Смекни!
smekni.com

Культура Руси XIV-XV в.в. (стр. 5 из 9)

¦ ¦ ¦ных собы¦Древней Руси; последняя становилась

¦ ¦ ¦тий с со¦как бы "класическим временем",идеалом

¦ ¦ ¦бытиями ¦исторической жизни.

¦ ¦ ¦Древней ¦

¦ ¦ ¦Руси ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в)Общест¦ Труд летописца имел огромное общест-

¦ ¦ ¦венное ¦венное значение. В каждом княжестве, в

¦ ¦ ¦значение¦каждой земле, даже при отдельных церк-

¦ ¦ ¦ ¦вях, вели летописные записи, по заказу

¦ ¦ ¦ ¦светских и духовных властилителей соз-

¦ ¦ ¦ ¦давались летописные своды.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦6. Исто ¦а)Первые¦ Московские записи, появившиеся с ос-

¦ ¦ричес - ¦записи ¦нования первого каменного Успенского

¦ ¦кое ¦ ¦собора (1326г.).

¦ ¦появле- ¦ ¦

¦ ¦ние ле- ¦б)Троиц-¦ Около 1408г. в Москве был составлен

¦ ¦тописей ¦кая лето¦уже не местный, а общерусский летопис-

¦ ¦ ¦пись ¦ный свод (Троицкая летопись,погибшая

¦ ¦ ¦ ¦во время московского пожара в 1812г.).

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в)Москов¦ В связи с созданием Нового большого

¦ ¦ ¦ский ле-¦Успенского собора в конце XVв. возник

¦ ¦ ¦тописный¦Московский летописный свод 1480г.- од-

¦ ¦ ¦свод ¦но из самых значительных произведений

¦ ¦ ¦ ¦русского летописания.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г) Лав -¦ Когда сузздальско-нижегородский

¦ ¦ ¦рентьевс¦князь Дм. Константинович активно всту-

¦ ¦ ¦кая лето¦пил в борьбу за великое княжение,по

¦ ¦ ¦пись ¦его заказу в 1377г. была составлена

¦ ¦ ¦ ¦особая летопись монахом Лаврентием.

¦ ¦ ¦ ¦Составители торопились- рукопись пере-

¦ ¦ ¦ ¦писана разными почерками, видимо, ра-

¦ ¦ ¦ ¦бота для ускорения была роздана нес-

¦ ¦ ¦ ¦кольким писцам. Летопись нужна была

¦ ¦ ¦ ¦срочно, как политический документ,

¦ ¦ ¦ ¦подчеркивавший авторитет князя.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦7.Разви ¦а)Появле¦ В рамках средневекового летописания

¦ ¦тие ис- ¦ние "Хро¦получила развитие историческая мысль,

¦ ¦торичес ¦ногра- ¦расширился исторический кругозор, поя-

¦ ¦кой мыс ¦фов" ¦вились новые виды исторических произ-

¦ ¦ли в ле ¦ ¦ведений. К ним относятся "Хромографы",

¦ ¦тописа- ¦ ¦посвященные уже не только русской, а

¦ ¦нии. ¦ ¦всемирной истории, освещаемой с рели-

¦ ¦ ¦ ¦гиозно-богословных позиций. Первый

¦ ¦ ¦ ¦"Хронограф" был составлен в 1442г. вы-

¦ ¦ ¦ ¦ходцем из Сербии Пахомом Логофетом на

¦ ¦ ¦ ¦основании южнославянских, переводных с

¦ ¦ ¦ ¦греческих и русских сочинений. "Хро-

¦ ¦ ¦ ¦нограф" был, по-видимому, составлен в

¦ ¦ ¦ ¦связи с отказом русской церкви приз-

¦ ¦ ¦ ¦нать Флорентийскую унию и имел целью

¦ ¦ ¦ ¦обличить византийских правителей, сос-

¦ ¦ ¦ ¦лавшихся на унию.

¦ ¦ ¦ ¦

¦VI.Разви¦1.Накоп ¦а) Реше-¦ В народных массах веками накаплива-

¦тие зна-¦ление и ¦ние за -¦лись практические знания и наблюдения

¦ний о ¦разви - ¦дач ус- ¦над природой, вырабатывались различные

¦природе.¦тие тех ¦тойчивос¦технические приемы. В XIV-XVв.отмеча-

¦ ¦ничес - ¦ти и рав¦ется их дальнейшее накапливание и раз-

¦ ¦ких при ¦новесия ¦витие, связанное с ремесленным промыс-

¦ ¦емов. ¦сооруже-¦лом и сельским хозяйством.

