ций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения
роста и расширения возможностей реализации способностей человека
как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различ-
ных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-ис-
торических обществееных способах материального производства,
складывались различные условия и создавались различные по уровню
совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов
человека в стремлении улучшить мир и самого себя.
Гармоничные отношения между материально-техническими возмож-
ностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют
не всегда, но когда это объективно становится возможным, культу-
ра развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гар-
монии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной,
и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопич-
ностью и революционизмом.
3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало,
и полнота его творческого самовыражения достигается через созда-
ние и исплоьзование различных культурных форм. Каждая из этих
форм обладает своей "специализированной" смысловой и символичес-
кой системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь под-
линно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых
по-своемй выражается суть человеческого бытия.
Развитие культуры сопровождается возникновением и становле-
нием относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они
включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все
более глубокой специализации и, наконец, к относительной их са-
мостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искус-
ством, наукой.
В современной культуре можно уже говорить об относительной их
самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.
3.4.1 МИФ
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и
изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда
миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность ми-
фа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смыс-
ловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь
то бытие природы или общества. Если миф выступает как единствен-
ная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что чело-
век не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассо-
циативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и
природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифо-
логических существ - демонов и богов.
Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в
целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и
условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культу-
ре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют руди-
ментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесцени-
вает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и цен-
ностей мифа, сущности современной социокультурной действительнос-
ти. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современ-
ной культуре создает средства и способы символического мышления,
он способен ценности современной культуры интерпритировать через
идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях
мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало
доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел
позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержа-
ния, ибо в мифе все условно и символично.
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и,
следовательно, используя условность, она может достигать высокой
гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очелове-
чивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к че-
ловеческим представлениям. На этой почве становится возможной
конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых
простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и при-
митивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, нап-
ример, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления
имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализа-
ции того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или
массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как
усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фети-
шизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности,
гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпя-
чивать.
3.4.2 РЕЛИГИЯ
Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении
своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основа-
ния человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги
развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансценден-
тного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а
сверхестественные силы человека, и прежде всего, дух с его сво-
бодой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и
понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия ос-
вобождала человека от мифологической слитности с природой и внут-
ренней зависимости от стихийных сил и страстей.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценнос-
ти светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и
противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в
миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера
в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо
разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все
ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становле-
ние религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру,
так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влия-
нием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в
основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и
связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются сооб-
ществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего че-
рез мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей
действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия ус-
танавливает градацию ценностей, придает им святость и безуслов-
ность, что затем ведет к тому, что религия упорядочитвает ценнос-
ти по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и не-
бесных. Требование постоянного морального совершенства человека в
русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов
и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в
границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к кон-
сервации ценностей и культурных традиций, что может вести к со-
циальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.
Светские ценности более условны, они легче подвергаются
преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция
проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно уси-
ливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры
из-под влияния религии.
3.4.3 ИСКУССТВО
Параллельно с мифом и религией в истории культуры существова-
ло и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности
человека в образно-символическом выражении и переживании значи-
мых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую
реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными
образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, само-
выражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших пот-
ребностей человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной
деятельности, художественного освоения действительности. Задача
искусства сводится к познанию эстетического, к художественной ин-
терпретации автором явлений окружающего мира. В художественном
мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и
используются в единстве. Работает такое мышление с помощью систе-
мы образных средств и создает производную (вторичную) реальность
- эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными
ценностями через художественное производство, через создание
субъективных представлений о мире, через систему образов, симво-
лизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной
эпохи.
Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлек-
сия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В
соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, ко-
торые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентирова-
ны в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно"
ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности,
ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной
роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что
всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как
положительные, так и отрицательные моменты, то есть художествен-
ные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого
"Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные моти-
вы и стимулы к выбору в поведении человека.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно кон-
структивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышен-
ных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъекти-
вации, способно поддерживать открытость системы ценностей, откры-