¦ ¦ ¦ ¦ Истолкование борьбы против завоева-
¦ ¦ ¦ ¦телей проявляется и в ярких эмоцио-
¦ ¦ ¦ ¦нальных произведениях крупных церков-
¦ ¦ ¦ ¦ных деятелей знаменитых проповедников.
¦ ¦ ¦ ¦Серапиона, ставшего в 1247г. епископом
¦ ¦ ¦ ¦выдвинутым суздальским и нижегородс-
¦ ¦ ¦ ¦ким. Разоренная Русь монголо-татарами
¦ ¦ ¦ ¦выглягид в поучениях Серапиона как на-
¦ ¦ ¦ ¦казанье божье за грехи.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦- борьба¦ В литературе начала XIVв. отразилась
¦ ¦ ¦против ¦также борьба против шведских и немец-
¦ ¦ ¦шведских¦ких феодалов. Этой теме посвящены
¦ ¦ ¦завоева-¦дружные повести об Александре Невском
¦ ¦ ¦телей ¦и псковском князе Довмонте,ставших лю-
¦ ¦ ¦ ¦бимыми героями литературных произзве-
¦ ¦ ¦ ¦дений. Христианско-религиозная окраска
¦ ¦ ¦повести ¦деятельности героев против завоевате-
¦ ¦ ¦об ¦лей на западных рубежах Русской земли
¦ ¦ ¦Александ¦не закрыта главной патриотической
¦ ¦ ¦ре Невс-¦идеи,отвечавшей настроениям широких
¦ ¦ ¦ком. ¦народных масс.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-освобо-¦ Подъем освободительного движения
¦ ¦ ¦дитель- ¦против завоевателей в начале XIVв. и
¦ ¦ ¦ные дви-¦начало объединенных процессов в Севе-
¦ ¦ ¦жения ¦ро-Восточной Руси стимулирует и новый
¦ ¦ ¦ ¦подъем литературного творчества, не-
¦ ¦ ¦ ¦посредственно откликавшихся на эти
¦ ¦ ¦ ¦важнейшие исторические явления.
¦ ¦ ¦ ¦ В этот период заметно выдвинулась
¦ ¦ ¦ ¦тверская, а затем и московская литера-
¦ ¦ ¦Тверские¦тура. Ставшая в XIVв. одним из ведущих
¦ ¦ ¦летописа¦политических центров Руси, которая яв-
¦ ¦ ¦ния ¦лялась в то время и крупным культурным
¦ ¦ ¦ ¦центром. Значительный подъем пережило
¦ ¦ ¦ ¦тогда тверское летописание. В Твери в
¦ ¦ ¦ ¦1293г. и 1327г. произошли крупные анти
¦ ¦ ¦ ¦монгольские выступления.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-борьба ¦ Борьба против ордынцев ярко отрази-
¦ ¦ ¦ротив ¦лись в произведениях тверской литера-
¦ ¦ ¦ордынцев¦туры, какими являются "Повесть об уби-
¦ ¦ ¦ ¦ении князя Михаила Ярославовича","По-
¦ ¦ ¦"Повесть¦весть о Шевколе". Другая повесть пос-
¦ ¦ ¦о Шевко-!вящена восстанию в Твери в 1327г. Исс-
¦ ¦ ¦ле" ¦ледователи древней русской литературы
¦ ¦ ¦ ¦отмечают, что дошедшая в составе пись-
¦ ¦ ¦ ¦менных памятников эта повесть является
¦ ¦ ¦ ¦феодальный переработанный того народ-
¦ ¦ ¦ ¦ного сказания о Шевкале ("Щелкане
¦ ¦ ¦ ¦Дудентьевиче").
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2.Факто ¦а)Подъем¦ Во второй половиине в истории русс-
¦ ¦ры,влия ¦культуры¦ких зземель наступил новый этап. К
¦ ¦ющие на ¦после ¦этому времени были уже преодолены не-
¦ ¦разви- ¦вторже- ¦которые последствия монголо-татарского
¦ ¦тие ли- ¦ния мон-¦вторжения, настало время нового подъ-
¦ ¦терату- ¦голо-та-¦ема ремесла, торговли, сельского/хо-
¦ ¦ры. ¦тар ¦зяйства.
