поползновеиий. Он был первым христианским мыслителем, который писал на
латыни (частично на греческом). Его главным трудом считается "Апологетикум"
("Защита"), написан где-то в 197 г.
Непримиримо выступал против соединения философии и христианства, утверждал,
что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Принцип
Тертуллиана "верю потому, что нелепо" полностью выражает содержание и смысл
его учения, в котором истинность веры является совершенно иной, чем
истинность разума, чем истинность материального мира. Философии он
противопоставлял религию, языческой науке-христианскую веру, против разума
он ставил божественное откровение. Научные исследования становятся излишними,
когда известно Евангелие - единственный авторитетный источник познания бога,
а тем самым и любого знания, ибо бог все определяет и правит человеческой
жизнью. Философский разум ведет лишь к ереси.
Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву для
подчинения философии теологии (науке о вере), что было характерным для всего
последующего периода развития христианской философии.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА
И СБЛИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ
Тенденции сближения христианства с эллинистической философией усиливались
с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая
оправдывала эксплуататорский строй. Эта линия проявляется, в частности,
у современника Тертуллиана Тита Флавия Климента (Климент Александрийский -
- ок. 15О- 219), который основал в Александрии в III столетии христианскую
богословскую школу. Ее целью было не только защитить христианскую веру от
ее противников, но и победить язычников и повлиять на них так, чтобы они
сами обратились в христианство.
Непосредственный преемник Климента в руководстве александрийской школы,
который еще дальше продвинулся вперед по пути соединения христианства с
платонизмом, был Ориген (184-254). Он считал христианство завершением
эллинистической философии, которая является наилучшим введением в
христианское учение. Он требовал от теологов, чтобы они прорабатывали
трактаты древних философов и обнаруживали в них правильные с точки зрения
христианства моменты. В своем учении Ориген наполнил христианские элементы
неоплатоническими и взятыми у Филона. Подобную операцию он считал весьма
важной для церкви и христианства. В своем главном трактате "Об основных
наставлениях" он объясняет отношение между богом и сыном божьим как
отношение между светом и отблеском. Сын божий является образом света,
стоит между богом и человеком как посредник.
В некоторых важных моментах учение Оригена было встречено церковью
недружелюбно. Собор даже осудил его, как еретическое. Несмотря на это,
его учение оказало заметное влияние на философствующих "отцов церкви".
К концу III - началу IV в. в церкви остро обозначился вопрос о соединении
божественной и человеческой сущности в личности Иисуса Христа. В это время
христианство уже было государственной религией Римской империи. Церковь
стремилась к тому, чтобы все люди видели в ней единственную представительницу
царства божия на Земле. Для усиления ее авторитета большое значение имела
идея, согласно которой единый бог выступает в личности Иисуса Христа, роль
которого воплощает церковь.
В начале IV, в. в тогдашнем крупнейшем центре христианского богословия -
- Александрии выступает Арий (256- 336), который учил (в духе Оригена),
что бог-сын имеет другую сущность, чем бог-отец, он является его образом,
подчинен ему и во времени не существовал до своего рождения. Бог-сын не
может быть полностью равным богу-отцу. Таким образом Христос возносится
на высшую ступень нравственного качества, но не имеет божественной
сущности.
Церковь определила воззрения арианцев, которые считали Иисуса Христа
подобным преходящим вещам сотворенного мира, опасными, потому что Христу
терял авторитет, а значит, авторитет теряла и церковь.
Афанасий (295- 373), первоначально диакон и тайный писарь епископа, затем
преемник умершего Алксандра, патриарха в Александрии, отстаивал воззрение,
согласно которому сын божий имеет извечно ту же сущность, что и бог-отец.
