Итак, чисто эмоциональное мгновение, любовный «транс» — и в то же время оккультизм. Повседневное, рядовое явление, уличные встречи, «объективный случай», незначащие на первый взгляд происшествия — и вдруг возникающее прозрение загадочных сущностей, творимый миф, в котором подспудно, как кардинальный принцип, живет желание.
В 40—50-е годы ясно стало, насколько пророческими были прозвучавшие в 1930 году предостережения Дес-носа: «верить в сюрреальность — значит вновь мостить дорогу к богу». Так было всегда, всегда сюрреализм «мостил дорогу к богу», пропуская в науку алхимию, но особенно на этапе создания «новой мифологии», на этапе превращения Бретона в мага. Закономерно то, что католики вдруг увидели в Бретоне «своего». Близость сюрреализма религии признают и многие сторонники сюрреализма, но из дружеских объятий, раскрытых сюрреализму в послевоенные годы католиками, они, как правило, стараются освободиться. Понятное желание избавиться от содружества с католиками, компрометирующих пророков современного свободомыслия, ничего не меняет в том, что дружеские чувства церковников возникли не случайно, а в силу действительной близости «новой мифологии» Бретона и старой, как мир, религиозной веры.
«Бретон — мистик» — это свое убеждение старательно и на многих фактах подтверждает Клод Мориак в книге об Андре Бретоне.
Уже в июне 1948 года потребовался специальный манифест сюрреалистов, в резкой форме осуждавший церковников, «тявок господа бога», за их попытки приспособления сюрреализма к своим целям. С возмущением писали сюрреалисты, что некий бенедиктинец в июле 1947 года сообщил: «Программа Бретона свидетельствует о стремлениях, которые совершенно параллельны нашим». Но чем, собственно говоря, возмущался в этих словах маг, поклонник алхимиков Бретон, занятый оккультацией сюрреализма?!
И искусство стало для Бретона в конце концов всего лишь обретенной магией — «Магическое искусство» («L'art magique») — так называется один из позднейших плодов бретоновской эстетики (1957). Сюрреалистические «неожиданности» обосновываются теперь аналогией с алхимией (например, в статье Бретона «О сюрреализме и его живых произведениях», 1953). Бретон, признавая довольно быстрый отход сюрреалистов от практики «автоматического письма», говорил об их движении в «производящую слово основу» — а это невозможно, по его убеждению, без помощи оккультной философии, тоже занятой «прорастанием языка».
Как видим, философский вызов, дерзко брошенный Андре Бретоном и его единомышленниками, не привел к ожидавшимся результатам потому, что Бретон намерен был одним махом «решить все антиномии», среди которых были и такие, которые даны в объективной действительности, в природе вещей и «примирению» не подлежат. В конце концов Бретон решил подняться над идеализмом и материализмом. Примирение этой антиномии удавалось, как известно, только в воображении.
Закономерно, что Бретону не удалось похитить огонь Для человечества. Он даже попутно ухитрился погасить иные из светочей, зажженных до него.
Закономерно и то, что свою задачу Бретон с наибольшим эффектом реализовал в царстве воображения — в сюрреалистическом искусстве.
Чем очевиднее сюрреализм превращался в мифотворчество, тем более нуждался он в искусстве. Искусство оказывалось единственной связью между теорией Бретона и реальным миром. В нем, в искусстве, сюрреализм нуждался как в единственном оправдании своих претензий на преодоление идеализма и материализма, как в единственном доказательстве того, что возникает сюрреальность.
Списоклитературы
Alexandra M. Memoire d'un surrealiste. Paris, 1968.
Alexandrian S. L'art surrealiste. Paris, 1969.
A1quiё F. Philosophie du surrealisme. Paris, 1955.
Arp H. Dada. Dichtung und Chronich der Grunder. Zurich, 1957.
Вa1akian A. Literary Origins of Surrealism. New York, 1947.
Вa1akian A. Surrealism: the Road to the Absolute. New York, 1959.
