и пустот. Различные виды числовых закономерностей и представляют собой вариации это-
го принципа. Действительно, числовым законам подчиняется все в надлунном и подлунном
мире: астрономические явления, процессы в человеческом организме, музыкальная гармо-
ния и т.д. Числа присутствуют в любой области бытия являясь как бы универсальным эк-
вивалентом всех вещей, своеобразной "валютой" космического мира. Другим видом такой
"валюты" являются символы, рассматриваемые как зрительно данные геометризированные
образы, абстрагированные формы вещей. Отсюда и проистекает та взаимосвязь "арифмети-
ческого" и "геометрического" подходов, о которой мы уже упоминали выше. Каждому зна-
чительному процессу в микро- и макрокосме ставится в соответствие определенное число
и геометрирческий образ. Так небесным явлениям соответствуют круг и троичность, зем-
ным - квадрат и двоичность. Связь тройки с кругом и четверки с квадратом поясняется
тем, что длина окружности приблизительно равна трем диаметрам, а периметр круга че-
тырем (т.е. двум в квадрате) сторонам. Желание связать все наблюдаемые процессы с
априорно заданными числовыми закономерностями будет отчетливо видно при более под-
робном анализе каждой конкретной науки, но это явственно проступает и при анализе
структуры древнекитайских текстов, подчиняющихся вполне определенным числовым и гео-
метрическим закономерностям, задаваемым пространственным расположением иероглифов в
тексте.
Наиболее ярким примером нумерологической ориентации китайского мышления является
трактат "Ицзин" или "Книга Перемен" - книга, оказавшая громадное влияние на всю дре-
внекитайскую культуру, породившая громадное количество интерпритаций и толкований
и являющаяся для китайской культуры чем-то вроде канонических текстов Священного пи-
сания. Основой "Книги Перемен" являются 64 гексаграммы, описывающие все многообразие
космической жизни и представляюшие из себя одновременно и философские символы и ма-
териал для гаданий. Каждая гексаграмма состоит из шести расположенных одна под дру-
гой горизонтальных черт. Черты бывают двух типов: длинные (-----), характеризующиеся
терминами "ян", "световые", "напряженные", "девятки" и прерывистые (- - -), обозна-
чаемые как "инь", "теневые", "податливые", "шестерки". Нечетные позиции (1, 3, 5)
считаются позициями света (ян), четные - позициями тьмы (инь). "По теории "Книги Пе-
ремен" весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от
взаимодействия и борьбы света и тьмы, напряжения и податливости" (Ю.К.Шуцкий "Ки-
тайская классическая "Книга Перемен", М., 1960, с. 22), и каждая из таких ситуаций
символически выражается одной из гексаграмм. Если "световая" черта находится на
"световой" позиции или "теневая" - на "теневой", такое расположение называется "уме-
стностью черт" и обычно рассматривается как благоприятное - сила света и сила тьмы
обретают здесь свое место. Приведем схемы, соответствующие полной неуместности черт
и полной уместности . Кроме этого, черты объединяются в группы, каждая из
которых несет свою смысловую нагрузку. Так три верхние черты характеризуют внешнее,
отступление, разрушение, три нижние - внутреннее, наступление, созидание. Пары черт
связаны с тремя космическими потенциями: верхняя пара характеризует небо, средняя -
землю, а нижняя - человека. Существует своя символика и у каждой из отдельных пози-
ций. Приведем эту символику для общества, тела человека и тела животного:
позиция общество тело человека тело животного
6 совершенный человек голова голова
5 царь плечи передние ноги
4 придворный туловище передняя часть туловища
3 вельможа бедра задняя часть туловища
2 служилый голени заднии ноги
1 простолюдин ступни хвост
В заключение приведем одну из гексаграмм и соответствующие ей гадательлные симво-
лы, относящиеся и ко всей гексагамме в целом, и к каждой из ее черт:
ЦЯНЬ (Творчество) Изначальное совершение, благоприятная стойкость
1. В начале девятка
Нырнувший дракон
Не действуй!
2. Девятка вторая
Появившийся дракон находится на поле
Благоприятно свидание с великим человеком
3. Девятка третья
Благородный человек до конца деятелен; вечером он осмотрителен
Точно в опасности
Хулы не будет!
4. Девятка четвертая
Точно прыжок в бездне
Хулы не будет!
5. Девятка пятая
Летящий дракон находится в небе
Благоприятно свидание с великим человеком.
6. Наверху девятка
Возгордившийся дракон
Будет раскаяние !
Кроме такого текста, к каждой из гексаграмм прилагается развернутый комментарий,
объясняющий ее смысл.
