тость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном сче-
те воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для
культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
3.4.4 ФИЛОСОФИЯ
Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомя-
нуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах
мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как
"любовь к мудрости"). Философия возникла как духовное преодоле-
ние мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее
критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве
мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бы-
тия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обра-
щается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их
человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, фи-
лософия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает че-
ловеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку
мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то филосо-
фия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоре-
тическая душа культуры. Многообразие культур и возможность раз-
ных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многооб-
разию спорящих между собой философских учений.
3.4.5 НАУКА
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на
основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрыв-
но связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей
методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место
и роль науки в культуре и человеческой жизни.
Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Одна-
ко значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает
глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через
миф, религию и философию привела человечество к науке, где досто-
верность и истинность получаемых знаний проверяется специально
разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, су-
ществует как особый способ производства объективных знаний.
Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту
познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного
значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, воору-
жает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон.
Но для каких целей и с каким умыслом употребяется эта сила? На
этот вопрос должна отвечать культура.
Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неодноз-
начны. Если ценность науки измерять практическими последствиями,
то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное
оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как выс-
шая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным сред-
ством рационализации человеческого труда, может с успехом "робо-
тизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограни-
чивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать
содержание образования, наука косвенно контролирует систему чело-
веческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий
для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубоко-
го специалиста.
Познание, будучи жизненно важной потребностью человека,
приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно
стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жаж-
да познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты,
оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная со-
циальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедея-
тельности человека, то есть задача повышения эффективности, пос-
тольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное
стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, мате-
риалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прог-
ресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и
установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому
поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого
человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и ору-
дие достижения некой "окончательной цели".
Самый важный результат научного прогресса - возникновение ци-
вилизации, как системы рационализированных и технициализирован-
ных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и
культура несовместимы. Технифицированные формы бытия человека
противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти
начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это
скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как
науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только ра-
зума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в на-
растающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальны-
ми результатами прогресса.
Современная история человечества без науки не представима.
Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и,
таким образом, связывает их в целостное образование. Наука пре-
вратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она
экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности,
реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это
она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки ог-
ромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно
утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью,
она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы
объективности и рациональности в такой культуре приобретают все
более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности
субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компонен-
ты культуры, без них нет реального человека. Культура всегда
нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущнос-
ти человека, а наука более отчуждена, она более условна. Цен-
ность научного знания пропорциональна его полезности, но это по
существу, технократическая характеристика. Наука расширяет прос-
транство для технократических атрибутов, обогащает сознание чело-
века технократическими смыслами и значениями, но это все элемен-
ты цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества нау-
ка действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотво-
ряющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноос-
феру - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не
всегда укладывается в требования нравственности. В культуре XX
века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта
ситуация. По этой причине современная культура не является гармо-
ничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рацио-
нальностью и нравственностью не разрешится до тех пор в истории
человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого
себя!"
Наукоемкость культуры возрастает и это показатель прогресса
человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо это
показатель человечности исторического прогресса. Только синтез
того и другого дает надежду, что будет построена гуманистичес-
кая цивилизация.
3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ
До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному
компоненту духовной культуры - идеологии. Впервые наиболее раз-
вернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие филосо-
фы К. Маркс и Ф. Энгельс. В "Немецкой идеологии" и других произ-
ведениях они используют категорию "идеология" в соответствии с
той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX веках, когда
этот термин употреблялся в негативном значении, характеризуя
"чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К.
Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные харак-
теристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное об-
разование, которое формируется и функционирует в рамках над-
строечных систем. Идеология определяется как функциональная ха-
рактеристика общественного сознания, отражающая общественное бы-
тие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов,
общностей и обслуживающая эти интересы.
Следовательно, идеология представляет собой самосознание со-
циального субьекта: социальных групп, национальных и иных общнос-
тей, класса. Только в идеологии специфические интересы со-
циальных групп, классов и общностей находят свое осознание,
обоснование и систематизированное выражение. Следует также иметь
в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают
идеологический характер только в рамках определенных социальных
институтов и представляющих их социальных организаций: государ-
ства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и
т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гу-
манизм. В качестве примера идеологического напраления - можно
привести метод социалистического реализма - это определенный ху-
дожественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологи-
ческий характер. В характеристике этого метода содержатся сформу-
лированные идеологические установки на процесс художественного
творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определен-
ные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализ-
ма выступал как догматический и потому, что трактовался как един-
ственно верный, закрывающий возможности проявления всех ос-
тальных творческих методов.
Таким образом, нельзя расматривать идеологию только как от-
дельную составляющую культуры - это скорее всего больше своеоб-