Bedouin J.-L. Andre Breton. Paris, 1955.
Bedouin J.-L. Vingt ans du surrealisme. 1939—1959. Paris. 1961.
Behar H. Etude sur le theatre dada et surrealiste. Paris, 1967.
Вehar H. Roger Vitrac. Un reprouve du surrealisme. Paris, 1966.
Carrouges M. Andre Breton et les donnees fondamentales du surrealisme. Paris, 1950.
Caws M. A. Surrealism and the Literary Imagination. Paris, 1966.
Cazaux J. Surrealisme et psychologie. Paris, 1938.
Cuampigny R. Pour une esthetique de 1'essai. Paris, 1967.
Cirlot J.-E. Dictionario de los ismos Buenes Aires, 1949.
Сir1оt J.-E. Introduction al surrealismo. Madrid, 1953.
Cirlot J.-E. La pintura surrealista. Barcelona, 1955.
Clancier G. - E. De Rimbaud au surrealisme. Panorama critique. Paris, 1959.
Crispolti E. 11 surrealismo. Milano, 1967.
Duits С h Andre Breton a-t-il dit passe? Paris, 1969.
Duplessis Y. Le surrealisme. Paris, 1964.
Estienne Ch. Le surrealisme. Paris, 1956. «Europe». 1968, novembre — decembre. Surrealisme.
Fortini F. II movimento surrealista. Milano, 1959.
Gavillet A. La litterature au defi. Aragon surrealiste. Paris, 1957.
Gershman H. S. A Bibliography of the Surrealist Revolution in France. Ann Arbor, 1969.
Gershman H. S. The Surrealist Revolutiot; in France. Ann Arbor, 1969.
Gindine Y. Aragon, prosateur surrealiste. Geneve, 1966.
Hugnet G. L'aventure dada (1916-1922). Paris, 1957.
Hugnet G. Petite anthologie poetique du surrealisme. Paris, 1934.
11ie P. The Surrealist Mode in Spanish Literature. Ann Arbor, 1968.
Janis S. Abstract and Surrealist Art in America. New York, 1944.
Jean M. Histoire de la peinture surrealiste. Paris, 1959.
Josephson M. Life among the Surrealists. New York, 1962.
Kapidzic-Osmanagic H. Le surrealisme serbe et ses rapports avec le surrealisme frangais. Paris, 1968.
Кi11ang A. D'amour de poesie. L'univers des metamorphoses dans
1'oeuvre surrealiste de Paul Eluard, Paris, 1969.
Kyrou A. Le surrealisme au cinema. Paris, 1963.
Lacote R. Tristan Tzara. Paris, 1952.
Larrea J. El surrealismo entre viejo у nuevo mundo. Mexico, 1944.
Lemaitre G.-E. From Cubism to Surrealism in French Literature. Cambridge, 1945.
Matthews J.-H. Surrealism and the Novel. Ann Arbor, 1966.
Matthews J.-H. Surrealist Poetry in France. New York, 1969.
Mauriас С. Andre Breton. Paris, 1949.
Miguel A. Achille Chavee. Paris, 1969.
Nadeau M. Histoire du surrealisme. Paris, 1964.
Raymond M. De Baudelaire au surrealisme. Paris, 1933.
Raynal M. Peinture moderne. Geneve, 1953.
Read H. Histoire de la peinture moderne. Paris, 1960.
Richter H. Dada-Kunst und Antikunst. Koln, 1964.
Sanouillet M. Dada. 1915—1923. Paris, 1969.
Sanouillet M. Dada a Paris. Paris, 1965.
Sanouillet M. Francis Picabia et «391». Paris, 1966.
Schifferli P. Das war Dada. Dichtungen und Dokumente. Munchen, 1963.
Torre G. de t Que es el superrealismo? Buenes Aires, 1955.
Tzara T. Le surrealisme et 1'apres-guerre. Paris, 1948.
Vai11and R. Le surrealisme centre la revolution. Paris, 1948.
Verkauf V. Dada. Monograph of a Movement. London, 1957.