Смекни!
smekni.com

Как известно из исторических хроник и описаний, а также непосредственно сохранившихся предметов, в Японии существовало множество специфических видов оружия и, соответственно, самых различных методов и приёмов обращения с ними. Поэтому будет вполне логично предположить, что и центров подготовки адептов Пути Воина существовало множество - как относительно примитивных, так и наиболее изощрённых. В этих центрах студентов учили справляться с бесчисленным количеством самых непредсказуемых ситуаций, с которыми они могли столкнуться в реальном бою. Начиная в XI века эти центры подготовки фигурируют в записях военных кланов как "школы боевых искусств" (будзюцу рю) и в первую очередь это название относится к тем центрам, в которых обучались профессиональные бойцы - буси. То есть рю представляли собой школы, в которых признанный эксперт обучал учеников стратегии использования определённого вида оружия, в своём определённом стиле и в соответствии с выработанной концепцией. Основной целью рю была передача знаний в области различных специализаций будзюцу.

Типы рю

Школы могли идентифицироваться по нескольким показателям: - фамилии основателя или родоначальника определённого стиля боя; - названию, под которым школа получила официальное признание; - по образным названиям, которые ассоциировались с преподаваемыми в этой школе стратегией и приёмами; - по конкретному эзотерическому принципу, положенному в данной школе в основу.

На таблице ниже представлены основные школы боевых искусств.

Основные школы будзюцу в феодальной Японии

Школа (рю) Специализация
Аису Кугё меч
Араки оружие с цепью
Дайто единоборство без оружия
Дзуки единоборство без оружия
Дзукисин единоборство без оружия
Ёсин единоборство без оружия
Иссин оружие с цепью
Ито меч
Кадзима стрельба из лука
Канкай плавание
Катори Синто меч
Кито единоборство без оружия
Кобо плавание
Кото Ёири меч
Кукисин шест
Кюсин единоборство без оружия
Масаки оружие с цепью
Миура единоборство без оружия
Мугаи плавание
Мусо Дзукидэн Эйсин меч
Нитиоку стрельба из лука
Нито меч
Нихон стрельба из лука
Нэн меч
Омори меч
Сасанума плавание
Сибукава единоборство без оружия
Синдо Мусо шест
Синдэн плавание
Синкагэ меч и копье
Син-но Синдо единоборство без оружия
Синто меч
Сокэн стрельба из лука
Сосуисицу единоборство без оружия
Суифу плавание
Сэкигути единоборство без оружия
Такэда плавание
Такэноути единоборство без оружия
Тамия меч
Тода оружие с цепью
Тэндзин Синъё единоборство без оружия
Тэндо копье
Тэнсин Сёдэн Катори Синто меч и копье
Хакуцу единоборство без оружия
Хасэгава меч
Хиоку стрельба из лука
Ходзо-ин копье
Хоки меч
Ягю меч
Ягю Синган единоборство без оружия
Ямоноути плавание

В общем же, все рю можно разделить на шесть основных типов, но нужно помнить, что деление это весьма условно, т.к. в зависимости от места, обстоятельств или времени все типы так или иначе смешивались между собой. Первый тип боевых школ можно охарактеризовать как оригинальные, то есть это такие школы, где обучение проводили сами основатели боевого стиля или их собственные ученики под прямым наблюдением наставника. Вторым типом были вторичные школы, которыми руководили инструкторы и учителя, обучавшиеся у других мастеров данного стиля, прежде чем они открыли собственные центры подготовки. Не представляется возможным выявить степень оригинальности той или иной школы, поскольку все они двигались в русле единой традиции, а также почти все основатели школ разработали свои методы и приёмы после прохождения обучения у самых лучших мастеров своего времени.

Третий тип рю представляли наследственные школы, которые действовали под управлением одной семьи учителей, где передача накопленного опыта в области боевых искусств происходила напрямую, от отца к сыну, на протяжении многих поколений. В тех случаях, когда учитель не имел сыновей, которым он мог бы передать традиции наследственного рю, или же его собственные дети по какой-то причине были непригодны к обучению, общепринятым выходом из ситуации являлось усыновление талантливого ученика. Этому усыновленному наследнику и передавались бумаги школы, ее дидактические традиции, а также имя учителя. Полной противоположностью данному типу школ являлись ненаследственные рю (рю-ха), которые были менее распространены, очевидно, за счёт того, что их традиции оберегались не так тщательно, как в наследственных школах.

