ние результатов творческой деятельности и ее оценка.
Схема творческой деятельности по Белозерцеву
1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением
ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки
(постановки) технических задач.
2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принци-
па, новой трансформации.
3) Создание идельной модели (реализация).
4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект,
рабочие чертежы, модельно-макетное воплощение реализации.
5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи,
проблемы или изобретения в новом техническом объекте.
Обобщенная модель структуры творческой
деятельности по Шумилину
1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.
2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы:
нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или
замысла произведения искусства).
3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая,
конструкторская и технологическая проработка этого принципа.
Если научное творчество, то конкретизация и доказательство
гипотезы. Если техническое, то конструкторская проработка
идеи. Для художественного творчества - развитие и разработка
замысла художественного произведения.
Разработка планов включает экспериментальную проверку ги-
потез. План практической реализации изобретения - реализацию
замысла.
4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или
замысла, объективизация художественного произведения.
7. Проблема как форма творчесуого поиска
1-й этап. Постановка проблемы (осознание проблемы).
Завершение творческого процесса - решение проблемы. Проблемы
подразделяются на научные и рабочие.
Научная проблема - это форма научного мышления. При постанов-
ке актуальным является ее обоснование. При разрешении проблемы
реализуется две возможных ситуации:
1 - обострение проблемы;
2 - расчленение проблемы на более мелкие подпроблемы.
Разрешение проблемы осуществляется в процессе мышления. Мыш-
ление - главный механизм в разрешении противоречия между проб-
лемной ситуацией и результатом, следовательно мышление - это
процесс решения задачи творцом. В процессе мышления, решение
проблемной ситуации (или задачи), как правило, возникает внезап-
но и независимо от предшествующей деятельности или опыта. Проис-
ходит озарение.
Решение проблем (нестандартных задач) в любой сфере деятель-
ности и есть процесс творчества. <Творчество, создание сущест-
венно нового, создание новых полезных комбинаций, решение неста-
ндартных задач, разрешение проблем - синонимы>.
Включенное в рассмотрение понятие "проблема" наиболее точно
отражает моменты познания, т.е. переход от неизвестного к извес-
тному, от незнания к знанию и обратно.
Гипотеза как форма творчества
Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная
мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического
построения и плана функционирования.
Идея - это мысль, переходящая в действие. Идея включает фор-
мулировку цели и способ ее достижения. Идея возникает на основе
существующего противоречия и направлена на его разрешение. Идея
дает возможность организовать практическую деятельность, сделать
ее целенапрвленной и сформировать идеальный образ будующей вещи,
объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и ор-
ганизация знаний на достижение требуемого результата. Идея - это
основа синтеза знаний. Этап порождения идеи - кульминация всего
творческого процесса.
Гипотеза. Идея или принцип решения проблемы, задачи рождается
в форме гипотез. Гипотеза - это основная форма творческого мыш-
ления.
8. Механизм творчества
Механизм творчества реализуется через функцию гипотезы. Со-
держание и решение проблемы состоит в выдвижении гипотез о путях
ее решения и проверки. Генерация гипотез и их верификация - цен-
тральный механизм творчества. Теория гипотез целиком включается
в теорию творчества, является центральной, составной частью и
называется субтеория.
Гипотеза - форма творческой деятельности, форма творческого
мышления. Гипотеза в отличии от формальной логики является кате-
горией диалектической логики.
Гипотеза - основание, предположение. Есть предположение о
том, как разрешить противоречие проблемы. Гипотеза - как форма
творческого поиска. Гипотеза может быть предположением о свойст-
вах и структуре объекта, либо о способе, программе деятельности,
направленном на разрешение противоречия. Гипотеза выступает как
форма развития знаний, как форма творческого поиска, как способ
разрешения возникающих противоречий.
В процессе познания важным является момент, когда обращение к
гипотезе необходимо и неизбежно, т.е. когда без выдвижения гипо-
тезы дальнейшее познание невозможно. Это и есть функция гипоте-
зы. Таким моментом является проблемная ситуация, обострение про-
блемы до максимального противоречия.
8.04.94.
Понятие идеи
Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической сис-
темы. В идее выражается творческий характер мышления.
Идея - это мысль, переходящая в действие.
