Патристика (от лат. pater - отец) - общее название литературы,
написанной так называемыми отцами церкви. В теологии патристика
является частью догматики, с которой она по преимуществу
отождествляется. В истории философии это понятие используется
для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв.,
когда ее представители защищали христианскую доктрину от
"язычников", евреев, государственной власти и античной философии.
Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится приспособиться
к неоплатонизму и использовать его философские основы для
обоснования христианства.
Средневековая философия представляет собой тот
длительный отрезок в истории европейской философии,
который непосредственно связан с христианской
религией. Лишь те философы, которые разделяли
религиозные и светские позиции христианства могли
расчитывать на известность и признание. Этим четко
определенным содержанием и направленностью
средневековая философия отличается от предшествующей
античной и последующей философии Ренессанса.
Христианство возникает в I-II столетиях нашего
летосчисления в восточных провинциях Римской
империи и распространяется на Средиземном побережье.
Время его возникновения характеризовалось глубоким
кризисом рабовладельческого строя,
сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в Римской
империи, в частности рабов и свободной бедноты.
Многочисленные восстания рабов подавлялись, их
сопротивление было бесполезным- они не могли стать
революционным носителем новых общественных отношений.
Все попытки изменить реальные общественные условия
терпели поражение, оставалось лишь верить и
надеяться на чудо, на помощь "божьего спасителя" и его
сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая
религия - христианство, которая кроме всего прочего
обратилась ко всем людям, без различия их
национальности и сословий. как к равным перед богом.
Официальная римская религия не могла
предложить утешение массам, ибо она была слишком тесно
связана с римским деспотическим государством. Росло
влияние различных культов восточных религий
(культа египетских Изиды и Осириса, иранского бога
Митры и т.д.), в которых подчеркнуты были именно те
элементы, которые позже заимствовало у них
христианство,- страдания умирающего бога и его
воскрешение, надежда на загробную жизнь. Так, в
произведениях римского философа- стоика Сенеки, названного
Ф. Энгельсом "дядей христианства", содержатся
некоторые общие с ранним христианством воззрения,
согласно которым земная жизнь преходяща и
праведно живущих ожидает блаженство. Он провозглашал
также и равенство всех людей перед силами судьбы.
Основным источником христианства была иудейская
религия, самая монотеистическая из всех религий
античности (культ бога Яхве). Христиане полностью
приняли еврейский Старый завет. Например
слово "Христос" является греческим переводом
староеврейского "машиах" (мессия). что значит
"помазанный". Одним из источников христианского учения
о Христе стали философские воззрения "отца христианства",
как назвал Ф. Энгельс Филона Александрийского.
Первоначальцо христианство формировалось как
движение недовольных масс, рабов, вольноотпущенников
и свободной бедноты. Оно выражало протест
угнетенных и одновременно давало им иллюзорное
утешение - надежду на лучшее будущее в посмертной
жизни. К христианству, однако, постепенно приходят
и состоятельные слои римского общества из рядов
римской и провинциальной аристократии, богачи,
купцы, владельцы ремесленных мастерских, положение
которых вследствие политического бесправия также
стало весьма тяжелым. Социальная структура христианских
общин, состоявших сначала лишь из рабов и
свободной бедноты, начала меняться. Возникает клир
(епископы, священники), в котором решающее слово
имеют именно имущие. Формируется церковная оргнизация,
возглавленная монархическим епископатом.
В то же время начинают преобладать призывы к смирению
социальным злом, что показывало признание имперской
властью политического и идеологического
значения христианства. Во время правления императора
Константина Великого (306- 337) христианство
было признано официальной государственной религией.
Оно окончательно побеждает после того, как были
запрещены языческие культы (391- 392). Халкидонский
собор в 451 г. закрепил положение христианства как
государственной религии и в восточной, и в западной
части Римской империи.
Распространение христианства и начала христианской
философии приходятся на период, когда с разложением
Римской империи развиваются религиозно-мистические
аспекты в идеалистической философии.
Упадок римского общества ярчайшим образом характеризуют
такие направления, как неопифагорейство,
учение Филона Александрийского и неоплатонизм.
