Смекни!
smekni.com

Переплетение культур в Передней Азии (стр. 2 из 5)

Ты идешь завоевывать земли врага.

Враг приходит, завоевывает твою землю.

Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, храня-

щихся в Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый

профессор С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его

мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме пережи-

вания, вызванные кончиной близкого человека.

Вот, например, что там сказано:

Пусть зачатые твои дети будут внесены в число вождей,

Пусть все твои дочери выйдут замуж,

Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род,

Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им каждый день,

В твоем доме пусть пиво, вино и другое

никогда не иссякнут.

Все помыслы обращены тут к оставшимся, к живым.

...Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из гли-

ны, чтобы служить богам. Однако сами боги были очень похожи на людей:

они устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам, пили, ели,

женились, обзаводились семьями, владели подчас огромными хозяйствами

(целыми городами), были подвержены человеческим слабостям и недугам.

Как и люди, но обладая куда более значительными возможностями,

боги подчас бывали страшны, и их поступки нередко казались противоре-

чивыми и непонятными для простого смертного.

Скажем еще несколько слов о достижениях шумеров , родоначальниках

всей вавилонской культуры. Кроме первых элегий, первой поэмы о золотом

веке, их глиняные таблички содержат первые зачатки исторических по-

вествований, древнейшие в мире медицинские рецепты, первый "календарь

земледельца", первые сведения о защитных насаждениях, идею первого

рыбного заповедника, первый библиотечный каталог...

Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая

мысль и трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений,

рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание

опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться

жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило

печать на вавилонское искусство.

Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монумен-

тальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.

Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и

создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ

за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, ес-

тественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.

Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до

семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живо-

писность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лест-

ница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной

кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного

местного божества. Город считался собственностью этого божества, приз-

ванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сох-

ранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -

XXI вв. до н.э..

Как "небожителю" по самой своей природе, божеству полагалось про-

живать на большей высоте, чем смертному.

В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрыва-

лись голубым глазурованным кирпичем, находилось святилище. Туда не до-

пускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого

стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по но-

чам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище исполь-

зовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каж-

дую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарны-

ми сроками сельскохозяйственных работ.

Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но

в случае послушания обещал их при жизни... Принцип незыблемости не оп-

ределял верований жителей Двуречья, где главенство переходило то к од-

ному городу, то к другому.

Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история

Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

Арка... Свод... Некоторые исследователи приписывают вавилонским

зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего

строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом

деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по

кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко приме-

нялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов,

обнаруженных в Месопотамии. Сооружение сводчатого стока воды в Ниппу-

ре, центре древнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к

III тысячелетию до н.э.. А сводчатые потолки в царских гробницах Ура,

древнейшем месте культа шумерского бога Луны, еще на четыре-пять веков

старше.

По-видимому, не в долине Нила, а в долине Тигра и Евфрата следует

искать прообразы европейской архитектуры нашей эры. Ибо не упрямая го-

ризонталь, а ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в

Вавилонии архитектурную композицию храма.

Ко второй половине IV тысячелетия относится найденная в Уруке,

одном из древнейших центров шумерской культуры, мраморная женская го-

лова, вероятно голова богини. Благородство, ясность и внутренняя гар-

моничность образа предвосхищают на несколько тысячелетий великое ис-

кусство Эллады. А огромные, ныне пустые глазницы (некогда инкрустиро-

ванные цветными камнями) придают всему лику подлинно незабываемую вы-

разительность.

Вероятно, в эти же далекие времена шумеры ввели в обращение ка-

менные цилиндрические печати - амулеты с вырезанными человеческими и

звериными фигурами. Среди них - самые ранние образцы так называемой

геральдической композиции с точно выделанной средней осью и симметрич-

но расположенными по бокам фигурами: эта стройная и внутренне уравно-

вешенная композиция станет впоследствии типичной для всего искусства

Передней Азии.

Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенс-

твует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства.

Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья

ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого

быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель

любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких

цветных камней.

...Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма

в аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и

непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, ког-

тями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно-затейли-

во разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленя-

ми, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внуши-

тельная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая

композиция.

Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечатель-

ной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, предс-

тавляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, укра-

шавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.).

предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и на-

шего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами на-

деляются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди:

осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, вели-

чаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напо-

минающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует

проказливый козлик...

Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и

белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном ви-

де являет собой подлинное чудо прикладного искусства.

По причинам, указанным выше, памятников вавилонского искусства

дошло до нас значительно меньше, чем египетского. Тем большую ценность

представляют уцелевшие образцы художественного творчества Шумера, Ак-

када и Вавилона.

"Стела коршунов", прославляющая победу правителя города Лагаша над

соседями и так названная потому, что ваятель изобразил коршунов, раз-

дирающих трупы разбитых врагов,- считается самым значительным из до-

шедших до нас произведений шумерского искусства этого периода.

"Построчное" раскрытие сюжета, как в египетском искусстве, и вну-

шительная монументальность всей композиции характеризуют этот рельеф

( XXV в. до н.э.)

Группа мраморных статуэток из Тель-Асмара ( первая половина III

тысячелетия до н.э.). Высота самой большой - тридцать сантиметров. Это

изображения богов, жрецов и молящихся. Все они стоят выпрямившись во

весь рост, со сложенными на груди руками. Тела их и длинные облачения

поданы схематично, как бы лишь намечены, но на них и не обращаешь вни-

мания, которое целиком сосредоточивается на лицах, точнее на ликах или

даже на масках,- так нереальны , фантастичны и островыразительны эти

образы. Вот наголо выбритая голова, а вот причудливые, как бы в нес-

колько этажей завитками расчесанные бороды. Но главное - глаза: огром-

ные, словно застывшие в изумлении, либо в невозмутимо-лукавом созерца-

нии чего-то, что видят они, но не видим мы, быть может... в созерцании

нас с вами, глядящих на них, но не понимающих их до конца. Каждая фи-

гурка геометрично построена так, чтобы зрителя разил сразу же взгляд

ее огромных глаз из цветных камней, столь крепко всаженных, что их не