Смекни!
smekni.com

Культурологическая концепция Рихарда Вагнера (стр. 2 из 3)

замечательного композитора, по мысли Серова, открыла в искусстве

"безвестные, необъятные горизонты".

Отдавая должное дерзновенной смелости художника-новатора, пере­довые деятели русской музыки ( в первую очередь Чайковский, Римс­кий-Корсаков, Стасов) остро критиковали ложные тенденции его твор­чества, отвлекавшие композитора от задач правдивого изображения жиз­ни. Особенно ожесточенной критике подвергались общехудожественные принципы Вагнера, его эстетические взгляды в применении к музыкаль­ному театру. Об этом кратко и метко сказал Чайковский: "Восхищаюсь композитором, я питаю мало симпатий к тому, что является культом Вагнеровских теорий". Оспаривались также излюбленные Вагнером идеи, образы его оперного творчества, методы их музыкального воплощения.

Еще более ожесточенная борьба возникла вокруг имени и дела Ваг­нера в зарубежных странах. Наряду с поклонниками-энтузиастами, пола­гавшими, что отныне театр должен развиваться только по вагнеровскому пути, были и такие музыканты, которые начисто отвергали идейнохудо­жественную ценность творений Вагнера, усматривали в его влиянии лишь пагубные последствия для эволюции музыкального искусства. "Вагнеров­цы" и их противники стояли на непримиримо враждебных позициях. Выс­казывая подчас верные мысли и наблюдения, они своими пристрасными оценками скорее запутывали эти вопросы, чем помогали их верному раз­решению. Такие крайние точки зрения не разделялись крупнейшими зару­бежными композиторами второй половины XIX века - Верди, Бизе и Брам­сом, но и они, признавая гениальную одаренность Вагнера, не все при­нимали в его музыке.

Творчество Вагнера давало основания для разноречивых оценок, ибо не только многогранная деятельность, но и сама личность компози­тора раздирались жесточайшими противоречиями. Однобоко выпячивая ка-

кую-либо одну из сторон сложного облика творца и человека, апологе­ты, равно как и хулители Вагнера, давали искаженное представление о его значении в истории мировой культуры. Чтобы верно определить его значение, надо понять личность и дело жизни Вагнера во всей их слож­ности.

Бурный, напряженный и извилистый творческий путь Вагнера охва­тывает более полувека - с начала тридцатых по 1883 год. В дни юности гениального композитора его родина сохраняла черты феодальной разд­робленности, общественная атмосфера была заражена затхлостью, ме­щанской ограниченностью; к концу жизни Вагнера Германия, объединен­ная под эгидой буржуазно-помещичьей Пруссии, стала одним из сильней­ших государств - оплотом импереализма в Европе.

Эти годы реакции не прошли бесследно и для Вагнера, усилив идейные шатания в его мировоззрении и творчестве, которые резко обострились после франко-прусской войны 1870-1871 годов. Семидесятые годы это и годы триумфа дела его жизни, в частности завершения ги­гантского замысла-тетралогии "Кольцо нибелунга", и одновременно годы усиления идейно-художественного кризиса, в результате которого Ваг­нер оказался в лагере реакции. К этому времени полностью обнажился тот сложный комплекс противоречий, которым пронизана вся его дея­тельность.

Двойной узел противоречий характеризует Вагнера. С одной сторо­ны это противоречия между мировоззрением и творчеством. Конечно нельзя отрицать связей существующих между ними, но деятельность ком­позитора Вагнера очень отличалась от деятельности Вагнера-плодотви­того писателя-публициста, высказавшего по вопросам политики и рели­гии немало реакционных мыслей, особенно в последний период своей жизни. С другой стороны, и его эстетические и социально-политические

взгляды были полностью противоречивыми. Мятежный бунтарь, Вагнер уже

к революции 1848-1849 годов пришел с крайне путаным мировоззрением.

Оно осталось таким и в годы поражения революции, когда реакционная идеология отравляла сознание композитора ядом пессимизма, поражала субъективистские настроения, приводила к утверждению национал-шови­нистических или клерикальных идей. Все это не могло отразиться на противоречивом складе его идейно-художественных исканий.

Вагнер не дал четкого ответа на поставленные им жизненные воп­росы, но историческая его заслуга состоит в том, что он их так остро поставил. Он смог это сделать потому, что всю деятельность свою про­низал страстной, непримиримой ненавистью к капиталлистическому угне­тению. Что бы он не высказал в теоретических статьях, какие бы реак­ционные политические взгляды ни отстаивал, Вагнер в своем творчестве всегда был на стороне тех, кто искал активного применения своих сил в утверждении возвышенного и гуманного начала в жизни, против тех, кто погряз в болоте мещанского благополучия и своекорыстия. И, быть может, никому другому не удалось с такой художественной убедитель­ностью и силой показать трагедию современной жизни, отравленную бур­жуазной цивилизацией.

