолятич в своем "Послании" священнику Фоме, ссылаясь на