Неопифагореизм воскрешает древнюю греческую числовую
мистику. В свое время неопиафагореизм выступал как
идеологический противовес христианству.
Его содержанием являются магия, религиозное
шарлатанство, обман. Основные черты этого
псевдофилософского направлении наиболее ярко отражены,
в частности, в творчестве одного из главных
представителей неопифагореизма I столетия-Аполлония
из Тианы (Каппадокия), мистика, аскета, чудотворца,
который приписывал себе божественную, чудесную,
сверхчеловеческую силу, аналогичную силе Иисуса.
Это было учение, как бы сделанное по мерке
римских патрициев. В философском отношении оно, в
общем, не имеет ценности, посвящается в целом
религиозно-мистическим вопросам, главной целью его
философии является поклонение богу.
Учение Филона Александрийского (первая половина
I столетия), одного из предшественников ранней
христианской философии, имело значительное влияние
на идеологию христианства прежде всего через
поняие логоса. Логос (слово, закон, совокупность идей)
содержится в боге и сам является богом. В христиантво
логос переходит в форме второго лица божестенной особы.
Наиболее выраженным показателем упадка греческой
философии в Риме является неоплатонизм, корни
которого, вульгаризированные и заметно мистифицированные,
содержатся в идеализме Платона. Его виднейшим представителем
был Плотин- мистик, аскет, который стыдился своего тела.
Плотин провозглашал иерархическую теорию бытия.
Бог является первым существом, "единичным", из которого
постепенно эманируют разум, душа и, наконец, природа.
Это постепенное нисхождение от света к тьме, от совершенства
к несовершенству. Его последователь- Прокл из
Константинополя систематизировал это учение дальше, но вошел
в средневековую философию главным образом благодаря комментариям
к Платону.
Неоплатонизм первоначальио играл роль противовеса христианству,
однако после признания христиантва государственной религией его
главные идеи были переняты парадоксальным образом. Впоследствии он
становится одной из важнейших исходиых точек средневековой философии
и теологии.
Первая фаза формирования христианской философии
относится, собственно, еще к древним векам, к
периоду, когда становящееся христианское вероучение
сталкивается и переплетается с философскими системами
периода распада античного мира. Процесс отвержения
и принятия античной философии проходит во
всей истории христианской философии. имеет различные
фазы и формы. Его первоначальная фаза реализуется в
период так называемой патристики, которую можно
разделить на два этапа. На первом были заложены
основы христианских догматов с образованием
единой и сильной церкви. Этот период кончается в
З25 г., когда состоялся Никейский собор. Для второго
этапа патристики характерна разработка догматики
и философии, в частности в творчестве Августина.
Философию патристики по той роли, которую она
играет в обществе, можно разделить на апологетическую
и систематическую; с точки зрения места возникновения-
на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую.
На Востоке преобладала систематика, на Западе- апологетика.
Фаза средневековой философии длится в общем от
VIII до XIV-XV столетий. Этот период обычно называют
эпохой схоластики, когда и происходит систематическая
разработка христианской философии. В самой схоластике
различаются три периода: ранняя схоластика- по XII в.,
период расцвета- XIII в. и поздняя схоластика- XIV-XV вв.
Если в патристике аристотелизм практически не
имел никакого значения (до половины ХII в. известен
лишь "Органон" Аристотеля с несколькими комментариями
Цицерона, Порфирия, Боэция и Абеляра), то
с середины ХII и до конца ХIII в. происходит
основательный переворот в христианском восприятии
языческой философии. Огромное Аристотелево наследие
приходит на христианский Запад в латинских переводах
с арабского и греческого языков. Сопровождают
их греческие и арабские комментарии. Поэтому историкам
философии необходимо заниматься исследованием
мощного потока арабской и еврейской философии, который
в период от XII в. имел огромное влияние на христианский Запад.
Всякое развитие мысли и философии в средние века
происходит в религиозно-теологических рамках.
В этом развитии отражены внутренние сложности и
противоречивость социального и духовного процессов.
Политическое развитие представлено неустанно соперничавшими
и сталкивавшимися лагерями: церковными властями,
светской или государственной властью, классом феодалов