лосы, усилить их рост и т.д. Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю-
щихся обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В некоторые лекарства входят до
37 различных частей. Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже омерзение:
1/32 часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен-
ный жир, выделения из свиных ушей и т.д. Смысл использования таких лекарств объяс-
нялся магией. Считалось, что зловонные вещества должны были удалить поселившегося в
теле человека демона болезни. Не случайно в одном из медицинских папирусов есть та-
кая строка: "Ступай прочь из моего тела, или я заставлю тебя есть экскременты".
Сладкие же и пахучие вещества должны были привлекать добрых духов в тело больного.
Одним из наивысших достижений египетской медицины было приведенное в конце папируса
Эберса учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце. В тексте указывалось, с чем
связан каждый из 22 сосудов, отходящих от сердца, и какова его роль в различных бо-
лезнях.
Египетская система счисления более примитивна, чем у вавилонян, и напоминает рим-
скую. Это чисто десятичная система. Приведем несколько примеров:
Сложение таких чисел не представляет трудности, так же как и удвоение, являющееся
частным случаем сложения. Но умножение натуральных чисел производится по достаточно
любопытной схеме: множитель представляется в виде совокупности последовательных уд-
воений, проделанных нужное число раз. В одном из папирусов приводится следующая про-
цедура умножения 12 на 12: сначала 12*2=24, потом 24*2=48 (т.е. 12*4=48), потом
48*2=96 (12*8=96), а потом 12*12=94+48=144, т.е. 12*12=12*2*2+12*2*2*2. Такой способ
умножения стал основой всего египетского счета и даже в греческих школах эллинисти-
ческого времени назывался "египетским счетом". Деление египтяне рассматривали как
умножение в обратном направлении. Так, например, требование разделить 1120 на 80
звучало так: умножай 80, пока не получишь 1120. Вообще, египетская математика оказа-
лась, видимо, менее развитой, чем вавилонская и ее, так же как и вавилонскую, нельзя
назвать наукой в строгом смысле слова: это, скорее, была система практических навы-
ков, приводящая к правильным результатам. Египетский писец действовал по освященной
веками схеме и именно этот освященный древностью опыт, а не рациональные критерии,
придавали ей статус истинности.
Египетская астрономия, в отличие от вавилонской, была тесно связанной с культом.
Путешествие бога Ра в подземном царстве длилось двенадцать часов и каждый час харак-
теризовался положением звездного неба, которые были высшими достижениями египетской
астрономии.
ОРИЕНТИРЫ:
1. Умножьте 10 на 6 в египетской системе счета.
2. С течением времени путем отпадения неустойчивых форм в египетском языке выдели-
лись так называемые "алфавитные иероглифы", в которых одному иероглифу соответст-
вовал только один звук. Почему же египтяне не оставили только их, отбросив все
остальное, почему египтяне, стоя на порогое открытия алфавита, не переступили
этот порог ?
ЛЕКЦИЯ 8: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Наука древнего и средневекового Китая так же необычна для европейца, как и вся
древнекитайская культура. Однако если, ведя разговор о Месопотамии или Египте, мы
могли говорить лишь о "преднауке", "протонауке", т.е. об обрывках полуэмпирических
знаний в различных областях, не объединенных в единую систему, то китайскую науку
можно уже рассматривать как науку в полном смысле этого слова, т.е. как четко струк-
турированную систему знаний, подчиняющуюся единой методологии. Интересно сопоставить
структуру древнекитайской науки со структурой науки средневековой Европы. Средневе-
ковье, следуя античной традиции, выделяло семь научных дисциплин, семь "свободных
искусств": гуманитарный "тривиум", состоящий из грамматики, диалектики и риторики, и
математический "квадривиум", включающий в себя арифметику, музыку, геометрию и аст-
рономию (Интересно, что музыка в средневековье относилась к математическим дисципли-
нам, и подлинным музыкантом считался не тот, кто умел играть на каком-либо инстру-
менте, а тот, кто мог связать законы музыкальной гармонии с числовыми закономернос-
тями). Методом, превращающим все эти дисциплины в единое целое, была формальная ло-
гика, созданная Аристотелем и транспортированная на средневековое сознание. Науки в
древнем Китае подчинялись несколько иной классификации. Они подразделялись на качес-
твенные и количественные. К качественным наукам относились медицина, алхимия, являю-
щаяся в своей основе наукой о бессмертии, астрология, объясняющая социальные явления
исходя из космических процессов, геомантия, связывающая благоприятное расположение
жилищ и могил с особенностями ландшафта, и физика, напоминающая античную натурфило-
софию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма
для анализа природных явлений. К количественным наукам относилась математика, носив-
шая, в отличие от античности, не геометрический, а алгебраический характер, матема-
тическая гармоника - наука пифагорейского типа, исследующая числовые закономерности
строения музыкальных ладов, и математическая астрономия, также подчиняющая астроно-
мические явления определенным числовым соответствиям. Стержнем, связывающим все эти
науки в единое целое, была для китайской культуры очень необычная дисциплина - нуме-
рология, заменившая в этом статусе аристотелевскую логику. Формальная логика как нау-
ка в культуре древнего Китая практически отсутствовала - это было связано с явным
предпочтением, отдаваемым идее сходства по отношению к идее различия и с вытекающей
отсюда не любовью к строгим определениям, к фиксации четких границ понятия. Принцип
всеобщей взаимосвязи, качественной эквивалентности всех вещей приводил в этой облас-
ти иногда даже к парадоксам, воспринимаемым новоевропейским сознанием как курьезы.