¦ ¦ ¦ний ¦

¦ ¦ ¦б) Приме¦ В первом столетии после монголо-та-

¦ ¦ ¦нение ¦тарского нашествия многие технические

¦ ¦ ¦конструк¦приемы строительства были утрачены, но

¦ ¦ ¦ции рыча¦со второй половины XIVв. русские мас-

¦ ¦ ¦гов ¦тера стали вновь возводить сложные со-

¦ ¦ ¦ ¦оружения. Они решали практические за-

¦ ¦ ¦ ¦дачи усталости и равновесия сооруже-

¦ ¦ ¦ ¦ний, о чем свидетельствуют такие нов-

¦ ¦ ¦ ¦ногородские памятники, как Евфимьева

¦ ¦ ¦ ¦палата и звонница 30-х г.г. XVв. -

¦ ¦ ¦ ¦Мастера широко применяли систему рыча-

¦ ¦ ¦ ¦гов, на них были основаны конструкции

¦ ¦ ¦ ¦стенобитных "порок".

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2.Выра- ¦а)Объяс-¦ Внимание людей того времени привле-

¦ ¦ботка ¦нение ¦кали различные необычные явления при-

¦ ¦знаний ¦затмения¦роды, которые они пытались объяснить в

¦ ¦у людей.¦Луны ¦духе господствующей буржуазной идиоло-

¦ ¦ ¦ ¦гии. Об этом свидетельствуют летописи.

¦ ¦ ¦ ¦Например, в 1291 г. произошло затмение

¦ ¦ ¦ ¦Луны - и летописец толкует это как

¦ ¦ ¦ ¦предзнаменование случившегося вскоре

¦ ¦ ¦ ¦события-междоусобицы в Орде.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Появ-¦ В 1402г. появилась комета ("звезда

¦ ¦ ¦ление ¦велика эело копейным образом") - и это

¦ ¦ ¦кометы ¦явление летописец связывает с междоу-

¦ ¦ ¦ ¦собными распряими.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Сол- ¦ В 1366г. солнечное затмение объясне-

¦ ¦ ¦нечное ¦но божьим гневом за то, что египетский

¦ ¦ ¦затмение¦султан преследовал крестьян,"и сего не

¦ ¦ ¦ ¦терпя, солнце лучи свои скры". Такое

¦ ¦ ¦ ¦местико-символическое объяснение при-

¦ ¦ ¦ ¦родных явлений было типичным проявле-

¦ ¦ ¦ ¦нием средневекового мышления.

¦ ¦ ¦ ¦ Но наряду с ним в летописи заметны

¦ ¦ ¦ ¦символы зарождающегося свободного наб-

¦ ¦ ¦ ¦людения над природой, не связанных с

¦ ¦ ¦ ¦религиозно-мистической символикой.

¦ ¦ ¦ ¦Проявлением этого являлось пристальное

¦ ¦ ¦ ¦внимание и конкретное описание некото-

¦ ¦ ¦ ¦рых явлений, не толкующихся в традици-

¦ ¦ ¦ ¦онном плане.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г) Север¦ Так, в записи 1391г. дано очень под-

¦ ¦ ¦ное сия-¦робное описание северного сияния и от-

¦ ¦ ¦ние ¦мечено, что красный цвет происходит не

¦ ¦ ¦ ¦от изменения окраски самих предметов,

¦ ¦ ¦ ¦а от особого освещения.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦д) Буря ¦ Под 1419г. при описании сильной бури

¦ ¦ ¦с грозой¦с грозой сказано, что гром является

¦ ¦ ¦ ¦резким "столкновением облаков".

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦3.Появле¦а) Сбор-¦ Интерес к строению земли и Вселенной

¦ ¦ние осо-¦ник Кири¦привели к появлению особых сочинений.

¦ ¦бых сочи¦лло-Бе- ¦В одном рукописном сборнике Кирил-

¦ ¦нений. ¦лозер- ¦ло-Белозерского монастыря, датирован-

¦ ¦ ¦ского мо¦ном приблизительно в 1424г.,содержатся

¦ ¦ ¦настыря ¦статьи:"О широте и долготе земли","О

¦ ¦ ¦ ¦земном устроении","О расстоянии между

¦ ¦ ¦ ¦небом и землей".

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Лето-¦ Немалое внимание уделено в произве-

¦ ¦ ¦писи с ¦дениях XIV-XVв. сведениям в области

¦ ¦ ¦описани-¦медицины. В летописях есть очень точ-

¦ ¦ ¦ем эпиде¦ные описания эпидемических болезней

¦ ¦ ¦мических¦(чумы). Подробно и с наблюдением дета-

¦ ¦ ¦болезней¦лей описана смерть князя Дм. Красного.

