Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и
Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием
разложения феодальных и утверждения капиталистических производствен-
ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж-
ду "славной революцией" 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 гг,
во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-
тве, политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в исто-
рии общественно-политической мысли и общественного движения.
При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в
его оценке как передового, новаторского явления, Например, Имманунл
Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах
морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Эн-
гельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных револю-
ций.
Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде-
алисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания
в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже
Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила
в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю
как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве-
тителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия
и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с кол-
лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму-
низма.
Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представ-
ляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении,
интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего
о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и
счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаме-
нитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого ро-
да, не приятии догм.
Именно разномыслие прооветителей, объедененных общими целями и
идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео-
ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и
оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, граж-
данского обццества и плюралистической демократии,правового государс-
тва и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализ-
ма.За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого
поплатилноь в XIX и XX вв.
Просветители вовсе не были мечтателями,витающими в облаках.Их
духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло-
бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной дея-
тельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику
правительств.Почти все они пользовались известностью как писатели,
публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.
Просветители происходпли из разных классов и сословий: аристок-
ратии, дворян, духовенотва, служащих, торгово-промышленных кру-
гов.Разнообразны были и условия, в которых они жили.В XVIII в. ниве-
лирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно
отличались по уровню экономического развития, политической организа-
ции и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к раз-
личиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское
движение несло печать национальной самобытности.
В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских войн
сгладились вопиющие противоречия.Развитие парламентаризма привело к
упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира-
жей периодических изданий способствовал повышению культурного и обра-
зовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет,
книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию
культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от
государства, церкви, меценатов и прочего.Эти и многие другие перемены
в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев,
видевших в Англии образец общественного прогресса.Не случайно все ос-
новные течения английской общественной мысли подхватывались передовой
интеллигенцией в других странах.
Большинство английских просветителей не проявляли склонности к
абстрактному теоретизированию.В литературе они предпочитали легкие и
подвижные жанры, старались облечь свои философские, экономические и
политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирическо-
го обличения.Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру:
например, граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк
- министром.
На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоот-
ношения с религией и церковью.Видные его деятели, за редким исключе-
нием, придерживались догматов христианства.Во многом это объяснялось
тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а
в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости.Это имело да-
леко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку
позволило сохранить равновесие между традиционныыи ценностями, храни-
тельницей которых выступала церковь, и новаторскими,которые несло
Проовещение.
Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую
подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутс-
твие в политической программе английских просветителей радикальных
лозунгов и боевых призывов.Но зто и понятно: большинство политических
целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения
была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители
ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало ес-
тественное состояние, "состояние полной свободы в отношении их дейс-
твий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а так-
же "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право
являются взаимными". Переход от естественного состояния к гражданско-
му обществу был следствием общественного договора, который предпола-
гал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных
перемен в положении людей.Государство должно было руководствоваться
тем же "законом природы, который регулировал отношения людей в ес-
тественном состоянии,и поэтому не могло покушатьсн на неотчуждаемые
права граждан.Локк предусмотрел специальный конституционный механизм,
не допускавший превышения государством своих прерогатив.Это разделен-
не государственной власти на законодательную, исполнительную и "феде-
ратпвную" (которая ведала отношениями с другими государствами).Кроме
того, сползанию государптва к деспотизму должен был препятствовать
принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, нахо-
дящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из
законов этого общества".
Взгляды Локка в значительной мере воплотилисъ в политическом
строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп-
лены основные права и свободы граждан, представительное правление,
религиозная терпимость, неприкосновенность собственности.Тем самым
обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест-
венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повыше-
ние благосостояния,дальнейшую демократизацию государственного и об-
щественного строя.Все это в полной мере соответствовало целям
просветителей.Поэтому их внимание было приковано не столько к полити-
ке, сколько к частной жизни граждан.Это отразила этика английского
Просвепцения,так же в основных чертах разработанная Локком.Понятия
добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в фи-
зическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят
эти понятия с требованиями повседневной жизни,то и правила, регулиру-
ющие их отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и
полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в На-
горной проповеди.
В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив лич-
ного преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими
способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти
любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того,
что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может
сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенс-
тву". Просвещение способствовало закреплению в характере англичан та-
ких черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм.
Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Прос-
вещение безусловно признавало и право каждого человека преследовать
свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение
философа XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, ко-
торое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один
из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей явля-
ется производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что
иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу
за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему инте-
ресов других людей.Из деятельности, направленной на самосохранение,
Мандевиль выводил и пороки эгоизма,рассматривая их как величайшее
благо для общества в целом. В своей "Басне о пчелах он проиллюстриро-