¦ ¦тие пись¦ние тех-¦рядом изменений в самой технике пись-
¦ ¦менности¦ники ¦ма, приспосабливавшейся к возросшему
¦ ¦ ¦ ¦спросу на книги и разного рода доку-
¦ ¦ ¦ ¦менты.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Появ-¦ На смену дорогого пергамента пришла
¦ ¦ ¦ление ¦в XIVв. бумага. Пергамент был не толь-
¦ ¦ ¦бумаги ¦ко дорог для большого количества книг,
¦ ¦ ¦ ¦но и неудобен тем, что не позволял пи-
¦ ¦ ¦ ¦сать быстро. Спрос на книги возрастал,
¦ ¦ ¦ ¦требовалось изготовлять их больше и
¦ ¦ ¦ ¦быстрее. Бумага намного лучше отвечала
¦ ¦ ¦ ¦этим требованиям. На Русь ее доставля-
¦ ¦ ¦ ¦ли в XIV-XVв. из других стран (Запад-
¦ ¦ ¦ ¦ная Европа). В XIVв. бумага привози-
¦ ¦ ¦ ¦лась из Италии, в конце XIVв. появи-
¦ ¦ ¦ ¦лась французская бумага, а еще через
¦ ¦ ¦ ¦столетие стали производить немецкую
¦ ¦ ¦ ¦бумагу.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Изго-¦ Писали чернилами, рецепты известны
¦ ¦ ¦товление¦по записям с XVв. Они делались из же-
¦ ¦ ¦чернил ¦лезной ржавчины, дубовой коры, вишне-
¦ ¦ ¦ ¦вого клея, кваса или кислых щей, меда,
¦ ¦ ¦ ¦которые смешивались, кипятились, вы-
¦ ¦ ¦ ¦держивались и давали вещество удобное
¦ ¦ ¦ ¦для письма и имевшее необходимый блеск
¦ ¦ ¦ ¦и вязкость.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г) Ору- ¦ Орудием письма были гусиные перья,
¦ ¦ ¦дия пись¦для приготовления которых пользовались
¦ ¦ ¦ма ¦"перочинными" ножами.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦д) Формы¦ Писцы XIV-XVв. писали быстрее, чем
¦ ¦ ¦письма: ¦их предшественники в прошлые века.
¦ ¦ ¦-"устав-¦Вместо строго"уставного" письма с его
¦ ¦ ¦ ное"; ¦геометрически правильными четкими бук-
¦ ¦ ¦ ¦вами появились"полуустав". Теперь ли-
¦ ¦ ¦ ¦нии букв потеряли прежнюю стройность,
¦ ¦ ¦ ¦стали неровными, появилось большое ко-
¦ ¦ ¦ ¦личество сокращенных слов. Обозначился
¦ ¦ ¦ ¦наклон в почерке.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-"скоро-¦ А в XVв. появилась"скоропись". Еще
¦ ¦ ¦ пись" ¦больше стали сокращаться слова, буквы
¦ ¦ ¦ ¦выносятся над строчкой, пишутся слит-
¦ ¦ ¦ ¦но, концы букв выходят за строчки- по-
¦ ¦ ¦ ¦являются" хвосты" и росчерки. Все эти
¦ ¦ ¦ ¦изменения внешнего вида письма свиде-
¦ ¦ ¦ ¦тельство растущего распространения
¦ ¦ ¦ ¦письменности.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦е) Укра-¦ Страницы рукописных книг украшались
¦ ¦ ¦шение ¦цветными заставками и миниатюрами. Вы-
¦ ¦ ¦книг: ¦дающимися образцами украшения книжной
¦ ¦ ¦- миниа-¦миниатюры XIVв. является "Феодосовское
¦ ¦ ¦тюрой; ¦евангилие ", написанное по заказу
¦ ¦ ¦- заглав¦ярославлского князя Федора Черного,
¦ ¦ ¦ными ¦тверская рукопись Хроники Георгия
¦ ¦ ¦буквами;¦Амартола, имеющая более 100 миниатюр.
¦ ¦ ¦- орна- ¦В виде причудливых картинок изобража-
¦ ¦ ¦мент ¦лись заглавные буквы начала текста.
¦ ¦ ¦ ¦Часто применялся,чудовищный арна-
¦ ¦ ¦ ¦мент,составленный из изображений фан-
¦ ¦ ¦ ¦тастических существ. Этот тип орнамен-
¦ ¦ ¦ ¦та держался в рукописях в XIII-XIVв.
¦ ¦ ¦ ¦В XVв. получил распространение плетен-
¦ ¦ ¦ ¦ный и растительный орнамент. Плетеный
¦ ¦ ¦ ¦орнамент широко использовал жгуты,
¦ ¦ ¦ ¦круги, четырехугольники, чем достига-
¦ ¦ ¦ ¦лась узорчатость рисунка.
