ской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощен-
ные варианты Священных книг (например, "Библия для начинающих"),
рассчитанные на массовую аудиторию.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европей-
ской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного,
авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей
за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качес-
тве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дэфо
(1660-1731) - автора широко известного романа "Робинзон Крузо" и
еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий:
следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего сооте-
чественника Матвея Комарова (1730 - 1812) - создателя нашумевше-
го бестселлера XVIII-XIX веков "Повести о приключениях английско-
го милорда Георга" и других не менее популярных книг. Книги обоих
авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и
принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной
всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид ху-
дожественного творчества XIX века - роман.
И все-таки все выше изложенное - это предистория массовой
культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя
в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог
Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со време-
нем расхожей: "Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую
деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм,
то современные США дали миру научно-техническую революцию и мас-
совую культуру".
Феномен появления массовой культуры представляется следующим
образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая
массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и поли-
тику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в
различных социальных сферах была проанализирована в ряде философ-
ских сочинений XX века.
Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы ста-
ли образованными, информированными. Кроме того, субъектами массо-
вой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды,
объединенные различными связями. Поскольку люди выступают однов-
ременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены
массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой
культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одновре-
менно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массо-
вая культура" характеризует особенности производства культурных
ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на
массовое потребление этой культуры. При этом массовое производ-
ство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индус-
трией.
4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ "МАС-
СОВОЙ" КУЛЬТУРЫ
Каковы же экономические предпосылки становления и социальные
функции массовой культуры? Истоки широкого распространения массо-
вой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех
общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в "Капи-
тале". В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия
"товар" все многообразие социальных отношений в буржуазном общес-
тве.
Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в соче-
тании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело
к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная
коммерческая установка, конвейерное производство - все это во
многом означает перенесение в сферу художественной культуры того
же финансово-индустриального подхода, который царит и в других
отраслях индустриального производства. К тому же многие творчес-
кие организации тесно связаны с банковским и промышленным капита-
лом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ)
на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В
свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребле-
ние, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это
массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей
телевизионных и киноэкранов.
В социальном плане массовая культура формирует новый общес-
твенный слой, получивший название "средний класс". Процессы его
формирования и функционирования в области культуры наиболее кон-
кретизированно изложены в книге французского философа и социоло-
га Э. Моренга "Дух времени" (1962г.). Понятие "средний класс"
стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот
"средний класс" стал и стержнем жизни индустриального общества.
Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мисти-
фицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человечес-
ком обществе. Происходит отказ от рационального начала в созна-
нии. Целью массовой культуры является не столько заполнение досу-
га и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и
постиндустриального общества, сколько стимулирование потреби-
тельского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя,
читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного,
некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и
создает личность, которая достаточно легко поддается манипулиро-
ванию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой
психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сфе-
ры чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины,
враждебности, страха, самосохранения.
4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Одной из старейших философских школ прошлых веков была гре-
ческая школа - киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом
Сократа - Аристипом. Эта школа создала этическое течение - гедо-
низм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения является
целью всего поведения человека.
В качестве идейной основы современной массовой культуры выс-
тупает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявляется
как натурализм. Для него характерно сведение социального к биоло-
гическому.
Примером художественного (практического) решения эстетических
принципов, законов биологизма в позитивизме является серия запад-
ных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершен-
ными преступлениями стоит один социальный мотив - деньги. Но в
финалах романов выясняется, что преступления организовали пси-
хи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои
поступки. Серьезный социальный мотив оказывается подмененным мо-
тивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала ми-
ровоззренческой платформой для многих произведений массового ис-
кусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путями
увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их не-
существующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее
место в подобных произведениях.
В рамках позитивистской концепции социального дарвинизма реа-
нимируется и так называемый "культ казенного оптимизма", перерас-
тающий, порой, в настоящий национал-шовинизм. Яркий пример - по-
зитивистская концепция так называемой "американской мечты". Аме-
риканская мечта - это совокупное представление об "исключи-
тельности" развития Америки и то, что каждый американец имеет
равные возможности в достижении счастья и успеха.
Одно из основополагающих утверждений прагматизма требует
признания истинности того, что имеет практическую пользу. любая
идея - научная, религиозная, художественная, прогрессивная, реак-
ционная - может быть оправдана, если она обеспечивает успех дея-
тельности людей. Не случайно прагматизм называют "философским вы-
ражением бизнеса". Отпечаток духа делячества (а "прагма", по-гре-
чески, это дело, действие) лежит на многих высказываниях предста-
вителей эстетики прагматизма об искусстве. Практической реализа-
цией прагматизма в массовой культуре является такая важная ее
структура - как реклама. Она реализует основное кредо прагматиз-
ма, которое заключается в том, что истинным является то, что по-
лезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.
Философия З. Фрейда - фундамент современной массовой культу-
ры. В начале XX века австрийский врач-психопатолог и философ З.
Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах -
инстинктах, которые довлеют над сознанием людей и определяют мно-
гие их поступки. В своей теории бессознательного З. Фрейд исхо-
дил из того, что сущность человека выражается в свободе от ин-
стинктов. Отсюда и жизнь в обществе возможна только тогда, когда
эти инстинкты подавляются. Возникает то, что Фрейд называл "фрус-
трацией" - то есть неосознанной ненавистью индивида к обществу,
которая выражается в агрессивности. Но поскольку общество обла-
дает достаточно сильными для подавления этой агрессивности инди-
видов возможностями, человек находит свой выход неудовлетворен-
ным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую
культуру кроется в использованиии его инстинктов страха, секса и
агрессивности.
XX век войдет в историю человечества как век страха. В реали-
зации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематог-
раф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы
ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы (зем-
летрясения, цунами, бермудский треугольник с неразгаданными тай-