Так Хуэй Ши (IV в. до н.э.) утверждал, что "у курицы три ноги": две физические и еще
понятие "нога", - не проводя качественного отличия между понятием и самим предметом,
материализуя идеальное и внося идеальное начало в материальное. Другим примером не-
развитости формально-логического мышления является парадокс, приводимый Гунсунь Лу-
ном: "Лошадь" без белого означает "лошадь". "Белое" без "лошади" означает "белое".
Соединяя "белое" с "лошадью", получаем сложное имя "белая лошадь". Это составное
(белая лошадь) именовать посредством несоставного (лошадь) недопустимо". Интересным
в данном рассуждении является то, что автор счел неравенство объемов понятий доста-
точным условием для их противопоставления, видимо, не подозревая об отношении вклю-
чения.
Еще одной интересной особенностью китайского мышления является ситуация в языке,
когда один и тот же термин характеризует и элемент совокупности, и общее понятие
обозначающее эту совокупность. "Например: "небо" (тянь) - это и элемент космологи-
ческой триады "небо, земля, человек" (тянь, жень, ди), и обозначение ее в целом в
значении "природа"; ... "фигура (телесная форма)" (син) - один из элементов пятерич-
ного набора чувственных качеств вещей, "вид, облик, фигура, звучание, цвет" (мао,
сян, син, шан, сэ), и обозначение суммы всех этих элементов ... "мажорный лад" (люй)
- элемент пары "минорный (инь) и мажорный (ян) лады" (люй, люй) и общее обозначение
всех ладов и т.д." Отмеченный факт имеет достаточно простую интерпретацию: из сово-
купности элементов выделяется главный - Х, а потом с ним отождествляется все осталь-
ные: А = Х, В = Х, С = Х и т.д. - а после этого и сам класс. Такой процесс отождест-
вления главного и общего назван нашими синологами генерализацией. Проявлений этому
достаточно много: так "царь", например, часто выступает как синоним слова "общество",
иероглиф гун имеет значения как "публичный, общий", так и "правительственный, глав-
ный", термин "дао" поясняется в одном из трактатов с помощью числа 10000 - в китайс-
кой системе счета предельное число, высшая точка, "тьма" (вань). Последний факт мо-
жет быть пояснен следующим образом: любое число, большее единицы, можно представить
и как точку на числовой прямой и как множество. В конечном множестве из 10000 эле-
ментов 10000 может рассматриваться и как наибольший элемент множества ("Великий Пре-
дел") и как совокупность всех элементов ("дао"). Интересно, что в китайском языке не
различаются количественные и порядковые числительные. Отмеченная закономерность име-
ет два аспекта: арифметический, когда обобщающий член соотносится с наибольшим чис-
лом в ряду членов, которые он обобщает, и геометрический, когда обощающий член соот-
носится с центральной позицией симметричной геометрической фигуры. Из таких фигур
характерны линейные: троица, пятерица, а также двумерные: пятеричный "крест", девя-
теричный "квадарат" (3*3), пятнадцатиричный прямоугольник (3*5). Центральным позици-
ям в этих фигурах соответствуют числа 3,5,9,15, а их эквивалентам в центральных по-
зициях являются обобщающие понятия.
В этом моменте уже проявляется "нумерологическое" восприятие бытия, когда процес-
сы функционирования микро- и макрокосма определяются мистикой числовых соответствий.
Здесь опять можно указать на прямую аналогию с пифагорейством, однако спекуляции с
числами находились на переферии античной мысли, а в Китае они заняли место в самом
центре. Это объяснимо. Если доминантой мировозрения является идея о взаимосвязи всех
вещей, необходим принцип, который пронизывал бы все бытие в целом, не оставляя лакун