Структурно идея включает:
1) Формулировку (постановку).
2) Цели перед человеком и способы ее достижения.
3) Идея - форма разрешения противоречия между проблемной ситуа-
цией и экспертом, который должен ее решить.
Основная функция идеи - достижение синтеза знаний.
Этап нахождения принципа или идеи решения является наивысшем
в творческом поиске.
Гипотеза
Гипотеза (- основание - греч.) - предположение о том, как
разрешить противоречеи проблемы. Гипотеза может быть предположе-
нием о свойствах, функциях объекта, формой развития знаний о ми-
ре и путях его преобразования, формой разрешения возникающих
противоречий.
Гипотезы делятся на научные и рабочие.
Рабочая (экспериментальная) - строится как заведомо временное
предположение, выдвигаемое для придания исследованию целеустрем-
ленного характера. Рабочая гипотеза в своей основе выполняет
служебную функцию - она являеся средством для ориентирования в
проблемной ситуации.
Научная гипотеза - отличается от рабочей тем, что претендует
на решение проблемы и объяснение ранее необъяснимых явлений, за-
конов или сущностей. Для научных гипотез характерен высокий уро-
вень обоснования. Она учитывает установленные ранее законы и
опирается на проверенные факты.
Гипотеза является важным элементом научного знания, т.е. она
входит в систему научных знаний, являющихся ее неотъемлемой час-
тью.
Научная гипотеза в отличие от догадки, идеи или от рабочей
гипотезы тем, что опирается на факты, знания, принципы, законы,
т.е. удовлетворяет определенному кругу требований.
Гипотеза всегда формулируется в вероятностном смысле, т.е.
знания, определяющий гипотезу - есть вероятностные знания.
Альтернативные гипотезы (версии)
При выдвижении гипотез, поиск как правило ведется по многим
направлениям. На основе одних и тех же фактов, правил, законов и
принципов, выдвигается множество идей разрешения противоречия и
формулируется совокупность гипотез.
.
. Рис. 1
.
Если выдвигается ряд гипотез, различным образом объясняющих
одни и теже факты, их принято называть версии. Опровержение од-
ной из версий, создает условия для порождения новых, более обос-
нованных версий.
После того, как одна из гипотез находит подтвержение в прак-
тической деятельности, а другие доказательно опровергнуты, вы-
движение версий прекращается, дискусии все закрываются и твор-
ческий поиск по данной проблеме завершается.
Проверка гипотезы
1) Гипотеза не должна противоречить фундаментальным научным
принципам и законам.
2) При формулировании гипотезы, автор обязан учитывать все до-
стоверно установленные наукой факты и ограничения, связанные с
рассматриваемой проблемой.
3) Гипотеза должна быть принципиально проверяемой.
4) Недоступность гипотезы действительным проверкам означает ее
реальную непроверяемость.
5) Непроверяемые гипотезы не могут рассматриваться как науч-
ные. Если гипотеза непроверяемая, она не может выполнять своего
назначения, своей базовой функции, следовательно она неконструк-
тивна и должна сразу отвергаться.
Научные знания, научное творчество развивается на основе кон-
структивных научных гипотез. Дж Коэн сказал: "Гипотезы возникают
у людей, которые хотят и умеют думать, думать - это значит уметь
решать проблемы, а решать проблемы - значит выдвигать гипотезы".
9. Творческая задача
Творческие и нетворческие задачи во многих случаях находятся
в дуальном отношении. Это связано с тем, что эксперт (субъект)
может быть различным.
.
. Рис. 2
.
Если для решения задачи П, Пs признаков достаточно, то реше-
ние задачи П(x1) будет лежать в области, определенной совокуп-
ностью признаков Пs.
Если исходных признаков недостаточно для получения решения,
но известно, что решение существует, то такое решение будет при-
надлежать области Rx.
Если такое решение не получено, то при условии его существо-
вания возникает необходимость расширения области признаков Пs до
уровня, когда решение x1 будет захватываться некоторой областью
решения x0. Это может быть достигнуто только за счет расширения
знаний эксперта S. В этом случае мы говорим, что решение задачи
П требует творческих усилий. Как это достигается?
Решение x1 может быть получено путем стягивания области x0