¦ ¦ ¦ ¦ Русская культура, и в частности
¦ ¦ ¦ ¦русская литература, вступила в этот
¦ ¦ ¦ ¦период в полосу нового подъема. Это
¦ ¦ ¦ ¦сказалось не только в появлении многих
¦ ¦ ¦ ¦новых произведений литературного твор-
¦ ¦ ¦ ¦чества в существующих измененных его
¦ ¦ ¦ ¦формах. Исследователи отмечают появле-
¦ ¦ ¦ ¦ние в начале XIV-XVв. нового"экспер-
¦ ¦ ¦ ¦сивно-эмоционального стиля литератур-
¦ ¦ ¦ ¦ных произведений.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Влия-¦ В этот период усилилось влияние ре-
¦ ¦ ¦ние рели¦лигии на искусство. Писатели и худож-
¦ ¦ ¦гии на ¦ники конца XIV-XVв. стремились пока-
¦ ¦ ¦искусст-¦зать исключающего возвышать психологи-
¦ ¦ ¦во ¦ческого состояния, порождаемого рели-
¦ ¦ ¦ ¦гиозным вероучением,противопоставляя
¦ ¦ ¦ ¦его земному миру со всеми его тяготами
¦ ¦ ¦ ¦и заботами.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Усиле¦ Существенное влияние оказало на ли-
¦ ¦ ¦ние куль¦тературу усиление культурных связей с
¦ ¦ ¦турных ¦южно-славянскими странами. Ведущим
¦ ¦ ¦связей с¦центром в этот период (конец XIV-XVв.)
¦ ¦ ¦другими ¦стала Москва, где создавались наиболее
¦ ¦ ¦странами¦значительные произведения.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3.Виды ¦а)"Задон¦ В конце XIVв. появилась так называе-
¦ ¦литера- ¦щина" ¦мая "задонщина",авторами которой был
¦ ¦турных ¦ ¦"Сафониий старец рязанец". "Задонщи-
¦ ¦произ- ¦ ¦на", посвященная Куликовской битве,
¦ ¦ведений ¦ ¦идейно и художественно связзана со
¦ ¦ ¦ ¦знаменитым "Словом...", но является не
¦ ¦ ¦ ¦подражением ему, а оригинальным и
¦ ¦ ¦ ¦крупнейшим проявлением древней русской
¦ ¦ ¦ ¦литературы.
¦ ¦ ¦ ¦ Широкое распространение получило
¦ ¦ ¦"Сказа- ¦"Сказание о Мамаевом побоище". Оно
¦ ¦ ¦о мамае-¦воплотило реальные факты событий свя-
¦ ¦ ¦вом побо¦занных с Куликовской битвой.
¦ ¦ ¦ище" ¦ События печальные для Москвы 1382г.,
¦ ¦ ¦ ¦когда произошло нападение Тактамыша,
¦ ¦ ¦ ¦легли в основу особой повести. О Мос-
¦ ¦ ¦ ¦ковском взятии от царя Тактамыша и о
¦ ¦ ¦ ¦пленении земли Руси и эта "Память" го-
¦ ¦ ¦ ¦раздо ближе к народной традиции, чем
¦ ¦ ¦ ¦другие произведения.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Жития¦ Другая группа литературных произве-
¦ ¦ ¦святых ¦дений конца XIV-XVв.-жития святых. В
¦ ¦ ¦ ¦этих произведениях наиболее выпукло
¦ ¦ ¦ ¦проявились черты религиозной ритори-
¦ ¦ ¦ ¦ки,характерные для того времени. Еще в
¦ ¦ ¦ ¦первой половине XIVв. было составлено
¦ ¦ ¦ ¦"Житие Московского митрополита Пет-
¦ ¦ ¦"Житие ¦ра,"которое предназначалось для обос-
¦ ¦ ¦московс-!нования важного для московских князей,
¦ ¦ ¦кого ме-¦тезиса о том, что внимание святого
¦ ¦ ¦трополи-¦Петра в Москве явилось выражением бо-
¦ ¦ ¦та Петра¦жественного предначертания, указывав-
¦ ¦ ¦ ¦шего на Москву как на центр защиты
¦ ¦ ¦ ¦христианства.
¦ ¦ ¦ ¦ В конце XIVв.житийная литература
¦ ¦ ¦ ¦приобрела новый характер. Произведения
¦ ¦ ¦ ¦этого жанра стали использоваться в
¦ ¦ ¦ ¦возвышенном стиле, они обильно украше-
¦ ¦ ¦ ¦ны эпитетами, известными оборотами и
¦ ¦ ¦ ¦выражениями, длинными цитатами из
¦ ¦ ¦ ¦"Священного писания". В этом духе были
¦ ¦ ¦ ¦составлены Епифанием Премудрым "жития"
¦ ¦ ¦ ¦Стафана Пермского и Сергия Радонежско-
¦ ¦ ¦ ¦го.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Сюжет¦ Во второй половине XVв. в русской
¦ ¦ ¦ные по -¦литературе стал развиваться жанр сю-
¦ ¦ ¦вести ¦жетной повести. "Повесть о Петре и
¦ ¦ ¦ ¦Февронии","Повесть о Петре царевиче
¦ ¦ ¦"Повесть¦ордынском"," Повесть о Меркурии Смо-
¦ ¦ ¦о Петре ¦ленском." Произведения этого жарна
¦ ¦ ¦и Февро ¦внешне еще вполне историчны, но в
¦ ¦ ¦нии " ¦действительности здесь уже происходило
¦ ¦ ¦ ¦создание вымышленных литературных сю-
¦ ¦ ¦"Повесть¦жетов, что означало значительный шаг
¦ ¦ ¦о Петре ¦вперед в развитии русского литератур-
¦ ¦ ¦царевиче¦ного творчества.
