Смекни!
smekni.com

Сущность и структура культуры (стр. 8 из 9)

нами); просто катострофы (кораблекрушения, авиакатострофы, пожа-

ры); монстры (к ним относятся гигантские гориллы, агрессивные

акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т.д.); сверхъестествен-

ные силы (речь идет о дьяволах, антихристах, духах, явлениях пе-

реселения души, телекинеза. Особо выделяется в этом ряду жанр

"трупомании", зомбирования); инопланетяне.

4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рас-

сматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем эли-

тарной культуры, с точки зрения представителей этого направления

в культурологии, является высший привелегированный слой общества -

элита ( от французского elite - лучшее, отборное, избранное). оп-

ределение элиты в различных социологических и культурологических

теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Мос-

ка, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высо-

кая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в

философии и культурологии получило большое распространение пони-

мание элиты как особого слоя общества, наделенного специфически-

ми духовными способностями. С точки зрения этого подхода - поня-

тием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая

верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это

часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, ода-

ренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно

она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно

быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в

филофсофских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде " Мир как воля и представле-

ние", завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом

плане разделяет человечество на две части: "люди гения" (то есть

способные к эстетическому созерцанию и художественно-творческой

деятельности) и "люди пользы" (то есть ориентированных только на

чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им

в известных трудах: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872г.),

"Человеческое, слишком человеческое" (1878г.), "Веселая наука"

(1872г.), "Так говорил Заратустра" (1884г.), элитарная концепция

проявляет себя в идее "сверхчеловека". Этот "сверхчеловек", имею-

щий привелигированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф.

Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в

элитарной культурологической концепции Х. Ортега-и-Гассета. В

1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского фи-

лософа, получившее название "Дегуманизация искусства", посвящен-

ное проблемам различного старого и нового искусства. Основное от-

личие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в

том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Поэтому со-

вершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть

оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того

"...радоваться или сострадать человеческим судьбам, - пишет Орте-

га, - есть нечто очень отличное от подлинно художественного нас-

лаждения". Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от

реальной жизни. "Дегуманизация" - и есть основа нового искусства

XX века. "Вот почему новое искусство разделяет публику на два

класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть

на художников и тех, которые художниками не являются. Новое ис-

кусство - это чисто художественное искусство".

Элита - по Ортеге - это не родовая аристократия и не привеле-

гированные слои общества, а та часть общества, которая обладает

особым "органом восприятия". Именно эта часть общества способ-

ствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться

своими произведениями художник. Новое искусство и должно содей-

ствовать тому, "...чтобы "лучшие" познавали самих себя, "... учи-

лись понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сра-

жаться с большинством".

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу

массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в

искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры яв-

ляется теория и практика "чистого искусства" или "искусства для

искусства", которая нашла свое воплощение в ряде течений отечес-

твенной и западноевропейской художественной культуры. Так, напри-

ме, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры ак-

тивно развивало и внедряло художественное объединение "Мир искус-

ства". Лидерами "мирискусников" были редактор одноименного журна-

ла С.П. Дягилев и талантливый художник А.Н. Бенуа. Дягилев прямо

и открыто заявлял о "самоцельности" и "самополезности" искусства,

считая одновременно "правду в искусстве", декларируемую Л. Тол-

стым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на челове-

ческой личности, лидеры "мирискусничества" в духе элитарных

культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к

абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным на-

личие в любом живописном и мызыкальном произведении особого ав-

торского видения действительности. Причем это воззрение понима-

лось как совестливое понимание художественного в человеке. Под

совестью искусства, однако, подразумевалось лишь субъективная ис-

кренность индивидуального творца в выражении им красоты. Именно

отсюда берет свое начало "мирискусническая" декадентская претен-

зия на внеклассовость и надклассовость своей идеологической пози-

ции.

5. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Культура исторически сформировалась в конечном счете как спо-

соб духовного освоения действительности, как духовное производ-

ство. Культура характеризуется прежде всего способностью продуци-

ровать, сохранять и транслировать духовные ценности различных

форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и воспроизво-

дить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из по-

коления в поколение и обогащать его, Для выполнения этих задач

возникли различные формы и способы духовной деятельности, кото-

рые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной

культуре существуют уже как институты культуры.

Культура превратилась в сложное по деятельности, многообраз-

ное по формам духовное образование. Сюда входят, как отмечалось

выше, нравственность, религия, искусство, наука, философия и

идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодей-

ствие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры.

Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому,

что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцирова-

лись и специализировались. В развитой культуре они превращаются в

относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обре-

тают статус самостоятельных институтов культуры.

Каждый из таких институтов обладает специфической системой

методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными фун-

кциями. Понятно, что художественные ценности и художественная

деятельность существенно отличается, например, от научной дея-

тельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения

мира, способы производства различных духовных ценностей.

В обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых це-

лостных функциях культур. Прежде всего, это продуцирование и на-

копление духовных ценностей. Культура постепенно гармонизирует

многообразные ценности и создает целостное пространство духовно-

го богатства человечества. Далее, духовные ценности апробируются

в массовой деятельности людей и здесь устанавливается норматив-

ная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию действий,

средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое ис-

пользование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффек-

тивность. Культура оказывается способной реализовать оценочную

функцию. Она подразделяет действия человека на положительные и

отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрес-

сивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и кри-

терии оценки действий человека и таким образом формирует режим

регламентированного и ранжированного поведения человека. Кроме

этого, культура, формируя эталонные ценности вырабатывает идеалы,

которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования

и отбора целей в жизнедеятельности человека. Культура выполняет

функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их со-

держание и делает достоянием общества.

Практическая работа по достижению целей, по их реализации и

воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем,

знаний не только специально научных, то есть в основном технокра-

тических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.

Поэтому слудующая функция культуры - познавательная в широ-

ком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познания,

в культуре осуществляется художественное познание, религиозное,

нравственное и т. д. Основным результатом познавательного отноше-

ния к миру в культуре является установление смысла и значения со-

держания артефактов или явлений природы, которые стали объектом

культуры. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с по-