фии Шпенглера определены достаточно четко, следует сказать
несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения.
Жизнь - действительно центральное понятие рассматривае-
мой концепции, что наиболее четко проявляется в понимании
О.Шпенглером ставшего и становления. Становление означает
творчество, поиск, выражение во внешнем внутренней идеи.
Ставшее неизбежно следует за становлением и при этом лишено
динамики последнего.
Нетрудно увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее,
тогда как ранняя стадия культуры - становление. Цивилиза-
ция - завершение культуры, ибо ставшее всегда неподвижно, а
неподвижность - это смерть.
Время О.Шпенглер полагает совершенно особым явлением,
так как пространство не подчинено закономерности направле-
ния. И в этом убеждении коренится его идея о существовании
двух в корне различных способов познания мира. Один из них
он зовет природой, второй - историей.
"Природа и история - вот два крайних, противоположных
способа приводить действительность в систему картины мира.
Действительность становится природой, если все становление
рассматривать с точки зрения ставшего; она есть история, ес-
ли ставшее подчинять становлению" [1]. Природу следует опи-
сывать с помощью законов; историю можно объяснить лишь ис-
пользуя язык образов. Природа есть воплощение постоянно воз-
можного, история - однажды произошедшего.
О.Шпенглер говорит, что нет четкой границы между двумя
этими способами мировосприятия, но добавляет, что природа по
существу является искусственным творением разума, "старчес-
кого" интеллекта, и поэтому характерна для стадии цивилиза-
ции. Возникновение природного понимания мира вызвано бунтом
"чистого разума" против идеи судьбы, предопределенности. В
противовес судьбе выдвигается принцип причинности, который
позволяет выявлять закономерности между современным и буду-
щим состояниями, управлять ими. Таково духовное обоснование
превращения культуры в цивилизацию, перехода от становления
к ставшему, данное немецким философом.
И задача западной философии, по его мнению, состоит в
том, чтобы создать некоторый "специфически западный" "вид
исследования истории в высшем смысле", который позволил бы
проникнуть в мирочувствование не только присущее собственно
Европе, но и во всякое другое, в корне отличное от нашего, и
при этом дал бы возможность заранее определить пути и перс-
пективы развития иных культур.
История культуры для Шпенглера - это ее судьба, и поэ-
тому он говорит, что возможности внутренней идеи культуры,
ее "прафеномен" реализуются во внешних формах истории. Этот
новый метод исторического исследования, "Морфологию органи-
ческого, истории и жизни, всего того, что подчинено направ-
лению и судьбе", мыслитель называет физиогномикой.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов.
Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств
и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный
к некоторой нации либо стране и определяющий ментальность
входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что
означает отсутствие общей направленности исторического про-
цесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять
культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь,
возникает из идейной основы, первичного символа - "прафено-
мена". О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологичес-
кий организм, закономерно проходящий определенные стадии
развития. При этом происходят поиски средств реализации ос-
новной идеи, выявляются исторические формы данной культуры.
Цивилизация - исход и завершение этих поисков, послед-
няя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния
традиций, упадком религиозности, ростом городов, распростра-
нением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.
Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами
прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры.
"...Падение Западного мира представляет собой ни более ни
менее как проблему цивилизации". Европа давно уже перешла в
цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только
вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные яв-
ления, охватившие современное общество.
Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели,
широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напря-
женность повествования делают обоснование высказанной в "За-
кате Европы" концепции чрезвычайно убедительным (и зачастую
маскируют недостатки аргументов).
Список использованной литературы
1. Шпенглер О. Закат Европы.
2. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции
кризиса культуры.