ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ И ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ КУЛЬТУР.
Вавилония.
На протяжении многих веков, прошедших после крушения империи фарао-
нов, каменные громады пирамид и развалины грандиозных храмов поражали
воображение новых хозяев Нила, напоминая о том, что там некогда расц-
ветала великая культура.
На восток от Египта только холмы, мало гармонирующие с общим пей-
зажем долины Тигра и Евфрата, возбуждали порой любопытство путешествен-
ников, да, пожалуй, еще глиняные черепки - частые находки арабов -,
испещренные какими-то знаками, похожими "на следы птицы на мокром пес-
ке".
Между тем в Месопотамии, на нынешней территории Ирака, в очень
далекие времена возникла и утвердилась столь же высокая, как в Египте,
культура, сыгравшая не меньшую роль в истории человечества.
О могущественном некогда Вавилонском царстве и о великой асси-
рийской державе еще до прошлого века было известно только из Библии да
из писаний Геродота и некоторых других древних авторов. Были такие го-
сударства и такие народы, много пролившие крови в бесчисленных войнах,
много строившие и, по-видимому,преуспевшие во многих знаниях, но како-
ва была их культура и что она дала человечеству, оставалось неясным.
Ибо никакими памятниками этой культуры, если не считать обожженных
глиняных табличек с непонятными знаками, потомство не располагало.
Французскому консулу в Мосуле Полю-Эмилю Ботта принадлежит честь
первого археологического открытия в Двуречье. Узнав, что он интересу-
ется этими странными табличками, какой-то араб сообщил ему, что их
множество в его деревушке, где их давно уже употребляют на хозяйствен-
ные нужды. Ботта организовал раскопки на холме около указанной арабом
деревни и обнаружил под мусором и землей не только черепки, но целые
стены и рельефы с изображением каких-то диковинных зверей. Так были
открыты развалины ассирийского царского дворца.
Теперь известно, что в зодчестве и в ваянии древние обитатели
Двуречья были, вероятно, не менее плодовиты, чем египтяне. Как же мог-
ло случиться, что мусор и песок покрыли остатки всего, что когда-то
было создано ими ?
Двуречье было бедно камнем, и потому строили там из кирпича. Кир-
пичные же постройки погибли от времени...
В отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий оби-
тал один народ и существовало одно государство, в долине Тигра и Евф-
рата одно государственное образование не раз сменялось другим, различ-
ные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до
основания храмы, крепости и города побежденных.
И наконец, Вавилония, не защищенная извне, как Египет,труднопро-
ходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим
страну,
Так погибли многие великие творения искусства и была предана заб-
вению великая культура.
Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом
в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей
совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от еги-
петского.
Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как
вавилонское искусство; это название распространяется на название не
только самого Вавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда
самостоятельных шумеро-аккадских государств ( IV-III тысячелетия до
н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно
считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.
Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время,
эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с
рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению Геродота,- дар
Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как ве-
сенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслое-
ния ила.
И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладель-
ческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства,
управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установ-
лена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между
собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта на-
ходилась целиком и полностью в руках жречества.
Религия в Двуречье была опорой рабовладельческой верхушки. Однако
сама эта верхушка не была устойчивой, ибо главенство постоянно перехо-
дило от одного города-государства к другому. Не заупокойный культ, не
мечта продлить и в загробном мире все блага жизни вместе с властью,
вдохновляли учение шумеро-аккадских жрецов. Жестокая борьба без пощады
для побежденных определяла мировоззрение тамошних земных владык, внед-
ривших его в сознание своих подданных.
Смерть неизбежна, и смерть ужасна. Герой древнего вавилонского
эпоса отважный и непобедимый Гильгамеш, "на две трети бог, на одну -
человек", обретает бессмертие, но не может им воспользоваться, ибо в
царстве мертвых "траву молодости" съедает змея.
В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных
сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действитель-
ности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цвету-
щая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зави-
сящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих
между собой беспощадную борьбу.
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли
культ воды и культ небесных светил.
Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодоро-
дия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опусто-
шавшей эти края ( как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда
о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в ска-
заниях Шумеры).
Культ небесных светил - как проявление божественной воли.
Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духа-
ми,огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И
действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонс-
кая наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для
оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела
полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесяте-
ричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.
Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблю-
дении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся
овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца,
Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были
связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутрен-
ности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будуще-
го. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жре-
цам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы
сверхъестественной.
Таинственные знаки на обожженных глиняных плитках были расшифрова-
ны в прошлом веке. Это знаменитая шумерская клинопись, положившая на-
чало всей письменности, очень декоративная и ведущая свое происхожде-
ние от рисунков.
В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире пись-
менный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание
таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских го-
родов и самого Вавилона. Среди них - документы знаменитого храмового
архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели боль-
шими угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и
культурной жизни городов-государств. А всей внутренней и внешней поли-
тикой городов Двуречья руководили жрецы-правители, опиравшиеся в своих
решениях на волю богов, только им известную, коих они почитались на-
местниками, равно как и цари, объединившие под своей властью несколько
городов и являвшиеся верховными жрецами.
Текст одной из таблиц более позднего периода ( II тысячелетие до
н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к
чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком прес-
туплении - краже раба, зная,что за это ему полагается смертная казнь,
между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить
бесправную жертву своей корысти.
Страшные дела творились на этой земле. В древнейшие времена, как
подтвердили раскопки, там совершались человеческие жертвоприношения,
устраивались настоящие бойни, очевидно, по повелению жрецов, дабы уми-
лостивить богов.
И, однако, в этом столь далеком от нас мире дикий фанатизм, изу-
верство сочетались нередко с очень трезвым взглядом на жизнь, порой с
поразительным скептицизмом, а то и с подлинной мудростью.
До нас дошла запись о процессе в Шумере по обвинению жены в соу-
частии в убийстве мужа. Улики были признаны недостаточными, и она из-
бегла казни. Изучив этот текст, современные юристы пришли к выводу,
что решение шумерского суда вполне соответствовало современным право-
вым нормам.
Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого на-
рода, казалось бы всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее
непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению мно-
гих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой,
отражающей тонкий, здоровый юмор.
Как, например, распорядиться своим имуществом?
Все равно умрем - давай все растратим!
А жить-то еще долго - давай копить.
Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следу-
ющей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность: