Смекни!
smekni.com

Культура Руси XIV-XV в.в. (стр. 3 из 9)

¦ ¦ ¦ ¦без меры, и ездять пьяни по истине за

¦ ¦ ¦ ¦Пьяного пьяни". (Новгородская IV лето-

¦ ¦ ¦ ¦пись). При изготовлении пива применя-

¦ ¦ ¦ ¦ется солод, следовательно, этот напи-

¦ ¦ ¦ ¦ток имел приблизительно современный

¦ ¦ ¦ ¦характер.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦III.Уст-¦1.Песни ¦а)Истори¦ Утверждение народного творчества

¦ное наро¦ ¦ческие ¦XIV-XVв.в. восстанавливается лишь час-

¦дное тво¦ ¦ ¦тично на основании позднейших записей

¦рчество.¦ ¦ ¦фольклора и следов его,сохранившихся в

¦ ¦ ¦ ¦некоторых памятниках письменности того

¦ ¦ ¦ ¦времени.

¦ ¦ ¦ ¦ - в этот период сложился и оформился

¦ ¦ ¦ ¦жанр исторической песни, отразившей

¦ ¦ ¦ ¦народное восприятие и народную оценку

¦ ¦ ¦ ¦исторических событий и явлений. Сложе-

¦ ¦ ¦ ¦нием их является результатом художест-

¦ ¦ ¦ ¦венного вымысла, но зато в них переда-

¦ ¦ ¦ ¦ется отношение народа к определенным

¦ ¦ ¦ ¦явлениям в истории. Они проникнуты

¦ ¦ ¦ ¦глубочайшей верой в справедливость

¦ ¦ ¦ ¦поступков и действий их героев, в то,

¦ ¦ ¦ ¦что правда на стороне народа.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2.Темы ¦а)Борьба¦ Одна из главных тем устного народно-

¦ ¦устного ¦против ¦го творчества - борьба против монго-

¦ ¦народно ¦монголо-¦ло-татарского нашествия и ига. Вокруг

¦ ¦го твор ¦татарско¦событий этой борьбы сложились целые

¦ ¦чества. ¦го нашес¦циклы устных народных поэтических про-

¦ ¦ ¦твия и ¦изведений. Среди них:

¦ ¦ ¦ига ¦ - сказания о битве на Каике;

¦ ¦ ¦ ¦ - о разорении Рязани Батыем и рязанс-

¦ ¦ ¦ ¦ком богатыре Евпатии Коловрате;

¦ ¦ ¦ ¦ - о подвигах Меркурия Смоленского;

¦ ¦ ¦ ¦ - о Невской битве и Ледовом побоище,

¦ ¦ ¦ ¦вошедшее в переработанном виде в лите-

¦ ¦ ¦ ¦ратурные произведения XIV-XVв.

¦ ¦ ¦ ¦ Исторические песни, посвященные вре-

¦ ¦ ¦ ¦мени монголо-татарского ига ("Князь

¦ ¦ ¦-Авдотья¦Роман и Мария Юрьевна", "Авдотья -Ря-

¦ ¦ ¦Рязаноч-¦заночка", "Девушка спасается от та-

¦ ¦ ¦ка ¦тар", "Мать встречает дочь в татарском

¦ ¦ ¦ ¦плену"...), раскрывают в поэтической

¦ ¦ ¦ ¦форме глубогий драматизм положения на-

¦ ¦ ¦ ¦рода в условиях опустошительных напа-

¦ ¦ ¦ ¦дений сильных и жестоких врагов, бла-

¦ ¦ ¦ ¦городное мужество простых людей, отс-

¦ ¦ ¦ ¦таивающих свою честь и свободу. Образ

¦ ¦ ¦ ¦страдающей под тяжким игом Русской

¦ ¦ ¦ ¦земли воплощается чаще всего в образе

¦ ¦ ¦ ¦чистой и стойкой духом красавицы-не-

¦ ¦ ¦ ¦весты, похищаемой злым врагом и попа-

¦ ¦ ¦ ¦дающей в ненавистный чужеземный плен.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Народ¦ В XVIIIв. была записана песня о Щел-

¦ ¦ ¦ное вос-¦кане Дудентьевиче, восходящая к собы-

¦ ¦ ¦стание в¦тиям XIVв. - народное восстание в Тве-

¦ ¦ ¦Твери ¦ри против ханского наместника Чол-хана

¦ ¦ ¦ ¦(Шевкала) в 1327г. Сильными словами

¦ ¦ ¦ ¦рисует народная песня насилия монго-

¦ ¦ ¦ ¦ло-татарского баскака. За его насилия

¦ ¦ ¦ ¦и издевательства тверичи сожгли живьем

¦ ¦ ¦ ¦Чол-хана и его свиту.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Былин¦ Простоте устного народного творчест-

¦ ¦ ¦ный эпос¦ва XIV-XVв. очень близки по своим фор-

¦ ¦ ¦ ¦мам и действиям героев к былинному

¦ ¦ ¦ ¦эпосу Киевской Руси. В этом сказыва-

¦ ¦ ¦ ¦лось стремление подчеркнуть великую

¦ ¦ ¦ ¦силу Руси недавнем прошлом. Народный

¦ ¦ ¦ ¦эпос,вспоминая былинных богатырей,

¦ ¦ ¦ ¦возбуждал чувство партиотизма и жела-

¦ ¦ ¦ ¦ние восстановить былую славу в борьбе

¦ ¦ ¦ ¦с завоевателями. Именно в этот период

¦ ¦ ¦ ¦происходило создание на основе других

¦ ¦ ¦ ¦былин жившего потом столетиями цикла

¦ ¦ ¦-связан-¦былинного эпоса, связанного с Киевом и

¦ ¦ ¦ный с ¦князем Владимиром Кросное Солнышко.