Эта резко выраженная антикапиталлистическая направленность пре­дает творчеству Вагнера огромное прогрессивное значение. Но он не сумел разобраться во всей сложности изображаемых им явлений.

Вагнер - последний крупнейший художник-романтик XIX века. Ро­мантические идеи, темы, образы закрепились в его творчестве еще в предреволюционные годы, они разрабатывались им и позже. После рево­люции 1848 года многие виднейшие современные композиторы под воз­действием новых современных условий, в результате более резкого об­нажения классовых противоречий переключились на иные темы, перешли в

их освещении на реалистические позиции (наиболее яркий тому пример -

Верди). Но Вагнер оставался романтиком, хотя свойственная ему проти­воречивость сказывалась и в том, что на разных этапах деятельности у пего активнее проступали то черты реализма, то, наоборот, реакцион­ного романтизма.

В первой же критической статье, опубликованной Вагнером в 1834 году, резко обозначились его прогрессивные стремления. Он обвинял современных немецких композиторов в том, что никто из них "не сумел заговорить голосом народа, то есть никто не передал настоящую жизнь такой, как она есть". "Мы должны передать нашу эпоху во всей ее не­посредственности и уловить те новые формы, которые нам диктует сама жизнь", - писал он далее.

В подобных высказываниях, порой полемических и не во всем спра­ведливых, несомненно сквозит принципиальность страстного художника, убежденного в неразрывной связи искусства с действительностью. Эта убежденность, вне зависимости от идейных шатаний Вагнера, сохранится у пего на протяжении всей жизни. Но в тридцатых годах он еще не знал, как творчески применить свои силы, не нашел еще своей темы в искусстве. Эти идейно-художественные колебания отразились на его первых трех музыкально-театральных произведениях.

В 1839 году вместе с драматической актрисой Минной Планер, на которой Вагнер женился три года назад, он тайком бежал из Риги, спа­саясь от кридиторов, в Париж.

В Париже не прекращалась критическая деятельность Вагнера. В своих статьях - в таких, как сатирический памфлет "Парижские увесе­ления" или новелла "Немецкий музыкант в Париже", - он изобличал ду­ховную нищету буржуазной цивилизации, бичевал модную французскую оперу, именуя ее "блестящей ложью", "послащенной чепухой", "засаха-

ренной скукой". В то же время он приветствовал "Траурно - триумфаль­ную симфонию" Берлиоза _ этот величественный памятник жертвам июль­ского восстания 1830 года - за то, что "она во всей своей глубине должна быть понятна каждому уличному мальчишке в рабочей блузе и красной кепке". С благоговением писал он о великом немецком компози­торе в своей новелле "Паломничество к Бетховену", выдержанной в духе Гофмана.

Парижские годы унижений провели резкую грань не только в миро­воззрении композитора, но и в его творчестве. Он отказался от своих прежних, недостаточно продуманных увлечений и окреп как национальный художник. Еще более усилилось его преклонение перед Бетховеном. По-иному, чем прежде, он оценил сейчас вклад отечественных романти­ков - в первую очередь Вебера - в разработку народно-национальных основ немецкой оперы. Но вместе с тем Вагнер видел, что мещанский провинциализм и обывательщина сковывали развитие нациоеального опер­ного искусства. Оставаясь в русле романтизма, частично далее разви­вая реалистические элементы творчества Вебера, он стремился вдохнуть в родное искусство высокие идеи, найти средства художественного воп­лощения, отвечающие возвышенному строю чувств и мыслей.

При разрешении этих кардинальных вопросов Вагнер не всегда был последователен. Порой его раздирали полярные идеи и чувства, и тео­рии его часто расходились с практикой, то есть с собственной музы­кой. Тем не менее Вагнер создавал на редкость цельные и монолитные произведения, отмеченные индивидуальностью гениального творца. Спи­сок этих произведений открывает опера "Летучий голландец" которой начинается зрелый период вагнеровского творчества. Несмотря на пе­чальный итог драмы, музыка "Летучего голландца" лишена черт обречен­ности, пассивной созерцательности. В ней звучит бурная романтика

протеста; она прославляет не успокоение в небытие а деятельное

стремление к счастью.

Таков идейный смысл програмной по замыслу увертюры, в которой музыкально-драмматургическая концепция оперы решена симфоническими средствами. Три сферы выразительности характеризуют определенные стороны содержания произведения.

Первая из них служит обрисовке грозно ревущего океана: мятежная природа словно перекликается с бурей, бушующей в душе Голландца. Вторая сфера связана с задушевной, подчас восторженной лирикой Сен­ты. Наконец, сочные народные сцены противостоят образам зловещей фантастики и страстного лиризма. Так, далее развивая драматургичес­кие принципы вольного стрелка Вебера, Вагнер принес в романтическую драмму реалистические штрихи.