¦ ¦ ¦ ¦ В украшение6 книг средневековые мас-
¦ ¦ ¦ ¦тера вкладывали много труда и искусс-
¦ ¦ ¦ ¦тва. Русские люди любили и ценили кни-
¦ ¦ ¦ ¦ги.
¦ ¦ ¦ ¦
¦V.Летопи¦1) Лето-¦а) Много¦ Русские средневековые летописи
¦сание и ¦писи па-¦образие ¦представляют собой крупные памятники
¦общест- ¦мятники ¦в летопи¦духовной культуры. В них описывается
¦венно- ¦духовной¦сях явле¦широкий круг представлений и понятий
¦полити -¦культуры¦ний-проя¦средневекового общества. Летописи яв-
¦ческая ¦ ¦вление ¦ляются памятниками общественной мысли,
¦мысль ¦ ¦божест- ¦литературы и научных знамений. У нас
¦ ¦ ¦венной ¦нет более ценных и интересных памятни-
¦ ¦ ¦воли ¦ков духовной культуры прошлого, чем
¦ ¦ ¦ ¦наши летописи - от знамений "Поветы
¦ ¦ ¦ ¦временных лет" киевского монаха Несто-
¦ ¦ ¦ ¦ра до последних летописных сводов XVII
¦ ¦ ¦ ¦века. Духовная культура была подчинена
¦ ¦ ¦ ¦богословию и оставалась слабо расчле-
¦ ¦ ¦ ¦ненной. Так, в летопись наряду с поли-
¦ ¦ ¦ ¦тическими событиями вошли записи о яв-
¦ ¦ ¦ ¦лениях природы, и литературные произ-
¦ ¦ ¦ ¦ведения, проникнутые исторической
¦ ¦ ¦ ¦конкретностью, и богословные размышле-
¦ ¦ ¦ ¦ния и учения - все это приурочивалось
¦ ¦ ¦ ¦к определенным событиям и связывалось
¦ ¦ ¦ ¦в едином хронологическом повествовании
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Появ-¦ Появились сюжетные литературные про-
¦ ¦ ¦ление са¦изведения, самостоятельные произведе-
¦ ¦ ¦мостоя -¦ния общественной мысли; а развитие ис-
¦ ¦ ¦тельных ¦торической мысли перешагнуло тесные
¦ ¦ ¦произве-¦рамки хронологического повествования и
¦ ¦ ¦дений ¦привело к появлению самостоятельных
¦ ¦ ¦общест- ¦исторических повестей. Это был прог-
¦ ¦ ¦венной ¦рессивный процесс,зачатки которого
¦ ¦ ¦мысли ¦видны уже в XIV-XVв. (так один из юж-
¦ ¦ ¦ ¦норусских летописей сетовал на то, что
¦ ¦ ¦ ¦разбивка изложения по годам мешает
¦ ¦ ¦ ¦связному изложению определенной линии
¦ ¦ ¦ ¦событий, и извиняется перед читателями
¦ ¦ ¦ ¦за то, что ему порой приходится забе-
¦ ¦ ¦ ¦гать вперед, а порой возвращаться на-
¦ ¦ ¦ ¦зад.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Лето-¦ Летопись была важнейшим политическим
¦ ¦ ¦пись-важ¦документом современности и являлась
¦ ¦ ¦нейший ¦сильным оружием в политической борьбе.
¦ ¦ ¦политиче¦Летопись велась при княжеских дворах и
¦ ¦ ¦ский до-¦еписковских кафедрах, в ней отражались
¦ ¦ ¦кумент ¦определенные классово-политические ин-
¦ ¦ ¦ ¦тересы разных феодального класса.
¦ ¦ ¦ ¦ Так будучи едины в своих мировозрен-
¦ ¦ ¦ ¦ческих позициях, летописцы разных зе-
¦ ¦ ¦ ¦мель направляли толкование в пользу
¦ ¦ ¦ ¦определенных политических интересов,
¦ ¦ ¦ ¦соответствующим образом подбирали ма-
¦ ¦ ¦ ¦териал для освещения. Недаром Иван
¦ ¦ ¦ ¦III, отправился в поход против Новго-
¦ ¦ ¦ ¦рода, взял с собою дьяка Степана Боро-
¦ ¦ ¦ ¦датого, потому что тот хорошо знал ле-
¦ ¦ ¦ ¦тописи и мог на их основании предъ-
¦ ¦ ¦ ¦явить необходимые обвинения Новгороду.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2.Разви ¦а) В Тве¦ В начале XIVв. развилось летописание
¦ ¦тие ле- ¦ри ¦в Твери.
