ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы-
таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен-
тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее
общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда-
ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче-
ния культурологии.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание), исторически определенный уро-
вень развития общества и человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляет-
ся для характеристики материального и духовного уровня развития
определенных исторических эпох , общественно-экономических форма-
ций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная
культура, культура майя), а также специфических сфер деятельнос-
ти или жизни (культура труда, художественная культура, культура
быта). В более узком смысле термин "культура" относят только
к сфере духовной жизни людей.
1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправлен-
ное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а
также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало
не только развитие умения следовать существующим нормам и обы-
чаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность
в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы
человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры. в
любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в обиход евро-
пейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или
менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних эта-
пах европейской истории и за ее пределами (например, жень в ки-
тайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в
"пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от "не-
культурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представле-
ниями, передаваемыми основным смыслом слова "культура", зародил-
ся, а в средние века получил распространение иной комплекс значе-
ний, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и бо-
лее близкий к возникшему позднее понятию цивилизация. Слово
"культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного со-
вершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения
под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманис-
тическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей.
Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествле-
ние культуры с формами духовного и политического саморазвития об-
щества и человека, как оно проявляется в движении науки, искус-
ства, морали, религии и государственных форм правления."...
Производство и все экономические отношения упоминались лишь меж-
ду прочим, как второстепенные элементы культуры" (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.20, с. 25). Так французские просвети-
тели 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержа-
ние культурно-исторического процесса к развитию человеческого
"разума". "Культурность","цивилизованность" нации или страны (в
противоположность " дикости" и "варварству" первобытных народов)
состоит в "разумности" их общественных порядков и политических
учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и
искусств. Цель культуры, соответствующая высшему назначению "ра-
зуму", - сделать всех людей счастливыми (эвдемонистическая кон-
цепция культуры), живущими в согласии с запросами и потребностя-
ми своей "естественной" природы (натуралистическая концепция
культуры). Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникла "крити-
ка" культуры и цивилизации (Ж.Ж. Руссо), противопоставляющая ис-
порченности и моральной развращенности "культурных" наций просто-
ту и чистоту "нравов" народов, находившихся на патриархальной
ступени развития. Эта критика была воспринята немецкой классичес-
кой философией, придававшей ей характер общетеоретического осмыс-
ления противоречий и коллизий буржуазной цивилизации (разделение
труда, дегуманизирующие воздействие техники, распад целостной
личности и т. д.). Выход из этой противоречивой ситуации немец-
кие философы искали в сфере "духа", в сфере морального (И. Кант),
эстетического (Ф.Шиллер, романтики) или философии (Г.Гегель) соз-
нания, которые и выдаются ими за область подлинно культурного су-
ществования и развития человека. Культура с этой точки зрения
предстает как область "духовной свободы" человека, лежащая за
пределами его природного и социального существования, независи-
мая от его эмпирических целей и потребностей. В достижении этой
свободы и состоит смысл всей культурно-исторической эволюции че-
ловечества. Немецкому философско-историческому сознанию свой-
ственно признание множества своеобразных типов и форм культурно-
го развития, располагающихся в определенной исторической последо-
вательности и образующих в совокупности единую линию духовной
эволюции человечества. Так И.Гердер рассматривает культуру как
прогрессивное раскрытие способностей человеческого ума, но
пользуется этим понятием и для определения этапов относительного
исторического развития человечества, а также для характеристики
ценностей просвещенности. Немецкие романтики (Шиллер, А. и Ф.
Шлегели, поздний Ф. Шеллинг) продолжили гердовскую линию двоякого
толкования культуры. С одной стороны, они создали традицию срав-
нительно-исторического изучения культуры (В. Гумбольдт и школа
компаративной лингвистики), с другой - положили начало взгляду на
культуру как на частную антропологическую проблему. К Герду вос-
ходит также и третья линия конкретного анализа обычаев и этичес-
ких признаков культуры (впервые в середине 19 века в работах не-
мецкого истроика Ф.Г. Клемма, который рассматривает культуру как
отличительную черту человека).
В конце 19 - начале 20 веков универсализм сложившихся эволю-
ционных представлений о культуре был подвергнут критике с идеа-
листических позиций неокантонианства (Г. Риккерт, М. Вебер). В
культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценнос-
тей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации об-
щества того или иного типа. В несколько ином аспекте подобный же
взгляд оформился в "теорию культурных кругов" (Л. Фробениус, Ф.
Гребнер), распространенную до начала 20-х годов 20 века.
Теория единства линейной эволюции культуры была также подвер-
гнута критике с иррационалистических позиций философии жизни, и
ей была противопоставлена концепция "локальных цивилизаций" -
замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов,
проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (О.
Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление
культуры и цивилизации, которая рассматривается как последний
этап развития данного общества. Сходные представления развива-
лись в России Н. Я. Данилевским, позднее П.А. Сорокиным, а в Ве-
ликобритании - А. Тойнби. В некоторых концепциях критика культу-
ры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания; выдвига-
лась идея "природной антикультурности" человека, а любая культу-
ра трактовалась как средство подавления и порабощения (Ф. Ницше).
Вырождение этой позиции в полной мере проявилось в идеологии фа-
шизма.
С последней трети 19 века изучение культуры развивалось и в
рамках антропологии и этнографии. При этом складывались различ-
ные подходы к культуре. Положив начало так называемой культурной
антропологии, английский этнолог Э. Тейлор определял культуру пу-
тем перечисления ее конкретных элементов, но без уяснения их свя-
зи с организацией общества и функциями отдельных культурных ин-
ститутов. Американский ученый Ф. Боас в начале 20 века предложил
метод детального изучения обычаев, языка и других харектеристик
жизни примитивных обществ и их сравнения, позволявший выявить ис-
торические условия их возникновения. Существенное влияние в не-
марксистской антропологии приобрела концепция американского ан-
трополога А. Кребера, перешедшего от изучения культурных обычаев
к понятию "культурного образца"; совокупность таких "образцов" и
составляет систему культуры. Существенный недостаток концепции
образов связан с отказом Кребера от применения идеи социального
детерминизма. В ней отсутствовало также объяснение причин и моти-
вов к поддержанию образцов на индивидуальном уровне. Если теория
"культурных образцов" подчиняет социальную структуру культуры, то
в функциональных теориях культуры, ведущих свое начало от англий-
ских этнологов и социологов Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна
(так называемая социальная антропология), основным становится по-
нятие социальной структуры, а культура рассматривается как орга-
ническое целое, анализируемое по составляющим его институтам.
Структуру социальные антропологи рассматривают как формальный ас-
пект устойчивых во времени социальных взаимодействий, а культура
определяется как система правил образования структуры при таких
взаимоотношениях. Функции культуры состоят во взаимном соотнесе-
нии и иерархическом упорядочении элементов социальной системы.
Постулаты этой функциональной теории были подвергнуты критике