Смекни!
smekni.com

Наука в контексте культуры (стр. 6 из 17)

щих друг другу моделей объекта, если его поведение подчиняется в одних случаях пер-

вой модели, а в других - второй. Объект является просто чем-то большим, чем каждая

из двух моделей по отдельности. Так для египетского ученого существовало несколько

ответов на вопросы, каким образом небо удерживается над землей: его поддерживают

столбы, или оно - корова, или - богиня, чьи руки и ноги касаются земли или оно поко-

ится на стенах. А истина - в объединении всех этих возможностей.

Если теперь обратить внимание на процедуру культа, то должна броситься в глаза

большая абстрактность египетских богов по сравнению с богами Междуречья. Боги Между-

речья ближе к греческим, которые обладали всеми слабостями и пороками людей, только

были бессмертными, египетские боги ближе к абстрактному, бесконечно далекому от лю-

дей богу Ветхого Завета. Однако в египетском и месопотамском культах много общего.

Так же как и Месопотамии, в Древнем Египте жрецы "кормили" богов, в торжественные

праздники статуя бога отправлялась к сыну или жене, а в особых случаях - в другие

города. Так всенародный праздник Амона Опет, на котором Амон в роскошной ладье пере-

мещался из Карнака в Луксор и обратно, продолжался почти целый месяц, и весь этот

месяц народ пил, ел и веселился. Однако если с месопотамским богом обращались как с

обычным человеком и основной культовой процедурой было там его кормление, то культо-

вые обязанности египетских жрецов были гораздо насыщеннее. Ночь и день, например,

были разбиты на двенадцать часов, связанных с прохождением Солнца по двенадцати об-

ластям подземного и небесного мира. Каждый час имел свое название. Так первый час

дня назывался "блистающим", шестой - "часом подъема", двенадцатый - "Ра сливается с

жизнью". Первый час ночи назывался часом "поражения врагов Ра", двенадцатый - часом,

который "видит красоту Ра". Определенная категория жрецов должна была сменять друг

друга каждый час и непрерывно служить богам. Такая служба как бы поддерживала и

страховала путь бога Ра, бога Солнца.

Переходя теперь ко второму пласту, связанному с централизацией и уже затронотому

нами при изложении мемфисской космогонии, обратим внимание на роль и значение фарао-

на в цивилизации Древнего Египта. Как дистанция между богами и смертными в Египте

больше чем в Месопотамии, точно так же больше дистанция между царем и его подданными.

Если в большинстве стран Междуречья царь был лишь "первым среди равных", то фараон

почитался как живой бог и дистанция между ним и его слугами была бесконечно велика:

к фараону нельзя было даже обращаться, можно было лишь говорить "в его присутствии".

Отсюда вместо прямого обращения использовались обходные пути - говорили "да услышит

твое величество" вместо "услышь" и "было приказано" вместо "он приказал". Тем более

советнику невозможно было дать прямой совет фараону - это казалось грубейшим наруше-

нием этикета. Сначала необходимо было восславить мудрость фараона, чьи мысли, посе-

тившие его ночью, с рассветом воплощаются в жизнь, а потом рассказать фараону о том,

какие же мысли посетили его ночью.

Фараон считался богом, точнее, он имел богочеловеческую природу. Он был сыном

земной матери и бога Солнца - Ра (считалось, что в момент зачатия Ра принимал облик

правящего царя). Фараон был важнейшим символом единства Египта. Жители верхнего и

нижнего Египта с трудом понимали друг друга, говоря на разных диалектах, фараон как

бы олицетворял целостность страны. Это отчетливо выражено, например, в наличии такой

божественной пары: фараон - сын Ра, Египет - дочь Ра.

Другим ярким проявлением стремления к централизации и единобожию является религи-

озная реформа Эхнатона (Ахменотепа IV), фараона-фанатика, заменившего все традицион-

ные культы культом бога Атона, бога, не имевшего ни антропоморфного, ни зооморфного

изображения, и обычно изображавшегося в виде солнечного диска, "лучи которого окан-

чиваются кистями человеческих рук, держащих символ власти и жизни". И хотя столь

жестко введенный, порывающий со всеми традициями монотеизм просуществовал недолго,

реформа Эхнатона оказала большое влияние на египетскую религию, усилив в ней моно-

теистическую струю.

Перейдем теперь к третьему пласту религиозного сознания египтян, обусловленному

понятиями "Ка" и "Имя". Недавно была предложена очень интересная идей интерпретации

этих терминов. Для всех нас привычно и не вызывает удивления свойство человеческого

сознания вспоминать - иногда до фотографичности отчетливо - образ давно не встечае-

мых или уже умерших людей. Древний египтянин, не проводивший разделения между субъек-

тивным и объективным, постулировал, исходя из этого, существование "Ка" - двойника,

точной копии человека, не умирающего с его смертью, а ведущего потом загробную жизнь.

