лостью и последовательностью отличались воззрения Канта.Он подвел
итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен
его вклад в разработку концепции правового государства.Назначение
последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов
общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Граждана-
ми такого государства, по его мнению, являются морально полноценные
люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было.
"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, как несо-
вершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно
полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм".
Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а
лишь создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного
пользования ею.Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правле-
ния (республика, монархия), а в разделении законодательной и исполни-
тельной властей.Он допускал,что при любой форме правления часть граж-
дан будет недовольна политикой правительства и будет стремиться ее
изменить.Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать
государство или вообще его разрушать.Кант обосновал правовые формы и
методы борьбы за изменение государственного и общевственного строя,
которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое наси-
лие.
Глубиной и оригинальностью отличалаоь зтическая концепция Канта.
Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мыс-
ли.Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней
мыслью, в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное
зло.Ибо такая нравственная установка требует от человека приспособле-
ния к обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему
власть имущих.Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы
общества к раболепию, неуверенные в своем завтрашнем дне "средние
слои" - к лицемерию,упоенные властью верхи - к беззастенчивости.Этому
принципу Кант противопоставлял императивное истолкование нравствен-
ности: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в
своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не
относился бы к нему только как к средству". Объявляя личность само-
целью общественной организации, Кант боролся с представлениями, дос-
таточно широко распространенными в Пруссии, об оправданности безого-
ворочного подчинения личности государотвенным интересам.
Французская революция и вызванные ею социально-политические ка-
таклизмы рубежа ХVIII-ХIХ вв, на европейском континенте похоронили
веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прог-
ресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро
политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие груп-
пировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная крити-
ка его целей и идеалов за то,что они внесли в умы людей путаницу, а в
общество - смуту, нарушившие нормальное, естественное, органичное
развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправи-
лось. Оно внезапно сошло со сцены, заставив потомков ломать голову
над вопросом: так в чем же заключалось его историческое предназначе-
ние?