¦ ¦ ¦ ¦ В XVв. появился перевод на русский

¦ ¦ ¦ ¦язык трактатов другого греческого уче-

¦ ¦ ¦ ¦ного и врача Галена.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в)Записи¦ В XIV-XVв. значительно расширились

¦ ¦ ¦о путеше¦географические представления русских

¦ ¦ ¦ствиях ¦людей. Памятником их явились записи о

¦ ¦ ¦ ¦путешествиях новгородца Стефана в

¦ ¦ ¦ ¦Царьград, смоленца Игнатия - в Царь-

¦ ¦ ¦ ¦град, Палестину и Афон, купца Василия

¦ ¦ ¦ ¦- в Иерусалим и знаменитое "Хожение за

¦ ¦ ¦ ¦три моря" тверского купца Афанасия Ни-

¦ ¦ ¦ ¦китина, совершившего путешествие в да-

¦ ¦ ¦ ¦лекую Индию (это первое в европейской

¦ ¦ ¦ ¦литературе описание Индии, сделанное с

¦ ¦ ¦ ¦большой наблюдательностья).

¦ ¦ ¦ ¦ Расширение кругозора русских людей,

¦ ¦ ¦ ¦накопление знаний о природе исподволь

¦ ¦ ¦ ¦начили подтачивать традиционные устои

¦ ¦ ¦ ¦религиозного мировозрения, хотя оно

¦ ¦ ¦ ¦продолжало не только оставаться гос-

¦ ¦ ¦ ¦подствующим, но и укрепившемся.

¦ ¦ ¦ ¦

¦VII.Лите¦1.Разви ¦а) На ¦ Русская литература второй половины

¦ратура. ¦тие ли- ¦основе ¦XIII-XVв., как и предсествующие време-

¦ ¦терату- ¦традиций¦на, развивалась в форме различных по-

¦ ¦ры. ¦ ¦вестей, многие из которых дошли в сос-

¦ ¦ ¦ ¦таве летописей, житий, сказаний. Лите-

¦ ¦ ¦ ¦ратура XIV-XVв., развивалась на основе

¦ ¦ ¦ ¦традиций, выработанных литературой Ки-

¦ ¦ ¦ ¦евского периода, непосредственно отк-

¦ ¦ ¦ ¦ликалась на важнейшие события эпохи и

¦ ¦ ¦ ¦была одним из важнейших проявлений об-

¦ ¦ ¦ ¦щественного сознания своего време-

¦ ¦ ¦ ¦ни. Центральной темой стала борьба

¦ ¦ ¦ ¦против иноземных захватчиков и прово-

¦ ¦ ¦ ¦ведь единства Русской земли, несмотря

¦ ¦ ¦ ¦на ряд местных особенностей и отраже-

¦ ¦ ¦ ¦ние местных интересов,что естественно

¦ ¦ ¦ ¦для периода феодальной раздробленности.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б)На ос-¦ Особенностью литературы является то,

¦ ¦ ¦нове ис-¦что в основе ее произведений лежали

¦ ¦ ¦торичес-¦конкретные исторические факты, а пер-

¦ ¦ ¦ких фак-¦сонажи литературных произведений были

¦ ¦ ¦тов ¦реальными историческими лицами.Значи-

¦ ¦ ¦ ¦тельно позже произошло возникновение

¦ ¦ ¦ ¦обобщенного вымышленного героя литера-

¦ ¦ ¦ ¦турных произведений. Поэтому не всегда

¦ ¦ ¦ ¦можно отделить литературные произведе-

¦ ¦ ¦ ¦ния той эпохи от исторической хроники.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦-монго- ¦ События монголо-татарских вторжений

¦ ¦ ¦ло-татар¦и героической борьбы русского народа

¦ ¦ ¦ское ¦против завоевателей стали во второй

¦ ¦ ¦вторже- ¦половине XIVв. центральной темой лите-

¦ ¦ ¦ние ¦ратуры. В составе летописей дошло нес-

¦ ¦ ¦ ¦колько повестей об отдельных событиях

¦ ¦ ¦ ¦этой борьбы - битве на Камске, вторже-

¦ ¦ ¦ ¦нии Батыя, обороне Козельска.

¦ ¦ ¦ ¦ Одним из значительных произведений

¦ ¦ ¦"Повесть¦этой темы явилась "Повесть о разорении

¦ ¦ ¦о разоре¦Рязани Батыем"дошедшая до нас в соста-

¦ ¦ ¦нии Ряза¦ве сборника XVIв. В"Повести" содержит-

¦ ¦ ¦ни Баты-¦ся решительное осуждение феодальных

¦ ¦ ¦ ем" ¦распрей между князьями. Написанная с

¦ ¦ ¦ ¦позиций прославлениярязанских княззей

¦ ¦ ¦ ¦"Повесть" обвиняет великого князя вла-

¦ ¦ ¦ ¦димирского Юр.Всеволодовичем в отказе

¦ ¦ ¦ ¦помочь Рязани. Описание князей выдер-

¦ ¦ ¦ ¦жано в плане религиозно-житейской ли-

¦ ¦ ¦ ¦тературы, они изображаются как христи-

¦ ¦ ¦ ¦ане подвижники,представленные во всех

¦ ¦ ¦ ¦своих поступках учению церкви.