¦ ¦тописа- ¦ ¦
¦ ¦ния. ¦б) В Мос¦ С 1326г. оно началось в Москве, а
¦ ¦ ¦кве ¦также Новгороде, Пскове, Ростове, Суз-
¦ ¦ ¦ ¦дале. Не сохранилось памятников ря-
¦ ¦ ¦ ¦занского летописания,которое несомнен-
¦ ¦ ¦ ¦но также существовало.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3.Осве- ¦а) Конф-¦ Как пример отражения политической
¦ ¦щение ¦ликт меж¦борьбы в летописании XIVв. можно ука-
¦ ¦событий ¦ду тверс¦зать на освещение одних и тех же собы-
¦ ¦летопи- ¦ким кня-¦тий в Московских и Тверских летописа-
¦ ¦сями. ¦зем М. ¦ниях. Так конфликт между Тверским кня-
¦ ¦ ¦Ярослави¦зем Михаилом Ярославичем и Московским
¦ ¦ ¦чем и ¦князем Юр.Даниловым в 1313-1319г.
¦ ¦ ¦московс-¦тверская летопись описывает очень под-
¦ ¦ ¦ким Ю. ¦робно,изображая тверского князя миро-
¦ ¦ ¦Данило -¦любивым, а московского - вероломным,
¦ ¦ ¦вым ¦указывая на его связь с ордынским Ха-
¦ ¦ ¦ ¦ном.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б)Убийст¦ В летопись включено обширное сказа-
¦ ¦ ¦во Михаи¦ние об убийстве Михаила в Орде, но не
¦ ¦ ¦ла в ¦упоминая по чьему наущению было совер-
¦ ¦ ¦Орде ¦шено это убийство.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Осно¦ Тверской летописец сообщает об осно-
¦ ¦ ¦вание ¦вании Дмитрием Донским в 1366-1367г.
¦ ¦ ¦Кремля ¦каменного Кремля в Москве.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г) Кули-¦ Характерно, что события Куликовской
¦ ¦ ¦ковская ¦битвы были по-разному освещены в лето-
¦ ¦ ¦битва ¦писаниях: очень побродно в Московском
¦ ¦ ¦ ¦летописании и очень коротко в Новго-
¦ ¦ ¦ ¦родском.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦4. Осо- ¦а) Новго¦ Летописание по-прежнему отличалось
¦ ¦беннос- ¦родские ¦многими местными особенностями. Весьма
¦ ¦ти ле- ¦летописи¦своеобразны новгородские летописи, в
¦ ¦тописей ¦ ¦которых наиболее сильно отразилась де-
¦ ¦ ¦ ¦мократическая струя. Они очень просты,
¦ ¦ ¦ ¦конкретно в изложении в них заметно
¦ ¦ ¦ ¦большое внимание к обычным событиям
¦ ¦ ¦ ¦городской жизни.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Псков¦ Как военная хроника читается псковс-
¦ ¦ ¦ские ¦кая летопись, отразившая героическую
¦ ¦ ¦ ¦историю города-воина, стоявшего на за-
¦ ¦ ¦ ¦падном рубеже Русской земли и ведущего
¦ ¦ ¦ ¦упорную борьбу против иноземных зах-
¦ ¦ ¦ ¦ватчиков.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Мос-¦ Возвышенно и высокопарно звучит мос-
¦ ¦ ¦ковские ¦ковское официальное летописание с осо-
¦ ¦ ¦ ¦бенно сильным религиозно-морализующей
¦ ¦ ¦ ¦струей, проникнутое идеей единства
¦ ¦ ¦ ¦церкви и светской власти. Временами в
¦ ¦ ¦ ¦нем проскальзывает назидательный про-
¦ ¦ ¦ ¦тест против вмешательства княжеской
¦ ¦ ¦ ¦власти в церковные дела, как, напри-
¦ ¦ ¦ ¦мер, в "Повести о Митяе - московском
¦ ¦ ¦ ¦прототипе, которому Дм.Донской в нару-
¦ ¦ ¦ ¦шение всех церковных правил пытается
¦ ¦ ¦ ¦сделать митрополитом.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦5.Харак ¦а) Обще-¦ При всем различии политических тен-
¦ ¦тер ле- ¦русский ¦денций и стиле изложения во всех лето-
¦ ¦тописей ¦характер¦писях XIV-XVв. отчетливо проявлялся их
¦ ¦ ¦ ¦общерусский характер. Где бы ни сос-
¦ ¦ ¦ ¦тавлялась летопись, какие бы местные
¦ ¦ ¦ ¦политические интересы она ни защищала
¦ ¦ ¦ ¦в ней все равно красной нитью проходит
¦ ¦ ¦ ¦тема общности Русской земли, ее борьбы
¦ ¦ ¦ ¦против иноземных завоевателей, понима-
¦ ¦ ¦ ¦емой летописцами как борьба в защиту
¦ ¦ ¦ ¦православия и христианства.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Сопос¦ В летописании XIV-XVв. стало часто
¦ ¦ ¦тавление¦применяться сопоставление современных
¦ ¦ ¦собран -¦событий с аналогичными событиями в