нагрузки, а выполняет скорее магическую функцию. Для понимания этой особенности ин-
дийской культуры необходимо обратиться к Ведам.
Формально Веды - это "пособие для совершающих жертвоприношение", однако наряду с
подробнейшим изложением жертвенного ритуала в ведах изложены космогонические модели,
приводятся назидательные басни и притчи, фольклорные песенки, сложные философские
построения, так что реально они являются своего рода "энциклопедией архаической ин-
дийской культуры" и "точкой отсчета" для всех остальных религиозно- философских те-
чений, даже если те и не признавали авторитета Вед (в годы ученичества каждый ученик
заучивал Веды наизусть).
Веды состоят из четырех самхит: "Ригведы" ("веды гимнов", от слова "рич"- "гимн"),
"Самаведы" (веды песнопений, "саман" - "мелодия"), "Яджурведы" (веды жертвенных из-
речений, слово "яджус" озночает жертву, жертвенную формулу) и "Атхарваведы" - веды
заклинаний (атхарван - заклинание), а также примыкающих к ним брахманов, - прозаи-
ческих текстов, трактующих ритуал, араньяков и упанишад, содержащих философские раз-
мышления о космосе и человеке. Причем каждой самхите соответствуют вполне определен-
ные брахманы, араньюки и упанишады, т.е. Веды представляют собой строго упорядочен-
ную структуру. Первые три веды связаны с наиболее важным для индийской культуры ри-
туалом жертвоприношения сомы - растения, из которого приготовлялся напиток бессмер-
тия богов, а "Атхарваведа" регулирует обряды, сконцентрированные около домашнего
очага.
"В основном ведийском жертвоприношении принимали участие четыре главных жреца:
хотар, читавший гимны, призванные умилостивить богов и привлечь их к участию в жерт-
ве; удгатар, сопровождавший жертвоприношение песнопениями; адхварью, непросредствен-
но совершавший жертвенный акт и произносивший священные формулы; и брахман, следив-
ший за точным исполнением ритуала и тем самым предотвращавший зло, которое могло
возникнуть от каких-либо упущений или неправильных действий. При этом, как единодуш-
но указывают ритуальные тексты, хотар должен был декламировать гимны (рич) "Ригведы",
удгатар - исполнять песнопения (саман) "Самаведы", ахварью - произносить магические
формулы (яджус) "Яджурведы", а брахман как верховный жрец - знать все три веды и исп-
равлять случайные ошибки в их чтении" ("История всемирной литературы", т.1, М., 1983,
с.211). Такова уже сложившаяся структура ритуала, в которой каждый жест значим, каж-
дый жест несет большую магическую и онтологическую нагрузку (ведь, как утверждается
в брахманах, мир существует только благодаря жертвоприношениям и малейшая ошибка в
ритуале может привести к необратимым последствиям). Однако изначально это было не
так. Сначала, когда канон "Ригведы" только формировался, гимн являлся произведением
находящегося в экстазе певца, что можно явно проследить по текстам. Однако поэтичес-
кое вдохновение - великий дар, требующий от человека отказа от себя, от своей конеч-
ности и растворения в надличностных пространствах ноосферы, что очень точно отметил
в "Ионе" Платон, утверждавший, что поэт не ведает, что творит, и не знает, какая си-
ла водит его рукой. При этом, как прекрасно осознавали творцы "Ригведы", необходимо
очень тщательно и аккуратно готовить свое ego к тому, чтобы вызвать действие этой
силы, чтобы обрести желаемое вдохновение. Эта традиция и явилась, видимо, одним из
истоков стремления практически всех индийских религиозно-философких школ "растворить"
личность в вечном и неизменном Брахмане, и одновременно очень раннего осознания
древнеиндийскокй культурой самого понятия личности.
На этом моменте хотелось бы остановиться особо. В западноевропейской культуре по-
нятие "личность" появляется довольно поздно и является элементом христианского миро-
ощущения. Античность понятия личности практически не знала - Платон в своем знамени-
том диалоге "Государство" рассматривает человека как частицу огромного государствен-
ного тела, частицу, для которой благо государства является высшим благом, и с кото-
рой для достижения этого блага можно делать все, что угодно, даже не спрашивая ее
согласия. Осознание индийской традиции приходит в западноевропейскую культуру поздно
- лишь в ХIX веке, когда многие писатели и философы находят в индийской культуре ос-
нования своего экзистенциального опыта. Нам думается, что такое различие в мировосп-
риятии индийской и западноевропейской цивилизации связано с двумя типами взаимо-
действия архаического человека с космосом: магией и религией. Если античная культура
религиозна и делает акцент во взаимоотношениях человека и бога на боге, подчиняет
человека воле богов, то индийская культура магична и позволяет человеку, постигшему
таинство магических формул, воздействовать на мир по своей воле, дает ему в руки
власть над миром.
