Здесь не место для подробной характеристики интеллектуальной жизни русского общества XIV-XVI вв. Показательных фактов вкупе с приведенными (и наряду с содержательными особенностями востребованной на Руси литературы иноязычного происхождения — богословской, философской, исторической, естественнонаучной [82]) немало, как бы разнообразны и иной раз полярны по своей содержательной сути они ни были. Значительно можно было бы пополнить также ряд ярких в плане образованности и творческой плодотворности авторов: это, например, еще преподобный Евфросин Псковский, преподобный Нил Сорский, Ф. И. Карпов, протопоп Сильвестр, В. М. Тучков-Морозов, А. М. Курбский [83]. Все указанные факты и имена, несомненно, весьма красноречиво доказывают высокий уровень просвещения отдельных личностей — тех, кто созидал, кто умел точно воспроизводить полученные знания, был способен самостоятельно и, главное, концептуально, прагматично, ради тех или иных целей выстраивать свои знания в систему, и тех, кто умел понять созданное, сохранить его, применить, обогатить и, следовательно, воздать ему должное. Правда, имеющаяся информация позволяет думать в данном отношении лишь о церковно-религиозной образованности и лишь очень узкой социальной среды — духовенства, да и то далеко не всего. К этой церковной интеллектуальной элите примыкала так же некоторая часть боярства и дворянства, государевых служилых людей — дьяков и подьячих, например, Посольского, Поместного, Разрядного, Разбойного приказов, а также боярских и владычных слуг, которым по их профессиональным обязанностям сверх навыков в чтении, письме, счете, надлежало знать также иностранные языки, историю, географию, землемерие, право и т. д. Иными словами, указанная социальная группа общества обладала необходимой специальной подготовкой, — скорее всего, обретаемой постепенно по ходу дела и возрастания в чинах. Во всяком случае, применительно к XVII столетию известно, что в некоторых Приказах целенаправленно осуществлялось профессиональное обучение подьячих и молодых дьяков [84]. Надо думать, подобная практика имела место и в более ранние времена.
Однако хорошо образованных людей в Московской Руси все же было крайне мало. Совсем недостаточно было и школ: о них как явлении почти изжитом говорили в 1551 г. участники знаменитого Стоглавого собора ("А преже всего в росийском царствии на Москве и в великом Новегороде и по иным городом многия училища бывали, грамоте и писати и пети и чести учили"). Вместе с тем соборяне, констатировав очень низкий уровень обученности желающих служить Церкви ("А отцы их и мастеры их и сами потому ж мало умеют и силы в божественном писании не знают, а учитися им негде"), обязали духовенство впредь обучать детей грамоте ("И мы о том по царскому совету соборне уложили, в царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и дьяконы, кийждо во своем граде, по благословению своего святителя, избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх божий, могущих и иных пользовати, и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжнаго писма и церковнаго петия псалтырнаго и чтения налойнаго") [85]. При этом, хотя и подразумевался социально никак не ограниченный круг учащихся, всем им одинаково надлежало получать именно церковное образование, то есть, помимо грамоты, научаться особому чтению и пению "божественных" текстов. Иными словами, в определениях "Стоглава", подобно прежним планам святителя Геннадия Новгородского, опять-таки речи нет о каком-то ином — не специально церковном — характере обучения. Решения Собора, таким образом, отражали не вообще потребность русского общества в образованных людях, а лишь нужду сугубо Церкви в грамотном духовенстве. Как бы то ни было, но дефицит просвещения еще очень долго оставался не только неразрешимой проблемой жизни Московского государства, но и слабо осознаваемой проблемой.
Список литературы
1. Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л.,1978; Пьянков A. П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси. Минск,1980; Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. Л.,1980; Седов В. B. Восточные славяне в 6-13 вв. M.,1982; Ловмяньский Х. Русь и норманны. М.,1985; Рыбаков Б. A. Мир истории: начальные века русской истории. M.,1987; Оргиш В. П. Древняя Русь: образование Киевского государства и введение христианства. Минск,1988; Котляр H. Ф. Древнерусская государственность / Научно-популярное изд. СПб.: "Алетейя", 1998.