Для появления этого двойника существует два способа: это либо создание изображения

человека, напоминающее о нем, вызывающее его "Ка" из глубин памяти, как вызывают ду-

хов, либо произнесение его имени. "Имя" в этом контексте является таким же двойником

человека, как и "Ка", только порождаемым не зрительным, а звуковым способом. Отсюда,

видимо, и происходят все идеи о животворящей силе имени: достаточно произнести имя

человека и образ его возникает в нашем сознании.

Понятие "Ка" объясняет многие особенности заупокойного культа древних египтян, в

частности, наличие огромного числа изображений в гробницах, являющихся как бы "две-

рями для Ка". Каждая гробница представляла из себя маленький загробный мир, в кото-

ром ее владелец был обеспечен всем необходимым для жизни, и этот мир существовал

обособленно от миров других гробниц. Можно сказать, что в сознании египтянина времен

Старого царства загробный мир представлял из себя множество локальных, не связанных

между собой мирков; представление о едином загробном мире и Осирисе как судье в

Царстве мертвых - плод более поздних эпох.

Те, кто был не в состоянии построить себе гробницу, пытались всеми правдами и не-

правдами проникнуть в гробницы других, подписывая свои имена под изображениями необ-

ходимых в хозяйстве чиновников и даже чернорабочих. Желание остаться в мире-двойнике

другого человека пересиливало в этом случае даже воспитанную этикетом брезгливость.

Интересным соединением идеи "Ка" с более архаичным культовыми напластованиями яв-

ляется практика бальзамирования тел, которой египтяне уделяли очень много внимания.

На бальзамирование тела "по первому классу" уходило порядка трех месяцев и при этом

использовалось пятнадцать различных веществ: пчелиный воск, корица, хна, ягоды мож-

жевельника, пальмовое вино, вар, гудрон и т.д. Условиями спокойной загробной жизни

покойного считались молитвы и жертвы, приносимые за него его детьми и родственниками,

причем считалось, что иногда усопший недовольный уходом, может мстить за себя, насы-

лая на нерадивых родственников беды. Иногда это приводило к выяснениям отношений

между живыми и покойным, напоминая выяснение отношений между смертным и его личным

богом в месопотамской культуре. Так одному добродетельному мужу постоянно не везло с

тех пор, как он схоронил свою жену. Тогда он написал ей дошедшее до нас письмо, в

котором, напоминая все, что сделал для нее до и после смерти, возмущался: "Какое зло

я содеял, чтобы попасть в положение, в котором я нахожусь ? Что я содеял против те-

бя чтобы ты подняла на меня руку, хотя я не сделал тебе ничего плохого ? Я взываю к

богам Запада словами из моих уст, и пусть они рассудят тебя с тем, что написано."

Скажем, в заключение, несколько слов о быте древних египтян. Они были очень чис-

топлотными и использовали множество косметических средств. Правилом хорошего тона

было умывание по несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Были особые

мази, избавляющие от запаха пота, мази для складок на теле, мази, молодящие и очи-

щающие кожу, мази от пятен и прыщей на лице. Мясо даже вельможи употребляли лишь по

праздникам, и не потому. что его было мало, а потому, что негде было его хранить.

Зато они знали 15 видов хлеба, из фруктов ели виноград, фиги, финики, из овощей -

лук, редис, чеснок, огурцы, бобы, салат. Национальным напитком египтян было пиво и

они любили пировать, слушая песни арфиста:

Боги, бывшие некогда,

Покоятся в своих пирамидах.

Благородные и славные люди

Тоже погребены в своих пирамидах.

Они строили дома -

Не сохранилось даже место, где они стояли,

Смотри, что случилось с ними.

Я слышал слова Имхотепа и Джеджефхора,

Слова, которые все повторяют.

А что с их гробницами ?

Стены обрушились,

Не сохранилось даже место, где они стояли,

Словно никогда их и не было.

Никто еще не приходил оттуда,

Чтоб рассказать, что там,

Чтоб поведать, чего им нужно,

И наши сердца успокоить,

Пока мы сами не достигнем места,

Куда они удалились.

А потому утешь свое сердце,

Пусть твое сердце забудет

О приготовленьях к твоему просветленью.

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь.

Умасти себя чудеснейшими благовоньями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство.

Не давай обессилеть сердцу.

Следуй своим желаньям и себе на благо.

Свершай свои дела на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакиванья.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.