│ ┌┤ ЭП _─────_ ЭМ ├┐ │
│ │└───┬───┬────┬───┘│ │
│ │ │ _ │ │ │
│ _ │ │ │ _ │
│ ┌─┴─┐1 │ ┌─┴─┐2 │ ┌─┴─┐ │
├_│ P │ │ │P_R│ │ │ 3 │_┤
│ └─┬─┘ │ └─┬─┘ │ └─┬─┘ │
│ _ │ _ │ _ │
│ ┌─┴─┐7 │ ┌─┴─┐ │ ┌─┴─┐ │
│ │TP │ │ │TR │ │ │TS │ │
│ └─┬─┘ │ └─┬─┘ │ └─┬─┘ │
│ _ │ _ │ _ │
│ ┌─┴─┐ _ ╔═╧═╗ _ ┌─┴─┐ │
├_┤ 4 ├──┴_╢ 5 ╟_─┴──┤ 6 ├_┤
│ └─┬─┘ ╚╤═╤╝ └─┬─┘ │
│ └──────__ __───────┘ │
│ └─┼────────────┘
└─────────────┘
1 - Исходное (начальное) состояние
2 - Результат решения творческой задачи
3 - Исходное состояние решающей среды
4 - Творческая задача
5 - Модель
6 - Решатель
7 - Технология развития задачи
Процесс перехода от проблемной ситуации к задаче имеет опре-
деленную схему. На основании исходной задачи, мы переходим к ее
постановке через технологию развития задачи (7). Параллельно с
развитием задачи, развиваются средства, ее реализующие.
Система "Задача - Решатель".
Далее протекает процесс решения задачи. В итоге получаем ре-
зультат, который поступает к эксперту.
.
. Рис. 6
.
Сравнить со схемой Ангельмейера.
Концептуальная метамодель творческой задачи
Концептуальная - лежащая в основе чего-либо.
М1 --> М2 --> М3 --> ... -->Мк
Мета- - абстракция, обобщение и т.д.
┌────┐
МД0 │ M0 │
└─┬──┴_─┐
_ _ │
┌─┴──┬_─┘
МБД1 │ M1 │
└─┬──┴_─┐
_ _ │
┌─┴──┬_─┘
БД2 │ M2 │
└────┘
29.04.94.
Формализация творческой задачи
на метамодеьном уровне
Реализация на этом уровне возможна только на основе абстраги-
рования и конкретизации.
Первый аспект (запускающий импульс). В качестве него выберем
проблемную (задачную) ситуацию. Если такая ситуация существует,
то она актуализирует и побуждает к генерации целевых мотивов.
Для формирования цели включается механизм целевой мотивации и
в результате запускается функция целеформирующего центра и фор-
мируется цель задачи Z для разрешения проблемной ситуации.
Цель - общие описания того результата, к которому мы хотим
стремиться, хотим достичь. Если известна цель и проблемная си-
туация, то необходимо определить те условия, для которых эта
проблемная ситуация разрешается.
.
. Рис. 7
.
Следующее, что необходимо - это описание условий достижения
цели. Достижение цели может быть установлено неоднозначно. Если
мы определим некоторую область, внутри которой могут существо-
вать решения или парадигма решения и представим цель как начало
системы координат, совпадающей с эталонным результатом, то в за-
висимости от требований потребителя результатов, различный резу-
льтат может считаться удовлетворительным.
Совокупность требований, предъявляемых к реальному результату
потребителем (экспертом) выражается некоторым показателем, кото-
рый определяется как Y_адектватности ( ).
.
. Рис. 8
.
Цель может быть достигнута в том случае, если человеку, реша-
ющему задачу, известна определенная информация о проблемной си-
туации, о целях и условиях ее достижения, а так же, если он об-
ладает определенными знаниями в области решаемых задач.
Информацию, которая необходима для разрешения проблемной си-
туации обозначим через I.
С учетеом обозначений, формальную задачу можно представить
как кортеж:
P=<...> (1)
Проблемная ситуация порождает некоторую задачу P, описание
которой определяется кортежем (1). Проведем анализ того, что
здесь есть.
Проблемную ситуацию мы рассматривали раньше.
Что такое цель - см. конспект по "Моделированию систем" -
"Анализ цели".
Условия, при которых может быть решена задача P:
C =<M , A , P > (2)
- Решение допустимо, если известен метод решения задачи. (Ме-
тод - это основополагающая совокупность правил, при правилном
исполнении которых решение задачи приводится к цели).
