Смекни!
smekni.com

Сущность и структура культуры (стр. 6 из 9)

разная надстройка над самой духовной культурой, так как она про-

низывает все области духовной культуры.

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое

миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и кон-

тролировался различными магическими табу, программировавшими его

поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется

самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от

коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг,

стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и фор-

мированием зрелой личности возникает такой нравственный регуля-

тив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как

внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требова-

ния к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая

нравственность есть реализация духовной свободы человека, она

основана на утверждении самоценности человека независимо от внеш-

ней целесообразности природы и общества.

Возможно мною было уделено черезмерное внимание духов-

ной составляющей культуры, в ущерб материальной, как известно,

согласно марксистско-ленинской философии именно бытие определяет

сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не стоит забы-

вать и многовековую мудрость: "Вначале было слово...". Поэтому

по-моему именно духовная составляющая является основополагающим

приводным механизмом развития культуры и общества.

3.5 СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ

О культуре невозможно говорить и рассуждать как о чем-то аб-

страктном, оторванном от человека, общества. Культура - прежде

всего явление социальное, равно как и включающее в себя со-

циальные компоненты. Традиционно принято разделять культуру на

материальную и духовную, однако некоторые ее элементы, несмотря

на то, что в значительной степени тяготеют к той или другой сос-

тавляющей культуры, все-таки, пожалуй, можно выделить отдельно.

Пожалуй, наиболее значимым компонентом, где сталкиваются ма-

териальная и духовная сферы человека является сфера производства,

как место, где человек реализовывает свои внутренний потенциал,

где он вступает в определенные отношения с коллективом, производ-

ством. В этом контексте хотелось бы рассмотреть понятие культу-

ры предприятий и предпринимательства, аспект организационной

культуры.

Предприятия, как известно, существуют для того, чтобы произ-

водить материальные блага и услуги. Это производство связано в

определенную технологическую цепочку. Для приведения в действие

всех звеньев этой цепочки на предприятии действует административ-

ная система или система управления, в которой весь персонал вы-

полняет функции руководителей и подчиненных. Однако деятельность

предприятий не может осуществляться только на основе технологии

или управленческой иерархии. На предприятиях, в организациях дей-

ствуют люди. А это значит, что в своей деятельности они руковод-

ствуются какими-то конкретными ценностями, совершают определен-

ные обряды и т.д. В этом смысле каждое предприятие или организа-

ция представляет собой культурное пространство. С позиции реали-

зации предприятием или предпринимателем конкретной цели культуру

предприятия можно охарактеризовать как специфическую, характер-

ную для данной организации систему связей, действий, взаимодей-

ствий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпри-

нимательской деятельности, способа постановки и ведения Дела. В

русле такого подхода находится определение организационной

культуры или культуры предприятия, данное американским социоло-

гом Е.Н. Шейном: "Организационная культура есть набор приемов и

правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интегра-

ции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердив-

ших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приемы представ-

ляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого

способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации

не задумываются об их смысле, они рассматривают их как "изна-

чально верные".

Содержание организационной культуры не является чем-то наду-

манным или случайным, а вырабатывается в ходе практической пред-

принимательской деятельности, связей, взаимодействий и отношений,

как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя

и внутренняя среда. Это содержание действует достаточно долго,

оно прошло испытание временем. Но для каждого конкретного члена

организации они существуют как нечто данное. Таким образом,

культура предприятия выражает определенные коллективные представ-

ления о целях и способе предпринимательской деятельности пред-

приятия. Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культу-

ра предприятия - это система представлений, символов, ценностей и

образцов поведения, разделяемая всеми его членами.

Каково же содержание организационной культуры? Ведущую роль в

культуре предприятий играют организационные ценности. Организа-

ционные ценности - это предметы, явления и процессы, направлен-

ные на удовлетворение потребностей членов организации и признаю-

щиеся в качестве таковых большинством членов организации. Глав-

ные из них: производство продукции, оказание услуг; стабильные

долговременные устойчивые отношения с заказчиком; максимальная

экономическая эффективность, получение прибыли является важной

организационной ценностью в условиях товарного производства; про-

ведение определенной социальной политики, направленной на удов-

летворение разнообразных потребностей работников предприятий.

Помимо общих ценностей, определяющих функционирование произ-

водственных организаций, существует еще целый набор внутриоргани-

зационных ценностей. Организация хорошо выполняет предписанные ей

цели лишь при соблюдении в ней определенного функционального и

структурного порядка, который является фактором ее стабильности.

Порядок в организации поддерживается трудовым поведением работни-

ков, соблюдением ими трудовой и технологической дисциплины. Дис-

циплина и представляет собой одну из важных внутриорганизацион-

ных ценностей. Сюда же относится такая черта трудового поведения,

как исполнительность, высокое чувство ответственности за выполне-

ние своих профессиональных и статусных обязанностей, ста-

бильность поведения как отдельного работника, так и целых коллек-

тивов.

Способность предприятия создать ключевые ценности, которые

объединят усилия всех структур того или иного предприятия, по

мысли американских специалистов по организационной культуре П.

Питерса и Р. Уотермана являются одним из самых глубоких источни-

ков успешной деятельности предприятия.

Формирование ключевых ценностей или принципов деятельности

предприятия имеет своей главной целью создать в окружающей среде

и в глазах сотрудников предприятия, его предельный образ, или как

принято сейчас выражаться, "имидж предприятия". Эти принципы гро-

могласно провозглашаются в речах основателей или президентов ком-

паний, различного рода информационных документах, включая и рек-

ламные ролики, вывески, табло и т. д. Эти принципы, объединенные

в систему, определяются как "кредо" предприятия, его "символ ве-

ры". Совокупность таких принципов зачастую называют "философией"

данного предприятия. Так знаменитая американская компания по

производству электронной техники IBM в качестве важнейших принци-

пов своей деятельности особо выдвигают три: 1) Каждый человек

заслуживает уважения. 2) Каждый покупатель имеет право на самое

лучшее обслуживание, какое только возможно. 3) Добиваться совер-

шенства во всем. По свидетельству заместителя главного менеджера

Дж. Роджерса, эти принципы были провозглашены основателем компа-

нии Томасом Дж. Уотсоном-старшим и неуклонно претворялись в жизнь

на протяжении всей истории существования этой компании.

Большое внимание , по мнению, крупнейшего американского спе-

циалиста по проблемам менеджмента и социологии организаций И. Оу-

чи должно уделяться бюрократической культуре на предприятии. Бю-

рократическая культура основывается на системе власти, осущес-

твляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме пра-

вил, инструкций и процедур. Источником власти в данной организа-

ции является компетентность. Данная культура эффективна в ста-

бильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. В ситуации возрастания

неопределенности, в моменты кризиса ее эффективность падает.

4.1 МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

Особенности производства и потребления культурных ценностей

позволили культурологам выделить две социальные формы существова-

ния культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой

культурой называется такой вид культурной продукции, который каж-

додневно производится в больших объемах. Предполагается, что

массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и

страны проживания. Это культура повседневной жизни, представлен-

ная самой широкой аудиторией по различным каналам, включая и

средства массовой информации и коммуникации.

Когда же появилась массовая культура? По поводу истоков мас-

совой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. При-

веду в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной

литературе:

1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рож-

дения человечества, и уж, во всяком случае , на заре христиан-