Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.
ЛЕКЦИЯ 6: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
По установившейся традиции начнем разговор о египетской науке с анализа категорий
пространства и времени. Неоднородность пространственно-временного восприятия являет-
ся, по видимому, общим местом для культур древности, и египетская культура здесь не
исключение. Остановимся сначала на неоднородности и неизотропности пространства. Мы
уже писали раньше о днях как "сгустках бытия", точно также можно сказать и о местах
как "сгустках бытия", т.е. местах, где жизнь наиболее интенсивна, наиболее значитель-
на и напряжена. Одним из таких мест, обладавшим онтологическим значением был перво-
бытный холм, центр созидательных сил, начало разумной упорядоченной жизни. Лучшего
места для перехода в царство мертвых не существовало, поэтому гробницы фараонов соз-
давались в форме пирамид, являющихся стилизацией первобытного холма. Пирамида как бы
превращалась в первобытный холм по фундаментальным законам мифопоэтического мышления.
День и ночь связывали восток и запад с понятием жизни и смерти - и сразу нарушалась
изотропность пространства. Другим фактором, задающим ценностную шкалу ориентаций,
было выделение направления, в котором тек Нил - источник жизни Египта, его надежда и
спасение. Истинной, "нормальной" ориентацией была ориентация на юг, к истокам Нила,
что очень отчетливо отразилось в языке. Название юга совпадает с названием лица,
слово для обозначения севера близко слову "затылок", одни и те же слова обозначают
"восток" и "лево", "запад" и "право". Когда египтянин впервые увидел Ефрат, текущий
на юг, он назвал его "перевернутая река".
Время египтян так же неоднородно как и пространство. Все дни египетского года
разделялись на три категории: счастливые, опасные и несчастливые, - связано это было
с событиями божественной драмы, развертывающейся последовательно из года в год. Так
дни в конце третьего месяца половодья, когда Гор и Сет прервали свою ужасную борьбу
и земле был дарован мир, считались счастливыми днями. Также счастливым был день, ко-
гда Ра могучими руками поднял небесный свод. А день, на который приходилось великое
сражение Гора и Сета, был поистине несчастным. Оба бога приняли человеческий облик и
стали ломать друг другу ребра, потом превратились в гиппопотамов и так сражались три
дня и три ночи, пока богиня Исида не образумила их, угрожая гарпуном. День рождения
Сета считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел никаких дел и даже не
занимался собой.
Простой египтянин тоже жил, сообразуясь с типом дня. В несчастливые дни он старал-
ся не выходить из дома. В такие дни нельзя было купаться, плавать на лодках, отправ-
ляться в дорогу, есть рыбу убивать козу или быка. Были дни, когда в доме запрещалось
зажигать огонь, петь веселые песни, произносить имя жестокого и коварного Сета. Были
дни, в которые мужчине запрещалось приближаться к женщине. Вселенская драма превра-
щала хронотроп в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр
цветов и оттенков.
Если говорить о временном архитипе древних египтян, таким архитипом для них, в
отличие от жителей Междуречья, является циклическое время. Два основных цикла - пов-
торяемый из года в год разлив Нила и повторяемый из дня в день восход солнца - опре-
деляли временное мышление жителей древнего Египта. Как Осирис, погибая из года в год
от руки своего брата Сета, снова возрождается к жизни своим сыном Гором, так же бог
солнца Ра, сражаясь каждую ночь в подземном мире с силами зла, выходит из этой битвы
победителем и утро снова появляется над горизонтом. Этот процесс вечен и неизменен.
Обратимся теперь к хронологии древнего Египта. В отличие от Месопотамии, где су-
ществовало несколько эквивалентных хронологических моделей, египтяне использовали
лишь один подход: счет лет велся по годам царствования фараона и возобновлялся с
каждым новым правлением. Египтяне использовали солнечный календарь, год в котором
состоял из 365 дней; три периода по четыре тридцатидневных месяца, связанные с раз-
ливом Нила, и пять доплнительных дней в конце, посвященных Осирису, Сету, Исиде, Го-
ру и Нефтиде, составляли его. Новый год начинался в Египте 19 июля по юлианскому ка-
лендарю: в этот день обычно начинался разлив Нила в окрестностях Мемфиса и звезда
Сириус появлялась на утреннем небе.
