Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 1 из 13)

КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ ( IX - НАЧАЛО XIII ВВ.)


I. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ( ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ).

21. Особенности развития русской культуры.

Культура народа является частью его истории. Ее ста-

новление, последующее развитие тесно связано с теми же

историческими факторами, которые воздействуют на станов-

ление и развитие хозяйства страны, ее государственности,

политической и духовной жизни общества. В понятие куль-

туры входит, естественно, все, что создано умом, талан-

том, рукоделием народа, все, что выражает его духовную

сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на

человеческие отношения.

а) _Факторы, по- . Культура Руси складывается в те же века, что и ста-

_влиявшие на . новление русской государственности. Рождение народа шло

_складывание . одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, поли-

_и развитие . тической, культурной. Русь складывалась и развивалась

_культуры. . как средоточие огромного для того времени народа, состо-

ящего поначалу из различных племен; как государства,

жизнь которого развертывалась на огромной территории. И

весь оригинальный культурный опыт восточного славянства

стал достоянием единой русской культуры. Она складыва-

лась как культура всех восточных славян, сохраняя в то

же время свои региональные черты - одни для Поднепровья,

другие - для Северо-Восточной Руси и т.д.

- Русь - равнин- На развитие русской культуры влияло также то, что

ное государство. Русь складывалась как равнинное государство, открытое

всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплемен-

ным международным влияниям. И шло это из глубины веков.

В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем,

полян, северян, радимичей, новгородских славян, других

восточнославянских племен, так и влияние соседних наро-

дов, с которыми Русь обменивалась производственными на-

выками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими

племенами, балтами, иранскими, другими славянскими наро-

дами и государствами.

- влияние Ви- В пору уже своего государственного становления Русь

зантии. испытывала сильное влияние соседней Византии, которая

для своего времени была одним из наиболее культурных го-

сударств мира. Таким образом, культура Руси складывалась

с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под

влиянием различных культурных направлений, стилей, тра-

диций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие

влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к

своим культурным традициям, к своему дошедшему из глуби-

ны веков народному опыту, пониманию окружающего мира,

своему представлению о прекрасном.

- сохранность Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно стал-

своих тради- киваемся не только с влияниями извне, но с их порой зна-

ций. чительной духовной переработкой, их постоянным преломле-

нием в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных

культурных традиций было сильнее в городах, которые сами

по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передо-

вых для своего времени черт, то сельское население было

в основном хранителем старинных культурных традиций,

связанных с глубинами исторической памяти народа. В се-

лах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были

более консервативны, труднее поддавались различным куль-

турным новшествам.

б) _Принятие Хри- . Долгие годы русская культура - устное народное твор-

_стианства - пе- . чество, искусство, архитектура, живопись, художественное

_реломный момент . ремесло - развивалась под влиянием языческой религии,

_в развитии рус- . языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства

_ской культуры. . положение резко изменилось. Прежде всего новая религия

претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей,

их восприятие всей жизни, а значит и представлений о

красоте, художественном творчестве, эстетическом влия-

нии.

- двоеверие. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие

на русскую культуру, особенно в области литературы, ар-

хитектуры, искусства, развития грамотности, школьного

дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим

образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не

смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официаль-

ная религия, которая преобладала в городах, и язычество,

которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отда-

ленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраня-

ло свои позиции в сельской местности. Развитие русской

культуры отразило эту двойственность в духовной жизни

общества, в народном быту. Языческие духовные традиции,

народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие

на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влияние народных традиций, устоев, привычек, под

влияние народного мировосприятия новым содержанием на-

полнялась и сама церковная культура, религиозная идеоло-

гия. Суровое аскетическое христианство Византии на русс-

кой языческой почве с ее культом природы, поклонением

солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюби-

ем, глубокой человечностью существенно преобразилось,

что нашло отражение во всех тех областях культуры, где

византийское, христианское в своей основе культурное

влияние было особенно велико. Не случайно во многих цер-

ковных памятниках культуры (например, сочинениях церков-

ных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рас-

суждения и отражение чисто мирских страстей. И не слу-

чайно, что вершина духовного достижения Древней Руси -

гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано язычес-

кими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.

в) _Характерные чер- . Открытость и синтетичность древнерусской культуры,

_ты русской куль- . ее мощная опора на народные истоки и народное восприя-

_туры. . тие, выработанные всей многострадальной историей восточ-

ного славянства, переплетение христианский и народ-

но-языческих влияний привело к тому, что в мировой исто-

рии называют феноменом русской культуры. Ее характерными

чертами являются стремление к монументальности, масштаб-

ности, образности в летописании; народность, цельность и

простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое

начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в

живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений,

страсти в литературе. И над всем этим господствовала

большая слитность творца культурных ценностей с приро-

дой, его ощущение сопричастности всему человечеству, пе-

реживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно

опять же одним из любимых образов русской церкви и куль-

туры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,

непротивленцев, пострадавших за единство страны, приняв-

ших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты

культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих ос-

новных обличьях они развивались в течение столетий. Но

потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся фор-

мы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тог-

да, когда единая Русь политически распалась, общие черты

русской культуры проявлялись в культуре отдельных кня-

жеств. Несмотря на политические трудности, на местные

особенности, это все равно была единая русская культура

X - начала XIIв. Монголо-татарское нашествие, последую-

щий окончательный распад русских земель, их подчинение

соседним государствам надолго прервали это единство.

г) _Роль церкви в . Наиболее заметная черта древнерусской культуры -

_развитии ру .с- господство в ней религии, которая, пронизывая все ее

_ской культуры .. сферы, выступала как интегрирующий ее элемент, придавала

ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась

одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживав-

ших господство религиозной идеологии. Степень господства

религии в культуре во многом определялась силой и влия-

нием церкви во всех сферах общественной жизни, что в

первую очередь зависело от характера складывавшихся от-

ношений между церковью и государством.

Однозначного ответа на вопрос о влиянии церкви на

культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной

деятельности быть не может. С одной стороны, церковь

стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письме-

ность, архитектура, живопись и др.), используя арсенал

их средств для пропаганды религиозной идеологии. С дру-

гой, подчинение этих сфер культуры интересам церкви, ус-

тановление строжайшего контроля и регламентации в конеч-

ном счете сковывали развитие. Оценка роли церкви в раз-

витии культуры должна быть конкретно-исторической, она

не может быть одинаковой и однозначной по отношению к

разным периодам. Столь значительное место, которое зани-

мала религия в древнерусской культуре, не приводило, од-

нако, к полному и безраздельному господству церкви в

этой сфере жизни общества.

2II. 0 2ЯЗЫЧЕСТВО.

21. 0 2Мифология 0 2славян.

а) _Важнейшие . Мифология восточных славян выступала важной состав-

_представления . ной частью вероучения их религии - язычества. Примени-

_славян. . тельно к истории Древней Руси язычеством называются ре-

лигиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до

принятия христианства.

Мифологическое повествование - основа важнейших ве-

роучительных представлений славянского язычества: о чу-

десном обустройстве мира необыкновенными существами -

богами и первопредками; о божественном присутствии в

природе, о человеческой судьбе и общественных делах; об