¦ ¦ ¦Киевом ¦Эпизоды борьбы против половцев и мон-

¦ ¦ ¦ и ¦голо-татар, герои Ростовско-Суздаль-

¦ ¦ ¦борьбой ¦ской земли и другие - все это сли-

¦ ¦ ¦против ¦вается в единый цикл, центральная тема

¦ ¦ ¦захватч-¦которой- борьба против иноземных зах-

¦ ¦ ¦иков ¦ватчиков, героические подвиги русских

¦ ¦ ¦ ¦богатырей в этой борьбе.

¦ ¦ ¦-Алеша ¦ Ростовский герой Алеша превратился в

¦ ¦ ¦Попович ¦общерусского богатыря, служащего в Ки-

¦ ¦ ¦ ¦еве князю Владимиру и побеждающего

¦ ¦ ¦-Илья ¦злого врага Тугарина. Илья Муромец сим

¦ ¦ ¦Муромец ¦вол мощи русского народа. Добрыня Ни-

¦ ¦ ¦ ¦китич - люди с разными народными хара-

¦ ¦ ¦ ¦ктеристиками, но все защищающие Родину.

¦ ¦ ¦г) Кули-¦ Ряд сказаний возник в связи с Кули-

¦ ¦ ¦ковская ¦ковской битвой. В одной из песен гово-

¦ ¦ ¦битва ¦рится о богатыре Сухмане, побившем

¦ ¦ ¦ ¦врагов и истекшем кровью на берегу

¦ ¦ ¦ ¦Непры-реки.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦д)Мамае-¦ Народно-поэтическая основа видна и в

¦ ¦ ¦во побои¦рассказе "Сказание о Мамаевом побоище"

¦ ¦ ¦ще ¦о поединке богатырей в начале битвы -

¦ ¦ ¦ ¦русского монаха Пересвета с ордынцами.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦е) О Ве-¦ Особый цикл песен и повестей был

¦ ¦ ¦ликом ¦связан с Великим Новгородом и среди

¦ ¦ ¦Новгоро-¦них знаменительные былины о Василии

¦ ¦ ¦де ¦Буслаеве. В.Г.Зелинский называл былину

¦ ¦ ¦ ¦о Садко одним из "перлов русской на-

¦ ¦ ¦ ¦родной поэзии". В Новгородских былинах

¦ ¦ ¦ ¦ярко отразилось богатство и могущество

¦ ¦ ¦ ¦Великого Новгорода, его внутреннее

¦ ¦ ¦ ¦устройство, смелые и сильные образы

¦ ¦ ¦ ¦новгородцев.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦Вывод ¦ Тема русской земли, ее красоты и си-

¦ ¦ ¦ ¦лы, ее героической борьбы против ино-

¦ ¦ ¦ ¦земных завоевателей была главной темой

¦ ¦ ¦ ¦устного народного творчества XIV-XVв.

¦ ¦ ¦ ¦

¦IV. Гра-¦1.Расп- ¦а) Среди¦ Распространение грамотности в сред-

¦мотность¦ростра- ¦церковни¦невековой Руси XIV-XVв. было, как и

¦и пись -¦нение ¦ков ¦прежде, сосредоточено в основном в ру-

¦менность¦грамот- ¦ ¦ках церкви. Однако круг грамотных лю-

¦ ¦ности в ¦ ¦дей далеко не ограничивался церковни-

¦ ¦Средне- ¦ ¦ками.

¦ ¦вековой ¦ ¦

¦ ¦Руси. ¦б) Среди¦ В городах грамотность тоже получила

¦ ¦ ¦городско¦значительное распространение (хотя для

¦ ¦ ¦го насе-¦подавляющего большинства она остава-

¦ ¦ ¦ления ¦лась недоступной), что было обусловле-

¦ ¦ ¦ ¦но прежде всего спецификой экономичес-

¦ ¦ ¦ ¦кой жизни, жизни горожан. Занятия ре-

¦ ¦ ¦ ¦меслом и торговлей требовали известной

¦ ¦ ¦ ¦грамотности. Поэтому центрами распре-

¦ ¦ ¦ ¦деления грамотности и письменности бы-

¦ ¦ ¦ ¦ли не только монастыри, но и средневе-

¦ ¦ ¦ ¦ковые русские города.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2. Архио¦а)Берес-¦ Обнаруженные в Новгороде берестовые

¦ ¦логичес-¦товые ¦грамоты содержат будничную, повседнев-

¦ ¦кие на -¦грамоты ¦ную переписку Новгородцев,раскрывая

¦ ¦ходки, ¦ ¦самые различные формы жизни Новгородс-

¦ ¦свидете-¦ ¦кой феодальной республики.