Прежде чем говорить о египетской науке, мы остановимся на египетской иероглифи-
ческой системе письма, оказавшей, как считают, непосредственное влияние на создание
алфавита. Иероглифическая система письма, сохранившаяся сейчас, например, в китайс-
ком и японском языках, требует совсем иного типа мышления, обладает совсем иной об-
разностью, чем традиционная для нас алфавитная. Идеограмма (иероглиф или совокуп-
ность иероглифов) появилась из пиктограммы, первобытной картинки, пытающейся выразить
мысль с помощью рисунка. После превращения рисунка в схему мы из пиктограммы получа-
ем идеограмму. Несмотря на схематичность, иероглиф обладает гораздо большей степенью
выразительности, чем обычное слово, что открывает простор новым художественным воз-
можностям. Так иероглиф, обозначающий звезду , напоминает нам о звезде, слово же
"звезда" лишь этикетка, никак не связанная с обозначаемым ею предметом. Интересно
отражается в иероглифах противопоставление долины Нила другим землям. Египет изоб-
ражался как плоская лепешка плодородной черной почвы, - для "чужой страны", "горной
страны", и "пустыни" использовался один и тот же иероглиф, напоминающий о безжиз-
ненной череде сморщенных песчанных гряд. Очень похожим знаком обозначалась гора ,
т.к. горы окружающие Нил, тоже были чужими и пустынными.
Знаки египетского иероглифического письма делятся на три части: идеограммы, фоно-
граммы и детерминативы. Идеограмма - знак, обозначающий определенный предмет. Напри-
мер, - солнце, - дом. Примеры идеограмм мы приводили и выше. Фонограмма -
знак, обозначающий звук или сочетание звуков. Детерменатив указывает на смысловую
категорию, к которой относится слово и ставится обычно прямо за словом для того,
чтобы избавиться от омонимов. Так рука с зажатой в кулак палкой говорит о том, что
обозначаемое слово связано с понятием силы, детерминатив ставится после глаголов
движения. Причем необходимо отметить, что различные иероглифические знаки могли вы-
полнять как функцию идеограммы, так и функции детерминатива и фонограммы. Так знак
, обозначающий дом (фонетически pr), мог служить также фонограммой в словах, в
которых встречается сочетание pr, словах, никакого отношения к слову "дом" не имею-
щих. Здесь полная аналогия с нашим ребусом, только если в современной культуре ребус
является искусственно придуманным развлечением, то у египтян он составлял саму ткань
языка. Одновременно этот же знак использовался как детерминатив в словах, обозначаю-
щих какое-либо здание или помещение: "комната", "интерьер", "канцелярия" и др.
Иероглиф, обозначающий сидящего мужчину, мог быть как идеограммой, обозначающей мес-
тоимение первого лица единственного числа "я", "мой", так и детерминативом после
слов, обозначающих какого-либо человека: "сын", "делающий", "придворный"и т.д.
Важной особенностью египетского письма является его безгласность. Эта особенность
отличает также древние семитские системы письма (финикийское, древнееврейское, ара-
мейское), что связано с особой ролью согласных в них. Выразителем понятия в этих
системах является только согласный корень, гласные звуки характеризуют лишь грамма-
тическую форму. Рассмотрим следующий пример. Арабский корень fsm является носителем
понятия "отделять": fasema - "он отделил", yefasm - "отдели", "пусть он отделит";
fasemo - "отделение". Как видно, носителем понятия являются только три согласные,
гласные же несут грамматическую нагрузку. В египетском языке наблюдается аналогичная
ситуация, а т.к. каждая идеограмма выражает вполне определенное понятие, в гласных
звуках не возникает необходимости.
Обратимся теперь непосредственно к египетской науке. Пожалуй, наибольших достиже-
ний в ней добилась медицина, которая пользовалась широким признанием в ойкумене. При
дворе владыки той или иной соседней с Египтом страны часто можно встретить египетс-
кого медика. По словам Геродота, персидский царь Кир просил у фараона Амасиса "луч-
шего в целом Египте" глазного врача. К V в. до н.э. в египетской медицине уже при-
сутствует строгая специализация: каждый врач лечит только одну болезнь. Египетская
медицина соединила практический опыт многих поколений врачей с детально разработан-
ной магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны, про-
никающие в сердце человека. Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар-
ства и заклинания. Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме-
дицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име-
нами ученых, которые первыми начали их изучать). Папирус Эберса, датируемый XVI в.
до н.э., имеет 20.5 м. в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе. Трактат
включает в себя выдержки более чем из 40 медицинских текстов. Наряду со средствами
лечения самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов
насекомых и крупных животных, в нем имеется косметический раздел, в котором излага-
ются способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во-