Пятый тип рю представляют общественные школы, которые имели официальное разрешение властей проводить обучение в определенном месте и получали гарантированный доход либо в виде продукции с закрепленного за ними участка земли, либо чаще всего в виде содержания выплачиваемого рисом. К шестому типу относились частные школы, действовавшие без официального разрешения на территории феодальных владений. Эти школы не получали содержания, поскольку они игнорировались властями, если вообще не находились под прямым запретом.

Общее количество школ боевых искусств различается от периода к периоду, но до начала эпохи Токугава было просто невозможно провести точную перепись рю, а позднее ради сохранения статуса и по политическим соображениям Эдо начало вести свой собственный учёт боевых рю. Таким образом, официальный перечень ограничился школами, которые были избирательно одобрены властями, т.е. это были школы, в основном, первого и четвёртого типов. В списки, разумеется, не попали полулегальные школы, которые власти терпели только потому, что те находились в самых отдалённых феодальных поместьях, а также школы, находящиеся за чертой закона. В классическом справочнике "Будзюцу рюсо-року" (1843) перечислено 159 основных школ, подразделённые на восемь главных специализаций будзюцу: шестьдесят одна школа фехтования на мечах и еще пять, специализирующихся в иайдзюцу (искусство быстрого и координированного выхватывания меча); двадцать девять школ фехтования на копьях, вероятно, яридзюцу, поскольку тот же самый автор называет еще две школы, специализировавшихся в использовании алебарды (нагината); девятнадцать школ стрельбы из огнестрельного оружия; двадцать школ единоборства без оружия, вероятно, дзюдзюцу, средневекового предшественника дзюдо; четырнадцать школ стрельбы из лука и девять верховой езды. В список также были включены второстепенные школы, где обучали плаванию с лошадью и без, а также игре на барабане и морской раковине, которые использовались как средства подачи боевых сигналов.

Каждый военный клан Японии имел собственные центры боевой подготовки на своей территории или территории, находящейся под его влиянием. Все кланы, от самых мелких до наиболее крупных, всегда выделяли достаточно места для стрельбищ и тренировочных залов. Особняки буке (а ранее и куге тоже) всегда имели на своей территории площади, отведённые под занятия различными видами будзюцу, и вполне понятно, что в этих тренировочных залах основное внимание уделялось лидерам и высокопоставленным членам клана, а многочисленные вассали получали такую подготовку, каковая считалась сообразной их положению.

В XIX веке даже самый скромный военный клан содержал отдельного учителя по каждой боевой специализации. Этот учитель получал в свое распоряжение собственный тренировочный зал либо помещение, которое он делил с мастером другой боевой специализации, проводя занятия через день. Более состоятельные кланы могли позволить себе содержать сразу нескольких учителей по каждой из специализаций, причем принадлежащих к различным рю, которые проводили занятия в собственных домах или же приходили на дом к воинам высших категорий и рангов. Частные школы, где единственный специалист обучал избранных учеников какому-то конкретному боевому стилю, были настолько многочисленны, что некоторые авторы выдвинули теорию, согласно которой все боевые школы, существовавшие в различных феодальных поместьях, по своему происхождению являлись простыми частными школами.

Секты воинственных монахов также имели свои центры боевой подготовки, которые находились в зданиях по соседству с главными храмами и часовнями или были расположены в отдалённых горных районах. Некоторые такие центры посещали не только монахи, но и представители других общественных классов, в том числе и воины. Большинство таковых центров были уничтожены буке в конце эпохи Хэйан и больше они уже не поднимались до прежнего положения, но многие продолжили своё существование под строгим контролем Токугава, а воины с пытливым умом всегда могли посетить эти "хранилища бесценных теоретических знаний".

До начала эпохи Токугава крестьян боевым искусствам обучал их непосредственный начальник - либо воин клана, к которому они принадлежали, либо староста деревни, но после того, как Хидэёси устроил "охоту за мечами", а вслед за ним Иэясу своим указом прикрепил крестьян к своим деревням и рисовым полям, вряд ли у них было достаточно времени для систематических занятий боевыми искусствами. Но тем не менее, в исторических хрониках времён Эдо можно встретить упоминания о крестьянах, чья репутация была столь высока, что их дети имели право посещать школы для воинов и даже носить мечи. Также упоминаются и крестьяне, занимавшиеся боевыми искусствами под руководством ронина, расплачивающегося таким образом за гостеприимство.