2. ПСРЛ. Т. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 1: Повесть временных лет. Изд. второе. Л., 1926. Стб. 20-22.
3. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам, а именно — к Александрийскому и прочая… // Альфа и Омега. М., 1999. № 3 (21). С. 85-102 (перевод П. Кузенкова).
4. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 11-14.
5. Цукерман К. "Два этапа формирования древнерусского государства" / Славяноведение. 2001. № 4. С. 62-63; Бибиков М. В. Когда была крещена Русь // Ученые записки. Российский православный университет ап. Иоанна Богослова. Вып. 5. М., 2000. С. 24-29; Назаренко А. В. Русская Церковь в X – 1-й трети XV в. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православно-науч. Центр "Православная энциклопедия", 2000. С. 38.
6. Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян / Перев. с новогреч. яз. иером. Дионисия (Шленова), иером. Леонтия (Козлова), игум. Тихона (Зайцева), С. Кима. Сергиев Посад, 2005; Верещагин Е. М. Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Первод с новогреческого языка. ТСЛ, 2005: Рецензия // Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией и Семинарией. № 5-6. 2005-2006. Сергиев Посад, 2006. С. 650-669.
7. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 46-54.
8. Там же. Стб. 60-62.
9. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. С. 220-310.
10. Уместно здесь отметить и гипотезу — правда, не прижившуюся в отечественной историографии — о первоначальном статусе Русской Церкви как одной из епархий Болгарского патриархата, или Охридской архиепископии (Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913. С. XIII).
11. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118-119 (здесь и далее древнерусский текст воспроизводится упрощенно, в соответствии с современной орфографией).
12. Седов В. В. Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материалам) // Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси. (Сборник тезисов). М.: "Наука", 1987. С. 42.
13. "Память и похвала князю русскому Владимиру" // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI-XII века. СПб.: "Наука", 1997. С. 318, 320.
14. Титмар Мерзебургский. Хроника. В 8 кн. / Пер. с лат. И. В. Дьяконова. М.: "SPSL"-"Русская панорама", 2005. Кн. 8, фрагмент 32 (Электр. версия — http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Thietmar/frametext8.htm).
15. Сапунов Б. В. Книга в России в XI-XIII вв. / Под ред. С. П. Луппова. Л.: "Наука", 1978. С. 64.
16. Лавровский Н. А. О древне-русских училищах. Харьков, 1854.
17. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга вторая: История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988 — 1240). М., 1995. С. 62-63.
18. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I: Период первый, Киевский или Домонгольский. Первая половина тома. М.: 1901. С. 703-705, 711, 719-722, 724-726.
19. Его краткий, но хорошо библиографически оснащенный, обзор см.: Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 – 1237 гг.): Изд. втор., исправл. и дополн. для рус. перев. / Перев. А. В. Назаренко, под ред. К. К. Акентьева. СПб.: Византинороссика, 1996. С. 128-132.
20. Хмыров М. Д. Училища и образованность в допетровской Руси / Народная Школа. 1869, № 4-10; Лебедев Н. А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 год. СПб,. 1874; Миропольский С. И. Очерк истории церковноприходской школы на Руси. Три выпуска. СПб, 1894-1895; Рязановский В. А. Обзор русской культуры: В 2 томах. Нью-Йорк, 1947-1948.
21. Золин П. М. Истоки высшей школы в России / Междунар. науч. педагогич. интернет-журнал. 2003 (http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=345).
22. Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца ХХ века / Газета "Русский язык". № 33. 2001 (http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103304).
23. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб.: Алетейя, 2004. С. 43-45 (первое изд. 1915).
24. На самом деле, в Византии X-XI вв. имелась весьма развитая образовательная система — в формах частных начальных и средних школ и венчающего их государственного университета (Самодурова З. Г. Школы и образование // Культура Византии: вторая половина VII-XII в. М.: "Наука", 1989. С. 366-400).
25. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. I. М.: "Наука", 1991. С. 255-256.
26. ПСРЛ. Т. 5: Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851. Стб. 136.
27. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 152.
28. Медынцева А. Грамотность в Древней Руси. По памятникам эпиграфики X — первой половины XIII века. М., 2000.