Мы не случайно остановились на "Ицзине" так надолго: в этой, еще раз повторю,
важнейшей для древнекитайской культуре книге, предельно отчетливо запечатлена основ-
ная идея нумерологии, подчиняющей все процессы в небе, на земле и в человеке набору
геометрических и числовых закономерностей.
Продолжая разговор об общих установках древнекитайского мышления, обратим внима-
ние на его континуальность. Идея всеобщей взаимосвязи не сочеталась с представлением
о дискретности бытия, и еще одно кардинальное отличие мировой пневмы (ци) от атомов
Демокрита состоит в том, что о "ци" необходимо говорить не в терминах частиц, а в
полевых терминах, ци - это "континуальная полеобразная пневма" ("Современные истори-
ко-научные исследования: наука в традиционном Китае", М., 1987, с. 33). Отсюда любовь
китайской науки к полевым теориям и первое (еще в ХI в.) объяснение морских приливов.
Не случайно, что среди физических дисциплин наибольшее развитие в древнем Китае, по-
лучили оптика, акустика и теория магнетизма.
ЛЕКЦИЯ 10: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Обращение к древнеиндийской культуре помогает воспитанному в европейских тради-
циях человеку понять многие особенности культуры древнего Китая, вызывающие у него
недоумение при первом знакомстве. Это связано с тем, что древнекитайская культура -
прежде всего, культура жеста, культура зрительно данного символа и ритуального дейст-
ва, а древнеиндийская культура, несмотря на значимость для нее символа и ритуала, в
очень большой степени - культура мысли, осмысляющей символ и создающей для этого ри-
туала философскую модель. Не случайно выдающийся русский индиолог Ф.И.Щербатской пи-
сал, что "самой сильной стороной в индийской образованности является ее философия".
Поэтому то, что в древнекитайской культуре выражено на языке жеста, который легко
понимается человеком, живущем внутри данной культуры, и крайне труден для восприятия
извне, в древней Индии сформулировано на филосовском языке, который гораздо более
интернационален и более близок европейскому сознанию. Здесь появляется искус отож-
дествить древнеиндийскую культуру с древнекитайской, сочтя их за две разные модели,
воплощающие одну и ту же идею, две ветви одного дерева, имеющие общую основу. Но это
неверно. Зерна, из которых произрастают древнеиндийская и древнекитайская культуры,
несмотря на кажущуюся близость, мало похожи друг на друга, и даже внешне похожие
концепции имеют под собой разные основы. Основное отличие состоит в расстановке ак-
центов: то, что составляет сущность древнеиндийской культуры, в древнекитайской
культуре является побочной ветвью, и наоборот.
Для того, чтобы дать почувствовать все своеобразие культурной традиции в Индии,
мы остановимся сначала на некоторых черезвычайно важных особенностях индийского быта,
не имеющих своих аналогов в Европе. Первой из таких особенностей является доктрина о
четырех возрастах жизни человека и об обязанностях, связанных с каждым возрастом. По
индийским представлениям, человек, пройдя пору ученичества и став домохозяином, дол-
жен был, по истечении лет, уйти из дома и жить сначала как отшельник, а потом - как
странник-подвижник, учитель мудрости. Вот как определяет обязанности каждого из воз-
растов древний канонический текст: "Домохозяин живет своим ремеслом или делом, же-
нится на девушке, ровне ему по общественному положению ... уделяет пищу богам, душам
предков, гостям слугам и ест затем сам то, что остается. Ученик должен изучать веды,
смотреть за жертвенным огнем, совершать предписанные омовения, оставаться до конца
жизни (или пока не женится) у своего учителя, или его сына, или соученика. Отшельни-
ку надлежит блюсти целомудрие, спать на земле, носить волоса, сплетенные в пучок, и
иметь шкуру антилопы для сидения, приносить жертву огню, совершать омовения, чтить
богов, души предков и гостей и питаться лесными плодами. Подвижнику надлежит обузды-
вать чувства, отказаться от всех светских дел, отречься от собственности и от сноше-
ний с людьми, жить подаянием, жить в лесу, меняя местопребывание, заботиться о внут-
ренней и внешней чистоте, не убивать ничего живого, быть правдивым, не завидовать,
блюсти благоволение к людям и быть долготерпеливым.
Исполнение этих обязанностей ведет на небо и к вечному блаженству, при их небре-
жении мир гибнет или приходит в смятение" (С.Ф.Ольденбург "Культура Индии". М., 1991,
с.195). Принципиально важно для понимания, что речь здесь идет о духовном, а не о
физическом возрасте человека: человек мог прожить жизнь оставаясь учеником и так не
достигнув нужной степени зрелости (Ученика приводили к учителю на седьмом году жизни
и он оставался в доме учителя на срок 12 или 24, иногда 36, изредка 48 лет и крайне
редко - на всю жизнь. В.С.Семенцов "Проблема трансляции традиционной культуры на при-