ЛЕКЦИЯ 12: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Лекцию о древнеиндийской науке мы начнем по традиции с изложения древнеиндийского
восприятия пространства и времени. Исходя из всего сказанного о типе индийской мен-
тальности можно предположить, что индийскому мышлению присущ ярко выраженный цикли-
ческий тип отношения ко времени. Линейность в этой череде циклов создает лишь усилие
человеческой воли, прорывающейся сквозь цикличность сансары к вечному покою освобож-
дения. Древнеиндийская хронологическая модель чем-то напоминает древнекитайскую: те
же громадные цифры и то же тяготение к "циклу в цикле". "Единицей измерения наимень-
шего цикла является юга - "век". Юга предваряется и сопровождается "зарей" и "сумер-
ками", которые соединяют "века" между собой. Полный цикл, или махаюга, состоит из
четырех веков не равной продолжительности, причем начинается с самого длительного, а
заканчивается самым коротким. Так, первый "век" - критаюга - длится 4000 лет, плюс
"заря" - более 400 лет, и "сумерки" столько же; затем идут третаюга - 3000 лет, два-
параюга - 2000 лет, и калиюга - 1000 лет (плюс, соответственно, "зори" и "сумерки").
Следовательно, махаюга продолжается 12000 лет. Последовательному сокращению длитель-
ности каждой новой юги соответствует сокращение длительности человеческой жизни, со-
провождающееся падением нравов и ослаблением разума ... Переход от одной юги к дру-
гой происходит, как мы уже видели, в "сумерках", которые знаменуют собой декрещендо
даже внутри каждой юги, каждая из которых заканчивается периодом теней. По мере при-
ближения к концу цикла, то есть к четвертой, и последней, юге, "тени" сгущаются.
Последняя юга - та, в которой мы сейчас живем, - называется, кстати, калиюга - "век
тьмы". Полный цикл заканчивается "распадом" - пралайя, - который повторяется еще бо-
лее радикальным образом - махапралайя ("великий распад") - в конце тысячного цикла"
(Элиаде М. "Космос и история", М., 1987, с.108-109). Позднее "двенадцать тысяч лет
махаюги стали считаться "божественными годами", каждый из которых длился 360 (обыч-
ных) лет, что в сумме дает 4 320 000 лет одного космического цикла. Тысяча подобных
махаюг составляют одну кальпу; четырнадцать кальп составляют одну манвантару. Одна
кальпа равна одному дню жтзнт Брахмы, другая кальпа - одной ночи. Сто этих лет Брах-
мы составляют его жизнь, но и столь большая продолжительность жизни Бхармы не исчер-
пывает времени, так как боги не вечны, а космические сотворения и разрушения продол-
жаются до бесконечности" (Элиаде М. "Космос и история", М., 1987, с.109).
Концепция времени в буддизме в общих чертах повторяет общеиндийскую. Но на цикли-
ческую модель здесь налагается еще линейная регрессивная модель, проявляющаяся, нап-
ример, в последовательном сокращении времени человеческой жизни. "Так во времена
первого Будды, Випассиа ... человеческая жизнь продолжалась 80 000 лет, во времена
второго Будды, Сикхи, ... - 70 000 лет и так далее. Седьмой Будда, Гаутама, появля-
ется лишь тогда, когда жизнь человеческая сократилась до ста лет, то есть до крайне-
го предела. (Мы найдем тот же мотив в иранских и христианских апокалипсисах)"
Если мы обратимся к древнеиндийским календарям, то здесь столкнемся с достаточно
сложной и неоднозначной ситуацией. В ведийскую эпоху в Индии было пять календарей:
календарь со звездным годом из 324 дней - 12 месяцев по 27 дней каждый; календарь со
звездным годом из 351 дня - 13 месяцев по 27 дней каждый; стандартный лунный кален-
дарь - 6 месяцев по 30 дней и 6 месяцев по 29 дней; гражданский календарь с годом из
360 дней - 12 месяцев по 30 дней; календарь с годом 378 дней. Для приведения этих
календарей в соотвествие с реальностью между годами периодически делались вставки по
9, 12, 15, 18 дней. Большинство календарей служило нуждам культа, наиболее точным был
гражданский календарь со вставкой в 21 день каждые четыре года. Средняя продолжитель-
ность года в такой модели равнялась 365,25 дня. Названия дней недели в древнеиндийс-
ких календарях произошли от названия светил: "воскресенье - адитья-вара (день Солн-
ца), понедельник - сама-вара (день Луны), вторник - мангала-вара (день Марса), среда
- будха-вара (день Меркурия), четверг - брихаспати-вара (день Юпитера), пятница -
Шукра-вара (день Венеры), суббота - шанайшчара-вара (день Сатутна)" (Г.М.Бонгард-Ле-
вин "Древнеиндийская цивилизация")
Теперь уместно сказать несколько слов о древнеиндийской астрономии. Прежде всего
бросается в глаза практически полное отсутствие астрологических работ, столь харак-
терных для древнекитайской культуры. Это связано с общим строем древнеиндийского ми-