¦ ¦льствую-¦ ¦ Многие грамоты посвящаются хозяйс-

¦ ¦щие о ши¦ ¦твенным вопросам:"Поклон от Михаила к

¦ ¦роком ¦ ¦господину св.Тимофею.Земля готова,

¦ ¦распрост¦ ¦нужны семена...", - это писал, вероят-

¦ ¦ранении ¦ ¦но,приказчик своему господину. Есть

¦ ¦грамот- ¦ ¦грамоты, фиксирующие повинности

¦ ¦ности ¦ ¦крестьян, о покупке земель, о торгов-

¦ ¦ ¦ ¦ле, о военных походах.

¦ ¦ ¦ ¦ С деятельностью известного новго-

¦ ¦ ¦ ¦родского посадника Юрия Онцифоровича и

¦ ¦ ¦ ¦его сына Михаила связан целый ряд гра-

¦ ¦ ¦ ¦мот, найденных в этом месте, где в

¦ ¦ ¦ ¦XVв. стоял один из немногих тогда ка-

¦ ¦ ¦ ¦менных домов в Новгороде, принадлежа-

¦ ¦ ¦ ¦щих знаменитому посаднику.

¦ ¦ ¦ ¦ Около 600 грамот найдено в настоящее

¦ ¦ ¦ ¦время при раскопках в Новгороде, одна

¦ ¦ ¦ ¦из них написана на латинском языке.

¦ ¦ ¦ ¦ К уникальным находкам относятся бе-

¦ ¦ ¦ ¦рестовые грамоты второй половины

¦ ¦ ¦ ¦XIVв.- "учебные тетрадки новгородского

¦ ¦ ¦ ¦мальчика Онфима. На его листе записи

¦ ¦ ¦ ¦букв и слогов, что свидетельствует о

¦ ¦ ¦ ¦слоговом принципе обучения.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Над- ¦ Стены новгородских и псковских церк-

¦ ¦ ¦писи на ¦вей покрыты многочисленными надписями,

¦ ¦ ¦стенах ¦процарапанными на камне и очень похо-

¦ ¦ ¦церквей ¦жими на письмо берестовых грамот.

¦ ¦ ¦ ¦ На одном из внутренних столбов церк-

¦ ¦ ¦ ¦ви на Передице отчетливо видна запись

¦ ¦ ¦ ¦какой-то женщины, фиксировавшая взятый

¦ ¦ ¦ ¦долг. Такие надписи принадлежат прос-

¦ ¦ ¦ ¦тым людям и являются одним из свиде-

¦ ¦ ¦ ¦тельств их грамотности.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Надпи¦ Много надписей имеется на бочках,

¦ ¦ ¦си на бы¦сосудах, поплавках, сапожных колодках

¦ ¦ ¦товых ¦и др. Чаще всего это имена или инициа-

¦ ¦ ¦предме- ¦лы их владельцев. Сделав церковный со-

¦ ¦ ¦тах ¦суд -потир- в 1449г. мастер написал:"А

¦ ¦ ¦ ¦делал Ив.Фомин".

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г) Пись-¦ Значительно большое развитие получи-

¦ ¦ ¦менная ¦ла в XIV-XVв. письменная документация,

¦ ¦ ¦докумен-¦что стимулировалось расширением фео-

¦ ¦ ¦тация ¦дальных отношений: роста земельной

¦ ¦ ¦ ¦собственности, требовавший формировва-

¦ ¦ ¦ ¦ния документов на право владения зем-

¦ ¦ ¦ ¦лей и зависимым населением. Письменная

¦ ¦ ¦ ¦документация была необходимой и для

¦ ¦ ¦ ¦органов государственного управления.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦д) Руко-¦ В настоящее время сохранилось более

¦ ¦ ¦писи ¦17 рукописей XIVв. кроме того, 85 ру-

¦ ¦ ¦ ¦кописей дотируются XIIIв., в то же

¦ ¦ ¦ ¦время как от XIIIв. сохранилось 215

¦ ¦ ¦ ¦рукописей, от XII-XIIIв.в.- 40, а от

¦ ¦ ¦ ¦XIIв.-только 85! Из московских рукопи-

¦ ¦ ¦ ¦сей, сохранившихся до наших дней, наи-

¦ ¦ ¦ ¦более ранней является"Сийское еванге-

¦ ¦ ¦ ¦лие", написанное в 1339г.

¦ ¦ ¦ ¦ Письменность сосредотачивалась, в

¦ ¦ ¦ ¦частности, в монастырях, где составля-

¦ ¦ ¦ ¦лись различные грамоты, оформлявшие

¦ ¦ ¦ ¦права и привилегии монастырей на право

¦ ¦ ¦ ¦владения землями, льготные условия

¦ ¦ ¦ ¦торговли...

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦3.Разви-¦а)Измене¦ Развитие письменности сопровождалось