щая о высоком художественном уровне Северо-Кавказской культуры, между
тем как бляшки явно исполнены либо в самой Месопотамии, либо под влия-
нием месопотамского искусства.
Добавим, что в разных районах Грузии найдено при раскопках боль-
шое количество медных топоров второй половины 3 тысячелетия до нашей
эры, родственных по форме ранним шумерским топорам.
Так уже в эти далекие времена культура Двуречья переплеталась с
культурой народов и племен, порой географически отдаленных, но через
соседей входивших в какое-то соприкосновение с Вавилонией, искусство
которой, вероятно производило на них глубокое впечатление.
Племена древнего Закавказья особенно преуспели в торевтике, то
есть искусство чеканки. Крупные культурные очаги Кавказа, богатого ру-
дами, оказали влияние на развитие культуры бронзового века во всей
Восточной Европе.
В кургане племенного вождя в Триалети (Грузия) обнаружены высоко-
художественные чаши и кубки из золота и серебра, относящиеся к 8 веку
до нашей эры, в частности замечательный серебряный кубок с чеканными
изображениями, расположенными двумя горизонтальными поясами (Тбилиси,
музей Грузии). В нижнем - вереница оленей, в верхнем - процессия в два
десятка фигур: странные существа с человеческим туловищем, но со зве-
риной головой и хвостом. Процессия направляется к богине, сидящей на
троне возле священного дерева. Пояса с изображениями свободно развер-
тываются вокруг кубка; мерное чередование фигур и их общий декоратив-
ный стиль роднят это произведение закавказских мастеров с искусством
всего древневосточного мира.
Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия... Мир, непосредственно окружавший
эти государственные образования с их культурными очагами, развивался
под их влиянием, обогащался их достижениями, но и сам обогащал их сво-
им вкладом в общую культурную сокровищницу.
Финикийцы - народ купцов и мореплавателей, хитроумный и предпри-
имчивый, держал в своих руках на рубеже II и I тысячелетия до н.э.
чуть ли не всю торговлю на Средиземном море. Памятников его искусства,
широко использовавшего в этот период чужеземные образцы, осталось
сравнительно мало. Тогдашний мир обязан финикийцам изобретением пурпу-
ра (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), более
удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонс-
кая клинопись.
Торговое посредничество финикийцев имело огромное значение для
переплетения великих культур.
Могучее ассирийское искусство немалым обязано искусству хеттов.
Ведь, например, задолго до утверждения владычества Ассирии в Двуречье
у входа в хеттские храмы и дворцы хеттских царей возвышались грандиоз-
ные фигуры фантастических животных - стражей. Но о хеттах совершенно
забыли в последующие века ( как, впрочем, забыли и об их победителях -
ассирийцах). Только в наше время востоковеды получили реальное предс-
тавление о хеттском искусстве и по-настоящему преуспели в трудном деле
прочтения хеттских надписей.
Во второй половине 40-х годов турецкие археологи предприняли
большие раскопки в Анатолии, где некогда процветала хеттская культура.
Новая, любопытная глава вписывалась в историю человечества. Святилища
под открытым небом, из которых наиболее значительное вблизи древней
хеттской столицы, где сейчас - турецкая деревушка... Но самое интерес-
ное - это обломки скульптур, обнаруженные на крутом гребне, известном
под названием Черной горы: каменные головы с огромными глазами и ста-
туэтки бога-оленя.
Некоторая грубость, даже топорность работы снижает уровень хетт-
ских каменных изваяний. И все же какое-то свое слово хетты сказали в
искусстве. Ведь именно они впервые в истории архитектуры ввели так на-
зываемую циклопическую кладку из необработанных каменных глыб.
...В I тысячелетии до н.э. южные районы Закавказья вошли в состав
Урарту - самого древнего государственного образования на территории
бывшего Советского Союза.
Как мощное рабовладельческое государство Урарту утвердилось на
Армянском нагорье в середине IX в. до н.э. История и культура Урарту,
занимавшего одно время главенствующее положение в Передней Азии, под-
робно изучены уже в советское время Б.Б.Пиотровским, руководившим об-
ширными археологическими исследованиями на холме Кармир-Блур, близ
Еревана, где он откопал урартскую крепость города бога войны и бури
Тейшебы, расчлененную многочисленными башнями.
В начале VI в. до н.э. эта цитадель была разрушена и сожжена ски-
фами. Материал, обнаруженный в земле, дал возможность точно устано-
вить, в какое время года рухнула под напором кочевников могучая твер-
дыня: хлеб был уже собран, но виноград еще не созрел, в кучке сохра-
нившейся травы оказались цветы конца июля - первой половины августа.
Урарты заимствовали клинопись у ассирийцев, приспособив ее к осо-
бенностям своего языка, и все их искусство, хотя и во многом самобыт-
ное, близко по духу ассирийскому.
Основное собрание урартских древностей, включающее бронзовый щит
царя Сардура, украшенный изображениями львов и быков, хранится в Ере-
ванском музее.
Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии,
который "яростным вином блуда своего напоил все народы".
Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском
царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома
Ассирии.
От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его зах-
вата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел посте-
пенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города
ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить
план огромного города, но не былое его величие.
Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил
Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те време-
на роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столи-
цу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, са-
мым безудержным наслаждениям...
Вот запись, оставленная этим царем:
"Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил
его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я
воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового
дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслив-
шие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я ок-
ружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так
же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой сто-
роны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я
тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость". Все
это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение
положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходо-
носора попросту передали страну и столицу персидскому царю... в расче-
те на увеличение своих доходов.
А стены Вавилона с их бесчисленными башнями были действительно
внушительны. Геродот сообщает, что по ним могли свободно разъехаться
две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его
свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре
больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.
Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была
грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим
Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим
снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и
его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, сим-
волом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя
бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.
Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семира-
миды, почитаемых греками как одно из семи чудес света.
То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах,
засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огром-
ного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на
месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой ко-
лодцев.
Память о "Воротах Иштар" - богини любви...
Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процесси-
онная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которы-
ми она была вымощена, красовалась такая надпись:"Я - Навуходоносор,
царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу за-
мостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из
Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь". Стены дороги перед
Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и укра-
шены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой
гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое
замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных соо-
ружений Навуходоносора (Берлин, Музей).
По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое
интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского
царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразитель-
ны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция,
при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало
оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пыш-
ностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было ис-