Андрей ГОРИН СОЧИНЕНИЯ |
Патриарх Кирилл Лукарис и его “Исповедание…” 1629 г.
(первая работа на эту тему на русском языке после 1903 г.)
У известного православного историка-богослова Александра Шмемана есть труд, где он весьма доступно повествует о всей драматической истории традиционной ортодоксии. В разделе о византийской церкви под турецким игом повествуя об угасании её богословия и о “заражении” его чуждыми влияниями Шмеман говорит: “Ярким примером этого процесса является знаменитое дело Кирилла Лукариса, который, будучи патриархом Константинопольским, издал в Женеве в 1629 г. ‹‹Исповедание веры православной››, совершенно протестантское по своему содержанию и вдохновению."[10,333] Надо признать, что личность Кирилла Лукариса практически неизвестна современному широкому читателю, а ведь это было поистине удивительное явление в истории православия. Все авторы, как общих работ, касающихся этого периода, так, конечно, и избравшие Кирилла Лукариса объектом специального исследования, так или иначе, отмечают чрезвычайность этих событий. Несколько цитат покажут нам, что Лукарис — это личность стоящая особняком в ряду православных деятелей всего средевековья.
“Его ревность о православии и заботы о благосостоянии своей церкви, обнаружившиеся в... мудром обращении с протестантами, всё это выделяет его из ряда прочих патриархов этого периода .” [3,1]
“Действительно, в церковной истории XVII столетия всего замечательнее дело этого Патриарха и вышедшая под его именем книга Исповедание...”[7,236]
“...более, нежели кто либо из предшественников и последователей Патриарх Лукарис, мог так знаменательно поддержать своё достоинство”[4,1]
“Выше всех, кажется, стоял в этом случае (церкви под турецким игом-А.Г.) известнейший патриарх,... Кирилл Лукарис.”[8,231]
Из вышецитированного представляется совершенно необходимым больше узнать о патриархе Лукарисе и о его труде, что и будет сделано в этой работе. Мы взглянем на жизнь и деятельность Лукариса в историко-культурно-религиозном контексте его духовного формирования и служения и лишь коснемся вопроса о его знаменитом Исповедании веры, авторство которого многими оспаривается, равно как и многими отстаивается.
Будущий вселенский патриарх родился в 1572 году в греческой семье, жившей на острове Крит, и получил при рождении имя Константин. На Крите проживали, в большинстве своем, православные и в период с 1204 по 1645, когда Крит принадлежал Венецианской республике, у населения происходили стычки с католиками (иезуитами). Во всех прочих местах греки находились под османским угнетением, весьма тяжко страдали и мечтали освободиться. Будучи сыном состоятельных родителей, Кирилл (мы будем называть его только так, чтобы не путаться) в юношестве отправился на учебу в греческую коллегию в Венеции и в университет города Падуя. Там он услышал, что в Европе появилось удивительнное явление — Реформация; появились новые церкви, преследуемые Римом, за их особые убеждения и, по массовости, представляющие из себя реальную силу. Надо полагать, что это вызвало у него большой интерес, во всяком случае, впоследствии он предпринимет путешествие по Протестантским странам.
Вернувшись с учебы Кирилл, около 1593 года, принимает иночество в Александрии, патриархом которой был тогда Мелетий Пига, дядя Кирилла, оказавший большое влияние на него в детстве и юношестве. В 1596 году Пига посылает его, в качестве патиаршего экзарха в Брест, на собор провозгласивший знаменитую Унию. Исторические источники не дают возможности определить отношение Кирилла к происходившему там, но свою неприязнь к католицизму Кирилл показал в 1957. Мелетий Пига, временно управляя в том году константинопольской церковью, объявил русских епископов, приявших унию, низложенными, а до поставления новых епископов назначил Лукариса одним из наместников вселенского престола в южной России. Кирилл проводил антикатолическую политику Пиги так, что должен был оттуда спастись бегством. Он не отправляется домой сразу, а получив такую возможность, посещает Европу.
Он направляется прежде всего в Женеву, столицу тогдашнего протестантизма. Кирилл проводит там время в диспутах, общениях и едет дальше; он посещает также Германию, Голландию и Англию. Впоследствии у него будет множество знакомых и корреспонентов из числа протестантов в этих странах.
Когда польский король Сигизмунд обратился к Мелетию Пиге за содействием к умиротворению юго-западной Руси, волновавшейся по поводу введения унии, патриарх в 1600 г. послал в качестве своего уполномоченого Кирилла, который, ничго не успев сделать, скоро вынужден был вернутся в Александрию, где в 1602 г. был избран на патриарший престол преемником Мелетия.