¦ ¦ ¦ордын- ¦ Общность сюжетов обусловлена единс-
¦ ¦ ¦ком" ¦твом пути культурного развития. На оп-
¦ ¦ ¦ ¦ределенной стадии возникли сюжеты, ко-
¦ ¦ ¦"Повесть¦торые соответствовали общему уровню
¦ ¦ ¦о Мерку-¦духовных, морально-этических представ-
¦ ¦ ¦рии Смо-¦лений средневекового общества, а раз-
¦ ¦ ¦ленском"¦витие художественного мышления приво-
¦ ¦ ¦ ¦дило к более глубокому проникновению в
¦ ¦ ¦ ¦человеке чувства и характеры.
¦ ¦ ¦ ¦
¦XIII. Ар¦1. Воз- ¦а)Оживле¦ Как и в других областях культуры,
¦хитекту-¦рожде- ¦ние веко¦русскому зодчеству и живописи был на-
¦ра. ¦ние ар- ¦вых тра-¦несен тяжелый удар монголо-татарским
¦ ¦хитек- ¦диций ¦нашествием. Однако, по мере того как
¦ ¦туры. ¦ ¦восстанавливалась жизнь в русских зем-
¦ ¦ ¦ ¦лях, оживали и получали новое раззви-
¦ ¦ ¦ ¦тие вековые художественные традиции. В
¦ ¦ ¦ ¦области зодчества другие традиции не
¦ ¦ ¦ ¦прервались. Сохранился, например, бе-
¦ ¦ ¦ ¦локаменный рельеф от церкви в Коломне,
¦ ¦ ¦ ¦построенной в XVв. Это свидетельство
¦ ¦ ¦ ¦того, что имели место попытки возро-
¦ ¦ ¦ ¦дить традиционное искусство резьбы по
¦ ¦ ¦ ¦камню, хотя по качеству исполнения ка-
¦ ¦ ¦ ¦ломенский рельеф намного уступает вла-
¦ ¦ ¦ ¦димиро-суздальским рельефам XII-XIIIв.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Возоб¦ В различных городах Руси в XIV-XVв.
¦ ¦ ¦новление¦возобновилось каменное строительство,
¦ ¦ ¦каменно-¦происходила реставрация старых памят-
¦ ¦ ¦го строи¦ников. Однако ни Суздаль, ни Ростов,
¦ ¦ ¦тельст- ¦ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни
¦ ¦ ¦ва, рес-¦Рязань не стали ведущими центрами раз-
¦ ¦ ¦таврация¦вития искусства в XIV-XVв.
¦ ¦2. Общие¦а)Храмы ¦ Ни в какой области русского покрови-
¦ ¦черты ¦ ¦тельства не отразились так тяжело та-
¦ ¦русского¦ ¦тарские погромы, как в русском зод-
¦ ¦зодчест-¦ ¦честве. Каменное строительство на Руси
¦ ¦ва. ¦ ¦прекратилось во второй половине XIIIв.
¦ ¦ ¦ ¦Возобновление его относится лишь к
¦ ¦ ¦ ¦концу XIIIв. как в Новгороде, так и в
¦ ¦ ¦ ¦Тверской земле. В XIV-XVв. различаются
¦ ¦ ¦ ¦особенные черты новгородско-псковского
¦ ¦ ¦ ¦строительства. В Новгороде и Пскове
¦ ¦ ¦ ¦начинают преобладать небольшие храмы с
¦ ¦ ¦ ¦подоронтонным покрытием, лучшими об-
¦ ¦ ¦ ¦разцами являются церкви Спаса-Преобра-
¦ ¦ ¦ ¦жения и Федора Стратилата.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Цер- ¦ Церковь Спаса, построена в 1374г.,
¦ ¦ ¦ковь ¦представляет собой небольшое каменное
¦ ¦ ¦Спаса ¦сооружение, покрытое снаружи различно-
¦ ¦ ¦ ¦го рода украшениями в виде каменных
¦ ¦ ¦ ¦крестов. Этот небольшой храм построен
¦ ¦ ¦ ¦Новгородскими боярами. Внутри церковь
¦ ¦ ¦ ¦украшена великолепными фресками, вы-
¦ ¦ ¦ ¦полненными Феофаном Гречином в 1378г.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Цер- ¦ Поплизости от Спаса, на берегу не-
¦ ¦ ¦ковь Ф. ¦большого ручья, стоит церковь Ф.Стра-
¦ ¦ ¦Стратила¦тилата, построенная посадником Семеном
¦ ¦ ¦та ¦Андреевичем и его матерью Натальей в
¦ ¦ ¦ ¦1360г. Это то небольшое сооружение,