- Конкретизация метода - алгоритм A. (Алгоритм - это логичес-
кая совокупность предписаний, выполнение которых обязательно
приводит к решению задачи).
- Для каждого алгоритма должна существовать машинная реализа-
ция - программа P.
Через I обозначена информация, которая сформирована исходя
из проблемной ситуации и дополняется той информацией, которой
располагает эксперт.
I = I
I состоит из совокупности данных (Д ) (данные - это конкрет-
ная информация об объекте) и совокупности фактов и правил (Kn).
I= (3)
Проблемная ситуация может быть разрешена посредством задачи
P , если она представляется формализованной моделью, включающей
кортежи (1), (2) и (3).
Y - показатель адекватности.
.
. Рис. 9
.
Для определения Y используется 2 других компдексных показа-
теля:
Qw - качество - степень близости результата действительного к
эталонному.
dRq=R (Qw)+-dR(Qw)
По показателю качества определяем степень близости к резуль-
тату.
Эффективность - как некоторая комплексная оценка сумарных за-
трат на достижение результата (Ef).
.
. Рис. 10
.
Система выражений (1) - (4) определяется как концептуальная
метаводель задачи.
Анализ концептуальной метамодели
и постановка творческих задач.
Анализ модели будем проводить по степени определенности, т.е.
по степени полноты определенности ее компонентов.
1.Общая постановка задачи:
Пусть задана задача:
.
. Рис. 11
.
Если в этой задаче неизвестен только конечный результат, то
мы пишем:
_________________
Определить R=?
Такая задача называется рутинной или обыкновенной задачей,
для которой осуществляется только вычислительные и логические
процедуры, направленные на нахождение результата.
2. Задача уровня программы.
Пусть задана задача, в которой:
C = <M , A , - , Y ),
т.е. известны метод и алгоритм, заданы условия адекватности и
соответствующая информация о программе и результате.
Ip=<Dp, Knp>
Ir=<Dr, Knr>
Мы имеем задачу определения программы и конечного результата.
.
. Рис. 12
.
Данная задача - первый уровень творческой задачи. Для синтеза
программы необходимо использовать знания.
3.Задача уровня алгоритма.
На этом этапе степень неопределенности решаемой задачи повы-
шается еще на одну компоненту:
C = <M , - , - , Y >
_____________________________
Определить A=?, P=?, R=?
Постановка задача.
Дано:
________
.
. Рис 13
.
4. Задача уровня метода
Степень неопределенности повышается еще на одну компоненту:
C = < - , - , - , Y >
________________________________
Определить M=?, A=?, P=?, R=?
Постановка задачи уровня метода:
.
.
.
_________________
Найти M=?
┌───────┐
│ КТЗ │
└───┬───┘
┌────────┘
│ ┌─────────┐
_ _ │ Нет
┌─┴─┐Нет ┌─┴─┐ ┌─┴──┐
│M=?├───_┤ТЗM├────_┤M=M*│
└─┬─┘ └───┘ └─┬──┘
Да ├_─────────────────┘ Да
│ ┌─────────┐
_ _ │ Нет
┌─┴─┐Нет ┌─┴─┐ ┌─┴──┐
│A=?├───_┤ТЗA├────_┤A=A*│
└─┬─┘ └───┘ └─┬──┘
Да ├_─────────────────┘ Да
│ ┌─────────┐
_ _ │ Нет
┌─┴─┐Нет ┌─┴─┐ ┌─┴──┐
│P=?├───_┤ТЗP├────_┤P=P*│
└─┬─┘ └───┘ └─┬──┘
Да ├_─────────────────┘ Да
│ ┌─────────┐
_ _ │ Нет
┌─┴─┐Нет ┌─┴─┐ ┌─┴──┐
│R=?├───_┤ТЗR├────_┤R=R*│
└─┬─┘ └───┘ └─┬──┘
Да ├_─────────────────┘ Да
│
└────────┐
│
_
┌───┴───┐
│ Конец │
└───────┘
6.05.94.
Архитектура творческой задачи
┌────────────┐
┌_┤ Проблемная ├_┐
│ │ ситуация │ │
│ └──┬──┬──┬───┘ │
│ _ _ _ │
│ ┌──┴──┴──┴───┐ │
└─┤ Эксперт ├─┘
└──┬─────┬───┘
_ _
┌────────┴─────┴───────────┐
┌─┤ Творческая задача ├─┐ Формальная
│ └────────────┬─────────────┘ │ постановка задачи