На соборе в Никее, созванном в 325 г. императором Константином, взгляды
арианцев и Афанасия столкнулись. Собор склонился к тому, что бог-отец и
бог-сын имеют одну и ту же сущность. Однако сначала победа Афанасия была
неполной. В Восточной церкви господствовал арианизм. Германские племена,
прежде всего готты и другие (кроме франков), были также арианцами. Только
после смерти Афанасия, в 380- З81 гг., синодом был подтвержден тезис о
единстве бога-отца, бога-сына и святого духа, который стал твердым церковным
законом. К неукоснительному исполнению был ринят догмат о триединстве бога.
Этим завершается процесс формирования христианского монотеизма в борьбе с
языческим политеизмом. Германские народы повернулись от арианизма к
католицизму только в VI и VII столетиях.
КАППАДОКИЙСКИЕ "ОТЦЫ ЦЕРКВИ"
Установление официальной догматики поставило Перед христианскими идеологами
задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было необходимо
использовать наследие античного мышления в его идеалистической форме.
Систематизация христианских воззрений была необходима для борьбы с
еретическими учениями, которые выступили тогда как идеология локальных
социальных движений против властвующей иерархии. Те из христианских идеологов,
которые внесли наибольший вклад в борьбу против еретиков, были провозглашены
святыми и названы отцами церкви.
В IV столетии на Востоке выступают представители каппадокийской церкви -
Григорий из Назиана (Назианин) (ок. 330-390), его друг Василий Великий
(ок. 330-379). Наиболее видным был Григорий из Ниссы (Нисский) (ок. 335-394),
автор богословских работ, которые явились попыткой образования системы
правоверного богословия. Так же как и Ориген, Григорий Нисский был убежден
в возможности согласия между откровением и философией и даже определил
некоторые границы этих отношений. Философия должна быть инструментом
объяснения "истин" догматики, принятых официальной церковью. Разум становится
орудием христианской веры.
Григорий, в частности, занимался обоснованием догмата Святой Троицы.
При этом он опирался на принципы неоплатонизма, согласно которым в сфере
идеальной жизни существуют три основные субстанции: единое, разум и мировая
душа.
Божественная сущность выражает единство бога и существует самостоятельно,
но в то же время она содержится в каждой из своих субстанций. Божественные
особы отделены друг от друга, но их соединяет божественная сущность, их
божественность едина.
Так же, в духе платонизма, он интерпретирует и сотворение мира: род по
отношению к индивидуальному первичен, первичная идея существует до единичных
вещей; бог создал человека как вид, человек как вид, стало быть, не
существовал реально, но лишь идеально, в божественных умыслах.
Защитой Григорием основополагающего догмата церкви - догмата Святой
Троицы - была полемика с типичной для IV в. ересью - арианизмом, который
как уже упоминалось, достиг значительного распространения (примерно как в
первый период христианства - гностицизм). Однако идеи Григория отвергались
некоторыми представителями церкви.
Ортодоксаяьные "отцы церкви" отстаивали в то время единство божественного
и человеческого естества, опровергая гностиков, с одной стороны, и арианцев -
- с другой. В этом их значение для церкви и ее учения.
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся
из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430). "Ты нас создал для себя,
и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением
начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы
рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском
и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души -
в христианстве.
Родился он в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника
и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику. Чтение
трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти
истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме
добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от
которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частное Плотина.
Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.
В конце концов истину Августин находит в христианстве, к которому он
переходит в 387 г. прежде всего под влиянием христианского проповедника,
миланского епископа Амвросия. Позже он был назначен пресвитером и возведен
в сан епископа североафриканского города Гиппо. Здесь в 430 г. он и умер.
В своих произведениях он подверг страстному суждению ошибочные учения,
которым сам длительное время следовал. В трактате, направленном против
академиков, он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и других
еретических учений. Помимо "Исповеди" к его главным трактатам относятся:
"О троице" ("De trinitate", 400-410), где систематизированы теологические
воззрения, и "О граде божьем" ("De civitate Dei", 412- 426). Последний
трактат cчитается главным произведением Августина, ибо содержит его
историко - философские взгляды. В первых пяти книгах этого объемистого труда
Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и