Пусть помнит собачую прыть.
Книппер, Москвин, Массалитинов и др.
Атмосфера первого вечера получилась непринужденной. Повсюду царил смех, оживление, приподнятое настроение.
Новое детище Пронина, интимным убежищем художников, собственно “привалом комедиантов”, стать не могло. Люди искусства стали заходить в подвал на Марсовом поле все реже, да и то по большей части днем. Бывшие “собачники” сетовали на то, что новый подвал сплошь заполняла публика. В “Бродячей собаке” “фармацевтам” приходилось выпрашивать, чтобы им продали контрамарку. Билеты на вход в “Привал комедиантов” продавались всякому желающему, и “фармацевты” могли чувствовать себя хозяевами.
В “Привале” время от времени по старой “собачьей” памяти устраивали шутовские юбилеи – чествования прошлых и нынешних завсегдатаев: Н.Цибульского, М.Кузьмина. Даты, к которым приурочены юбилеи, как и прежде в “Собаке” анекдотические: Композиторский стаж графа О’Контрера, отмечавшейся в “привале”, равнялся 7 годам 3 месяцам и 13 дням.
Все, казалось осталось, как прежде, но атмосфера была подернута грустью. Оно было скорее предлогом для того, чтобы лишний раз собраться веселой гурьбой художественной богеме. Богема сходилась в “Привал” редко. Еще раз вместе собрались по поводу десятилетия литературной деятельности М.Кузьмина.
Трудно примириться с тем, что содружество актеров, художников и вообще интересных людей, возглавлявших “Привал”, смогло предложить для праздника своего подвала лишь тень от тени белых былых вдохновений и “задора”.
Много времени прошло с тех пор, когда существовали “Бродячая собака” и “Привал комедианта”. Много воспоминаний от постоянных и частых посетителей кафе. Но человеческая память несовершенна, человеку свойственно забывать и ошибаться. И неважно, что одно и тоже событие описывается разными авторами , по-своему неважно, кто написал гимн в честь открытия “Бродячей собаки” Вс. Князевым или М. Кузьминым, важно, что была “Бродячая собака”, уже легендарная в свои годы; важно, что в России ни до, ни после “Бродячей собаки”, не соприкасались так близко, не сливались в единный поток литературная театральная и художественная стихии.
“Бродячая собака” – значительная веха в истории русской культуры, и хочется надеятся, что история этого дома и его обитателей будет изучена полнее и обстоятельнее.
Какова же дальнейшая судьба дома Дашкова, в котором размещалась “Бродячая собака”. После Октябрьского переворота, он был национализирован и заселен новыми жильцами, превращен в обычный жилой дом. В 1997 году этот дом оказался под угрозой капитального ремонта и полной внутренней перестройки. 10 января 1997 года губернатор Санкт-Петербурга В.Н. Яковлев подписал распоряжение о реконструкции дома, прдусматривающее рассление жильцов дома и передачу прав на здание акционерному обществу закрытого типа “Балтийская строительная компания”. Проект перестройки предусматривает уничтожение подвала “Бродячей собаки” и полную переделку архитектурно-планировочной исторической структуры здания, и устройство и устройство в здании новых больших квартир по 200-300 кв. метров, совершенно не соответствующих планировке начала XX века.
К чести жильцовдома многие из них не согласились покинуть дом. Они организовали Товарищество собственников приватизированных квартир и добиваются отмены распоряжения губернатора. Они понимают то, что уничтожение интерьеров дома комнаты которого и в наше время хранят память о высочайших взлетах в музыкальной, артистической, художественной и литературной жизни Санкт-Петербурга, России и Европы- о Пушкине и Гоголе, Глинке и Вяземском Михаиле и Матвее Виельгорских и Павле Яковлевиче Дашкове : уничтожение подвала населенного тенями Ахматовой и Гумилева, Оленьки Глебовой-Судейкиной и Всеволода Князева, Мандельштама и Хлебникова и многих-многих других дорогих нашему сердцу. Хочется верить, что власти и общественность нашего города не допустят этого.
А может быть, когда-нибудь и возрадится “Бродячая собака”, и нигде-нибудь, а там где она была.
Семдесят пять лет назад Георгий Иванов писал:
Январский день. На берегу Невы
Несется ветер разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина , увы,
Ахматова, Паллада, Соломея?
Все, кто блистал в тринадцатом году.
Лишь призраки на петербургском льду.
Вновь соловьи засвищут в тополях,
И на закате в Павловске иль в Царском
Пройдет другая дама в соболях
Другой влюбленный в ментике Гусарском…
Но Всеволода Князева они
Не вспомнят в дорогой ему тени.
Кто знает? Может быть вспомнят и Всеволода Князева и Бориса Пронина и “Собаку”. Сбудуться мечты и подвал возродится.
Литература
1. Ю. Алянский. Увеселительные заведения старого Петербурга. С.П. 1996 г.
2. С. Шульц. “Бродячая собака” С.П. 1997 г.
3. Л.И. Тихвинская. Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917 г.г. Москва 1995 г.
4. К.К. Ротиков. Другой Петербург С.П. 1998 г.
5. Г.Иванов Мемуары и рассказы. Москва 1992 г.
6. Минувшее. Исторический альманах. Москва С.П. 1993 г.
7. А.Ахматова “Поэма без героя” Москва 1989 г.
8. Г.Иванов, А.Могилянский. Воспоминание о серебрянном веке. 1993 г.
9. Л.И.Тихвинская. Осуществленный проект 1991 г.
10. Е.Куферштейн . Такие обычные дома. С.П. 1994 г.
11. Гофман. Воспоминания о серебрянном веке. Москва 1993 г.
12. С.Гуткевич. Нужна “Бродячая собака”. 1985 г.
13. С.Судейкин. “Бродячая собака”. Воспоминания. Москва 1984 г.