Русский романтизм шёл в своём развитии по пути всё большего сближения с жизнью. Изучая действительность, в её конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Отбрасывая провиденциалистическую точку зрения, они начали искать пружины исторического развития в социальных факторах. История предстаёт в их творчестве как арена борьбы между силами мрака и света, тирании и свободы. Показательные романы В. Гюго «Собор парижской богоматери», «Отверженные» и Э. Сю «Парижские тайны». Передовые романтики правдиво изображали современный им мир. Они глубоко раскрывали его противоречия – нищету и бесправие народных масс и бездушие, жестокость господствующих классов. Идея историзма, внимание к трагической судьбе народа, стихия субъективного, гуманистическая насыщенность творчества, устремлённость к идеалу, обогащение художественной палитры за счёт введения условных приёмов изображения жизни, утверждения воспитательного воздействия искусства на человека и многое другое, что характерно для романтизма, оказало плодотворное влияние на развитие реализма XIX века.
Таким образом, романтизм как историко-литературное явление несводим к одной субъективной. Его сущность раскрывается в совокупности признаков. Романтики, как и реалисты, обладали сложным миропониманием, они широко, многогранно отражали современную им действительность и историческое прошлое, их творческая практика представляла собой сложный идейно-эстетический мир, не поддающийся однозначному определению.
Романтики отнюдь не сводят задачу к познанию действительности тем самым отмечают специфичность романтизма в сравнении с наукой. В своих программных выступлениях они заостряют внимание на гуманистической, воспитательной функции искусства, объясняя этим его большое общественное значение. Решая свои специфические художественные задачи мыслители романтического направления проникли вместе с тем глубоко в гносеологическую сущность искусства, вскрыли его важнейший закон. Их большая заслуга заключается в определении места и роли субъективного начала в художественном творчестве.
Романтическое, без чего искусство утрачивает свою подлинную сущность, - это прежде всего эстетический идеал, гуманистический по своей природе, включающий в себя представления художника о прекрасной жизни и прекрасном человеке.
О взаимодействии реализма и романтизма много писал А. Фадеев. По его мнению, настоящее искусство синтезирует объективное и субъективное, сущее и должное.
В центре внимания писателей романтического направления – человеческая личность, её духовный мир, её судьбы в условиях феодальной и буржуазной действительности. Они изображают человека, как правило, в напряжённых жизненных ситуациях. Отсюда острый драматизм и психологизм романтической литературы, проявляющийся не только в драматургии, но также в эпических и лирических жанрах.
2. Влияние Французской буржуазной революции на возникновение романтизма:
Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.
Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.
В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы - РОМАНТИЗМА.
По определению, данному в Большом энциклопедическом словаре, романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - первой половины 19 века. Отразив разочарование в итогах Великой Французской революции в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Философы 18 века боролись за установление нового разумного общества, но, сами того не сознавая, проложили дорогу буржуазному господству: установленные <,<победой разума» общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей. Возникло огромное противоречие между провозглашенными французской революцией высокими освободительными лозунгами и низменной прозой буржуазной действительности.
Заслуга романтиков заключалась в том, что они почувствовали противоречия и дисгармонию буржуазного общества. Однако при всем неприятии нового социального порядка романтики не могли ни понять его сущности, ни постигнуть его законов. Романтическая критика капиталистической цивилизации носила отвлеченный характер.
Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.
И если классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм -это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.
В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымыслаобъективной реальности лежали в основе всего романтического движения.
Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока - Италии, Испании, Греции, Турции - является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад.
Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.
Особое место среди романтиков писателей принадлежит французским писателям. В своем развитии французский романтизм был более тесно и отчетливо связан с политической борьбой своей эпохи, чем романтическое движение других стран. Крупнейшими представителями его явились Шатобриан и Жермена де Сталь на первом этапе, Ламартин, Виньи и ранний Гюго - на втором этапе, совпавшем с эпохой Реставрации, более поздний Гюго и Жорж Санд - на третьем этапе французского романтизма.
Шатобриан и Виньи, связанные с реакционными кругами, проклинали революцию и оплакивали утраченный блеск и величие дворянства. Виктор Гюго, вдохновленный борьбой французской демократии за политический прогресс, считал французскую революцию величайшим завоеванием человечества. Обращаясь к прошлому, Гюго и там находил живое проявление творческих сил народа, его мятежного духа, его неугасимого стремления к свободе и к новым социальным отношениям.
Ареной наиболее ожесточенной борьбы между романтиками и сторонниками классицизма стал театр, так как наиболее прочными были позиции классицизма именно в области драмы. Александр Дюма - отец, Мюссе, Гюго, Мериме выступают с драмами, направленными против требований классической трагедии. Французские романтические драмы, свободные по композиции, рисующие бурные страсти и яркие чувства, отражали прогрессивные веяния эпохи.
Во Франции полное торжество романтизма пришлось на 20-е - начало 30-х годов 19 века. В это время получает развитие жанр исторического романа. Однако несмотря на все достоинства французского исторического романа, романтики не могли достигнуть глубины, правдивости и художественного величия Вальтера Скотта, служившего им образцом.
Кто такой романтический герой и каков он?
Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью; он живет в 'розовом' состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира, после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.
В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чайльд-Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.