Хочется здесь ненадолго остановится в жизнеописании Лукариса и рассказать немного о системе его мировоззрения. Это впоследствии объяснит многие неясности, связанные с Исповеданием веры Вспомним, что в те времена родной народ Кирилла, в большинстве своем, томился под османским игом. Под турками греки угасали, как нация. Они теряли свой философский менталитет, забывали свой красивый язык, не помнили уже эллинской морали, утрачивали свободу характера из-за того, что были лишены своей государственности. Понятно, что желанием каждого грека было свергнуть ненавистное владычество. Кирилл Лукарис любил свой народ и желал освободить его. Палаузов пишет, что великим предприятием Кирилла было нравственно-политическое возрождение его родины[4,38].
Кирилл был александрийским патриархом почти двадцать лет, и этот период его жизни представляет собой разительный контраст с последующим периодом константинопольского патриаршества. Почти ничнго не известно о его тамошней деятельности. Он не имел никаких возможностей предпринять что то для Греции и просто отправлял патриаршьи обязанности. В течении этого времени состояние греков все ухудшается. Известно, что Кирилл ведет интенсивную переписку со своими протестантскими корреспондентами Корнелиусом Хагой и голландцем Вильгельмом. Весьма вероятно, что в это время у него созревает план освобождения Христианского востока от турок с помощью протестантских государств. Этим вполне объясняется то, что делает Лукариса такой уникальной фигурой в православии.
В 1621 году Кирилл Лукарис избирается вселенским константинопольским патриархом. Известно, каково было положение патриарха при турках. За период своего патриаршества он пять раз был смещаем и каждый раз, через непродолжиельное время, был вновь возводим не кафедру при общй радости народа. Основными противниками его были иезуиты, находившие содействие во французском посланнике, тогда как патриарх встречал поддержку в представителях Голландии, Англии и Швеции.
Основными деяниями его, как патриарха константинопольского, является создание печатни, организация перевода Нового Завета на новогреческий язык и, конечно, публикация его Исповедания.
Греческая печатня была создана в Константинополе в 1628 году. С помощью своего друга Корнелиуса Хаги, бельгийского посланника, в город завозится все оборудование, а потом, вместе с Томасом Рау, английским посланником и общим другом, они испрашивают позволение у султана. Так Кирилл приобретает превосходное средство для просвещения своего родного народа.
В начале 1629 года Кирилл поручает Максиму Каллиполиту, его клирику, осуществить переложение Нового Завета на родной язык греков своего времени. Больше никаких данных, кроме того, что перевод был вскоре осуществлен, нет. Однако, понятно, что сам факт дачи народу Писания на его языке есть один из основных факторов его духовного пробуждения и интеллектуального расцвета.
В 1629 году в Женеве вышла в свет книга озаглавленная ‹‹Исповедание веры святейшего владыки Кирилла Константинопольского...›› (см. Рис. 1). Этот труд представляет из себя формальное исповедание веры из 28 членов явно протестантского и даже кальвинистского характера. Книга сразу возбудила громаднейший резонанс в духовных кругах Православия, Католичества и Протестантизма. Первая публичная оценка этого труда содержится в актах Константинопольского собора 1638 года. С тех пор эта тема постоянно поднималась в литературе (к сожалению на русском языке последняя работа написана в 1903 году). Существуют следующие интерпретации этого феномена.
Традиционная православная точка зрения утверждает, что это протестантская подделка, что Кирилл, по его речам, письмам, образу жизни и деятельности не мог быть автором этого труда и устно отрёкся от него [см. 1; 3].
Точка зрения других православных авторов состоит в том, что Лукарис является отступником, что он был пешкой в руках влиявши на него протестантов и не принес этим ничего доброго в своём труде и служении [4; 5; 7-10].
Прежняя католическая традиция хулила Лукариса, из-за его антикатолических убеждений и действий. Эти авторы приписывали ему аморальности и для них протестантское в Исповедании было лишь подтверждением негодности Лукариса. Здесь трудно говорить определённо, труды эти практически недоступны, заключения делаются с чужих слов.
Протестантские ученые, прежние и нынешнии, оценивают Кирилла Лукариса в целом положительно. Авторство Исповедания доказывается и отдаётся должное его выдающейся личности и самоотверженному служению [см. 11-16].
В моём труде поддерживается эта точка зрения. Действительно, Легранд пишет: ”Публичная библиотека Женевы владеет греческим текстом Confessio fidei, написанным рукою самого Кирилла Лукариса. Мы думаем, что факсимиле первой страницы этого драгоценного документа рассеет все сомнения.”[13, v.1, p.318]
Если принять, что Кирилл был автором исповедания (см. Рис. 2), то, надо полагать, он был честен. Он имел сильное протестантское влияние в своих убеждениях и это согласуется с его могучей социальной активностью, о чем уже писалось выше. Его личность действительно уникальна и хочется только подчеркнуть, что столь благословенно служил своей церкви и народу этот человек, обладая властью вселенского православного патриарха и исповедуя то, во что, в целом, верим и мы.